• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценивая человеческий капитал

В сентябре Институтом развития образования и  факультетом психологии ГУ-ВШЭ запускается новая магистерская программа «Измерения в психологии и образовании». О программе рассказывает ее соруководитель Юлия Тюменева.

В чем особенности программы «Измерения в психологии и образовании»? Есть ли аналоги на рынке образования?

—Программа «Измерения в психологии и образовании» открыта на выигранный Институтом развития образования ГУ-ВШЭ грант Всемирного банка. В России до сих пор вообще не было программ такой специализации, но надо сказать, что с этого года запускаются две «взаимодополняющие» магистерские программы. Одна программа — в Московской школе социально-экономических наук, где будут готовить управленцев в сфере образования, способных проектировать образовательные реформы в школьном и в высшем образовании. Наша же программа ориентирована на подготовку специалистов, способных оценивать человеческий капитал и результаты образования.  И здесь важно понимать, что речь не идет только о подготовке специалистов, способных сделать задание к ЕГЭ, как некоторые могут ошибочно подумать.

А о каких? Чем они будут заниматься?

—Мы не устанавливаем стандарты качества образования, а разрабатываем и применяем системы измерений качества образования. По большому счету, выпускникам нашей магистерской программы неважно, как будет определено качество образования, неважно, что измерять — способность читать, способность рассуждать, делать выводы, решать проблему, им неважно, какую способность, навык, компетенцию придется оценивать. Главное, они смогут, что называется, прийти к управленцу, поработать с его описаниями (часто расплывчатыми) ключевых, на его взгляд, качеств для той или иной деятельности, перевести их в четкие, измеряемые конструкты, в то, что можно измерить надежно, валидно, достоверно, и создать качественный инструмент оценки для этой компетенции. После этого они смогут проанализировать полученные результаты, дать им интерпретацию и перевести результаты оценки с языка специалиста вновь на обычный язык, доступный для того же управленца.

С чем, на ваш взгляд, связан возрастающий интерес к проблеме измерений и оценок качества в сфере человеческого капитала?

—Во всем мире интерес к сфере оценки качества человеческого капитала очень велик, и это вполне объяснимо, ведь те специалисты, которые выпускаются сейчас и школами, и вузами, через двадцать лет будут создавать жизнь, которой будет жить общество. Ну, для примера: если сейчас падают самолеты, то проблема спрятана в том, как учили инженеров десять лет назад. Образование должно готовить специалистов, которые отвечают потребностям не сегодняшнего дня, а завтрашнего, а еще лучше — послезавтрашнего.

Насколько конкурентоспособны будут выпускники программы на международном рынке специалистов оценки человеческого капитала?

—Наши слушатели будут учиться по самым современным программам. Если вы откроете наш список обязательной литературы, то увидите, что это та же литература, которая выдается студентам, учащимся по аналогичным программам, к примеру, в Чикаго или Массачусетсе. Кстати, к нам будут приезжать преподаватели из Центра образовательной оценки Массачусетского университета, нашего партнерского университета.

Кроме того ВШЭ участвует в нескольких международных исследованиях, где уже нужно проводить оценку, делать анализ результатов, где можно научиться создавать инструменты на практике, а не только по учебникам. Так что сама учеба будет проверять конкурентоспособность наших ребят.

Обязательно ли психологическое образование для обучения по программе «Измерения в психологии и образовании»?

—Мы принимаем людей с любым образовательным бэкграундом. Так как программа располагается на пересечении математики и психологии, то людям с математическим или психологическим образованием будет проще. Но по большому счету, не требуется знание человеком психологии, тонких методов анализа данных или особых навыков в математике. Всему, что нужно и чем должен обладать специалист, мы сами научим. Основные критерии отбора — мотивация, отсутствие страха перед цифрами, и, здесь уже жесткое требование — хорошая «дружба» с английским языком. Как я уже говорила, часть лекций будут читать зарубежные коллеги, мы будем работать с первоисточниками, поэтому человек должен читать английскую литературу либо быть готовым к тому, чтобы быстро начинать ее читать без словаря.

Несколько слов, пожалуйста, о том, по какой логике будут выстраиваться занятия.

—Сначала пройдут вводные, пропедевтические курсы, которые расскажут в целом, что такое психометрика, анализ данных, эмпирическое исследование. После этого у нас будет блок базовых дисциплин, которые связаны с формированием умений, прочных знаний и практических навыков во всем, что касается, с одной стороны, создания инструмента оценки, а с другой стороны — анализа полученных данных. И последний блок дисциплин — это прикладные курсы, которые покажут специфику работы в двух самых вероятных областях работы наших выпускников: область human resources, где предполагается оценка профессиональных компетенций, разработка профессиональных экзаменов, лицензирования; и вторая область — сфера оценки в образовании, измерение результативности обучения, развития тех или иных способностей или компетенций, будь то в школе или вузе.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.