• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория и практика — лицом к лицу

На Зимней школе по психологии для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ ее участники, знакомясь с особенностями магистерских программ, «двигались» от привычного образовательного взаимодействия, предполагающего дистанцию между преподавателем и студентом, к более личному контакту во время практической работы.

Первой студентам была представлена магистерская программа факультета психологии ГУ-ВШЭ «Исследование, консультирование и психотерапия личности», основой которой стало развитие так называемого человекоцентрированного подхода (person-centered approach) Карла Роджерса в рамках отечественной психологической науки. Руководитель программы профессор кафедры психологии личности Александр Орлов рассказал потенциальным магистрантам о специфике этого подхода, структуре и особенностях обучения, а также о возможности сотрудничества с австрийскими коллегами из Общества клиентцентрированной разговорной терапии и исследований (OGWG). Александр Орлов отметил значимость в подготовке будущих психологов-консультантов опыта личной терапии, для получения которого на факультете планируется привлечь сертифицированных клиентцентрированных психотерапевтов Москвы.

После презентации магистерской программы участники Школы собрались на круглый стол, посвященный проблемам современной психотерапии и консультативной психологии. Заявленные темы затем нашли развитие в мастер-классах, для участия в которых абитуриенты разделились на две группы. Первая группа работала на мастер-классе Александра Орлова и заместителя заведующего кафедрой психологии личности по научной работе Вадима Петровского, вторая тем временем принимала участие в мастер-классе «Навыки безоценочного наблюдения» преподавателя Елены Кирилловой. После теоретического введения и демонстрационной сессии студентам было предложено попробовать себя в разных ролях: психолога-консультанта, клиента и наблюдателя.

Вдохновленные новым опытом абитуриенты отправились на просмотр кинофильма Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес». Сделав перерыв на ужин и познакомившись с творчеством вышкинского хора «Force Мажор», студенты вернулись к обсуждению фильма в рамках работы кинотерапевтической группы.

Третий день Зимней школы по психологии ГУ-ВШЭ начался с презентации российско-австрийской магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Ведущие профессора кафедры психологии личности ГУ-ВШЭ — Елена Старовойтенко (заведующая кафедрой, руководитель магистерской программы) и Вадим Петровский — рассказали абитуриентам об инновационном характере этой программы. Главное, что, по мнению выступавших, выделяет эту программу среди других программ подготовки магистров психологии, это положенная в ее основу интеграция отечественной персонологической школы, представленной в программе оригинальными разработками профессоров кафедры, и австрийской школы экзистенциального анализа и логотерапии Альфрида Лэнгле, который также является руководителем этой магистерской программы. Особое внимание в программе уделяется синтезу теоретической, исследовательской и психотерапевтической составляющих подготовки будущих магистров, в чем реализовывается один из основных методологических принципов персонологии - по выражению Вадима Петровского, «персонология — это теория и практика лицом к лицу».

Старший преподаватель кафедры экзистенциальный психотерапевт Елена Уколова рассказала участникам Школы о том, какие особенности придают программе европейские стандарты обучения экзистенциальных аналитиков. Помимо освоения теоретических основ и практических навыков экзистенциального анализа, магистранты, что называется, в обязательном порядке проходят курс индивидуального самопознания и супервизий — профессиональной поддержки индивидуальной психотерапевтической практики. Выпускники магистерской программы получат российский диплом магистра психологии ГУ-ВШЭ и австрийский сертификат GLE-International, подтверждающий соответствие полученного психотерапевтического образования европейским стандартам и дающий основания для вступления выпускника в Европейскую ассоциацию психотерапии (EAP) и Международную федерацию психотерапии (IFP).

После небольшого перерыва в продолжение третьего дня Зимней психологической школы прошел мастер-класс «Единственность и множественность личности». Вадим Петровский сделал введение на тему рефлексии, далее на материале фильма Федерико Феллини «Город женщин» о проблеме множественности личности рассказала ученица Елены Старовойтенко молодая преподавательница Анастасия Исаева. По ее мнению, в фильме Феллини «отчетливо проступает юнгианская идея о встрече мужчины с фемининными аспектами его души». Участники мастер-класса, увлеченно анализируя архетипические женские образы, представленные в «Городе женщин», и распознавая в событиях фильма внутренние события становления и развития психического, постигали на практике теоретические основы глубинной персонологии Карла Густава Юнга. Что удивительно, участники школы, не имеющие базового психологического образования, работали наравне со студентами и выпускниками психологических факультетов. Кстати, для магистрантов-непсихологов в рамках программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» на факультете психологии ГУ-ВШЭ разработаны специальные адаптационные курсы.

После обеда рассмотрение проблемы множественности личности продолжил Вадим Петровский, представив участникам Школы опыт транзактной персонологии. Каждый абитуриент смог прожить опыт осознания присутствия в своем внутреннем мире трех основных психических инстанций (эмоционального, жизнерадостного, увлекающегося, творческого, чувствительного Ребенка; рассудительного, справедливого, самостоятельного, уверенного, ответственного Взрослого; контролирующего, опекающего, заботящегося Родителя), а после — проверить эмпирически соотношение в себе этих состояний с помощью теста-опросника. Неожиданным поворотом для потенциальных магистрантов стало задание повторить заполнение теста, но с воображаемым присутствием значимого другого человека. Еще более неожиданными оказались результаты второго задания, которые позволили участникам этого «эксперимента» в гораздо большей степени почувствовать этих значимых других людей и осознать, почему они для них так значимы.

Последним рабочим событием Зимней школы по психологии стал мастер-класс обучающего экзистенциального психотерапевта Елены Уколовой «Внутреннее согласие: жить с самоотдачей». Обращаясь к своему жизненному опыту, участники мастер-класса рассматривали феномен внутренней свободы и ответственности в ситуациях нахождения внутреннего согласия при принятии решений и наполнении собственной жизни смыслом, подходя, таким образом, к методологическим основам экзистенциального анализа — чтобы сказать «Да» своей жизни. Работая «в большом кругу», а затем и в малых группах, делясь своим опытом с другими, потенциальные магистранты смогли почувствовать и прожить, каким образом происходит обучение теории и практике экзистенциального анализа на основе самопознания. Мастер-класс завершился видео-лекцией профессора Альфрида Лэнгле, в которой рассматривались вопросы применения принципа внутреннего согласия в практике психологического консультировании и психотерапия на примере помощи человеку в отказе от курения. Впрочем, этот метод применим и для преодоления проблем с пищевыми нарушениями, алкогольной, игровой и интернет-зависимостями.

В заключение дня магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» по инициативе заместителя декана факультета психологии Владимира Штроо слушатели Зимней школы посмотрели фильм «Птицы. Часть вторая», который, по признанию участников, позволил им «раствориться в эстетике свободы и прожить взаимодействие духовного и чувственного опыта в динамике индивидуального бытия».

Своими впечатлениями от Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ делятся ее участники

Анастасия Исаева, аспирант ГУ-ВШЭ

Зимняя школа ГУ-ВШЭ по управленческим наукам для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ

Зимняя школа для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ гуманитарных направлений

Зимние школы для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ по экономике и международным отношениям

Зимняя школа по менеджменту для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ

Зимняя школа по социологии для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ

Зимняя школа по бизнес-информатике для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.