• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воображение, внимание и воля

Своими впечатлениями от Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ делятся ее участники.

«Этот опыт должен был быть в моей жизни»

В этом году в Вышке состоялась первая Зимняя школа по психологии, я прошла конкурс, и мне посчастливилось стать одной из ее участниц: в подмосковном пансионате «Голицыно» в течение трех дней мы подробно ознакомились с магистерскими программами факультета психологии ГУ-ВШЭ. Студенты из разных регионов России, из Эстонии и Белоруссии участвовали в увлекательных дискуссиях, тренингах и мастер-классах, проводимых ведущими преподавателями факультета.

Первый день Школы был посвящен магистерской программе «Психология в бизнесе». Особенно увлекательной тут была групповая дискуссия под руководством научного руководителя Института практической психологии ВШЭ Тахира Базарова о профессиональной позиции психолога в бизнесе. Ведь для многих из нас понятие «психолог в организации» является очень размытым, поскольку достаточно сложно разграничить, что именно входит в компетенцию психолога и с какими проблемами ему необходимо работать в рамках организации. Базаров рассказал, какие функции выполняет психолог в организации. Также он объяснил, какими качествами должен обладать психолог, дабы успешно работать. Им были названы три качества, а именно воображение, внимание и воля, которые, как мне кажется, каждый из нас теперь будет еще больше стремиться развивать в себе.

Важным для меня оказался и тренинг этнокультурной компетентности, проведенный заместителем заведующего кафедрой организационной психологии Александром Татарко. Тренинг включал игры и упражнения, которые позволили нам проанализировать проблему этнокультурной нетерпимости, а также познакомиться с различными стереотипами отношения представителей одних этнических групп к другим группам.

Второй день, посвященный магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности» особо запомнился мне мастер-классом руководителя этой программы Александра Орлова и заместителя заведующего кафедрой психологии личности Вадима Петровского, на котором нас познакомили с навыками активного эмпатического слушания. Преподавателям удалось создать на занятиях особую атмосферу, каждый из нас мог делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Из занятий третьего дня Зимней школы, дня магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия», мне особенно запомнился просмотр фильма Федерико Феллини «Город женщин» и его подробный психологический анализ под руководством преподавателя кафедры организационной психологии Анастасии Исаевой. Фильм, объяснила она, исполнен юнгианской психологии, в частности мы обсуждали проявления женского начала в мужчине. И кстати, интересно, что многие участники Зимней школы, не обучаясь на факультете психологии, достаточно тонко чувствовали психологические феномены, которые были продемонстрированы в этом фильме.

Одной из особенностей Вышки является культивируемая здесь инициативность студентов. И нам, участникам Школы, была предоставлена возможность продемонстрировать свои собственные проекты, где мы смогли выразить, каким мы хотим видеть образование на факультете психологии, что для нас есть идеальная магистерская программа и какие изменения мы бы хотели внести в образовательную систему.

Школа была также насыщена различными культурными мероприятиями, благодаря которым участники быстро сблизились и стали действительно одной большой семьей. Огромное удовольствие мы получили от неформального общения с преподавателями. Несмотря на то, что каждый наш день начинался в 9 утра, по ночам многие из нас собирались и играли в различные игры.

Зимняя психологическая школа дала нам бесценный опыт, мы познакомились с интересными людьми, а также, возможно, самое главное — благодаря ей многие из нас поставили перед собой новые цели, для достижения которых мы готовы учиться и работать над собой. Этот опыт определенно должен был быть в моей жизни.

Софья Исаакян

Работать, творить, расти

Первый же день удивил меня безупречной организацией — мы ни разу не сбились с графика работы, что является большой редкостью на подобных мероприятиях.

Среди того, что особенно запомнилось — например, обсуждение проблематики инновационного психологического образования в России и за рубежом. Участники, студенты бакалавриата самых разных вузов, высказали свои жалобы на современный образовательный процесс, после чего ведущие (заместитель декана факультета психологии Владимир Штроо и заместитель заведующего кафедрой организационной психологии Елена Агадуллина) предложили студентам собраться в проектные группы и подготовить проект инновационной программы высшего образования — такой, которая бы разрешала все эти проблемы. Так как всем участникам требовалось время для столь серьезной работы, обсуждение было предложено перенести на следующий день. В назначенное время участники снова собрались для обсуждения своих проектов. Было очень поучительно наблюдать, как по ходу выступления предложенный проект, благодаря конструктивной критике и изощренным вопросам ведущих, приобретал все более ясные очертания и «шлифовался». Осталось ощущение полного удовлетворения и собой, и окружающими. А еще все участники отметили особую атмосферу, которая царила в Школе, какую-то положительную заряженность воздуха: хотелось работать, творить, расти. Каждая групповая дискуссия, каждое выступление сопровождалось бурным обсуждением, каждый раз продолжавшимся до последней минуты запланированного времени.

Еще одна особенность, которой мне запомнилась Школа — это взаимодействие и общение во время мастер-классов и тренингов. Мастер-класс по эмпатическому слушанию, который вели ведущие профессора кафедры психологии личности — профессор Александр Орлов и заместитель заведующего кафедрой Вадим Петровский, — дал нам такую эмоциональную наполненность и прилив сил, что из аудитории мы вышли просто окрыленными!

Особо хотела бы отметить подборку фильмов, которой мы были обязаны Елене Агадуллиной и Владимиру Штроо. Фильмы Федерико Феллини давали богатый материал для размышлений по психологической проблематике, а фильм «Птицы-2»... о нем можно написать отдельную историю, здесь же скажу только, что я давно не видела ничего столь же прекрасного.

И, наконец, развлекательные мероприятия, душой которых был заместитель декана факультета психологии по внеучебной работе Александр Вечерин. Последний вечер перед отъездом, после презентации всех проектов, который участники делали в течение предыдущих трех дней, был часом веселья и радости.

О Зимней школе по психологии для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ (начало)

Лусине Григорян

Зимняя школа ГУ-ВШЭ по управленческим наукам для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ

Зимняя школа для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ гуманитарных направлений

Зимние школы для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ по экономике и международным отношениям

Зимняя школа по менеджменту для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ

Зимняя школа по социологии для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ

Зимняя школа по бизнес-информатике для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Зимняя школа Банка ВТБ и Вышки собрала 150 участников олимпиады «Я — профессионал»

5 февраля в деловом центре «Москва-Сити» открылась зимняя школа Банка ВТБ и НИУ ВШЭ по бизнес-информатике «Финтех. Время инноваций». В ней принимают участие 150 студентов из 34 регионов и 58 вузов.

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.