• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слияние двух брендов

ГУ-ВШЭ и Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН) начинают набор на совместную магистерскую программу «Управление образованием». О том, как будет организовано обучение и чему научатся студенты, рассказывает ректор МВШСЭН Анатолий Каспржак.

— Анатолий Георгиевич, как возникла идея совместной программы Вышки и вашей Школы?

— Разговоры о совместной программе по подготовке управленцев в сфере образования ведутся давно. Дело в том, что наша Школа уже восемь лет реализует магистерскую программу «Менеджмент в сфере образования». Она была создана совместно с Манчестерским университетом и рассчитана на тех, кто имеет опыт управленческой деятельности и хочет улучшить свою профессиональную подготовку. Уже образовалась сеть слушателей, преподавателей, выпускников из разных регионов России. Один из разработчиков и ключевых преподавателей программы — Исак Давидович Фрумин. Он участвовал в ее создании еще до того, как стал проректором ГУ-ВШЭ.

В этом году было принято решение объединить кадровый потенциал и ресурсные возможности МВШСЭН и ГУ-ВШЭ и реализовывать программу совместно. У Высшей школы экономики очень высокий рейтинг среди российских вузов, есть возможность использовать ее кадровый потенциал, особенно преподавателей таких дисциплин, как экономика и менеджмент. За счет соединения двух брендов должно произойти улучшение имиджа программы, повышение ее качества и привлекательности для абитуриентов. При этом программа остается международной.

— Чем вообще обусловлена необходимость подготовки образовательных управленцев? Каких знаний им не хватает?

— Подготовка менеджеров для системы образования — явление для России относительно новое. У нас в стране традиционно считалось, что если человек стал хорошим преподавателем в вузе или учителем в школе, то он почему-то может быть и классным менеджером. И только лет десять назад пришло понимание, что это разные специальности, требующие различных компетенций. Разве должен учитель физики или истории знать, к примеру, принципы формирования бюджета школы? Да, он хорошо работает с детьми, но сможет ли он так же хорошо работать и с персоналом, равным ему по статусу и по возрасту? Поэтому наличие такой программы важно само по себе: необходимо восполнять дефицит знаний, который есть у хороших преподавателей, способных занять лидерские позиции в своих учреждениях или образовательных системах.

— То есть слушателям нужны некие прикладные курсы, связанные с функционированием учебного учреждения — формированием его бюджета, работой с персоналом? Ведь образование и опыт работы у них уже есть.

— И да, и нет. Программа, с одной стороны, ориентирована на помощь слушателям, по сути, их профессиональную переподготовку, поэтому мы должны давать знания, умения и навыки, которые позволят им эффективно действовать в условиях динамично развивающихся учреждений и образовательных систем. Но с другой стороны, это магистерская программа, и она содержит в себе ядро магистерских обязательных курсов — таких, как «Методология социальных исследований», «Управление образовательными системами», «Современные образовательные теории» и других.

— Известная особенность МВШСЭН — возможность построения самими студентами гибких образовательных траекторий, большое количество курсов по выбору. Сохранит ли все это совместная магистерская программа?

— Да. Каждый наш слушатель будет иметь возможность формировать свой собственный, индивидуальный учебный план, создавая, таким образом, свою собственную специализацию. Будут обязательные курсы и курсы по выбору, но не в такой пропорции, как в большинстве российских университетов, где обязательные курсы преобладают. В соответствии с английской университетской традицией, которой мы следуем, количество специализаций приближается к количеству слушателей. Есть ядро — 4–5 обязательных курсов, а за счет коллажа, который каждый слушатель программы делает из курсов по выбору, фактически создается индивидуальный учебный план. Например, человек может специализироваться в области PR, выбрав курсы «СМИ и образование», «Коммуникации в образовании» и прочие.

— Программа рассчитана на взрослых людей. Смогут ли они оставить работу и приехать учиться в Москву?

— По этой причине нами и выбран новый, необычный для России формат обучения — очно-заочный, иначе говоря — модульный. В течение двух лет слушатели будут приезжать на интенсивные сессии в Москву, чтобы участвовать в учебных занятиях. «Участвовать» — слово в данном случае ключевое, потому что материалом для обучения станут не только теоретические работы, но и результаты их собственной образовательной деятельности, своеобразные кейсы.

Всего в течение двух лет предполагается 5 сессий общей продолжительностью 10–12 недель. При этом в промежутках между сессиями учеба не прекращается. Контакты между преподавателями и слушателями будут осуществляться в специально созданной для этого электронной образовательной среде, содержащей специально подготовленные преподавателями учебные материалы, библиотеку из малодоступных источников, форумы для индивидуальных консультаций. Завершающие 6 месяцев программы (общая продолжительность обучения — 2,5 года) — подготовка магистерской диссертации.

Наши выпускники получат диплом магистра Манчестерского университета, в котором будет обозначено, что программа реализована Московской высшей школой социальных и экономических наук, и диплом магистра по направлению «Государственное и муниципальное управление» со специализацией «Менеджмент в образовании» Высшей школы экономики.

— Как планируется организовать взаимодействие Вышки и вашей Школы? Где будет проходить обучение?

— В первый год основное место учебы — Московская высшая школа социальных и экономических наук, во второй год — ГУ-ВШЭ. Первый год слушатели будут учиться, по сути, по программе английской магистратуры, во второй — «добирать» часы до российского стандарта, поскольку аудиторная (не учебная!) нагрузка в западных университетах примерно в три раза меньше, чем в России. Но и в первый год некоторые преподаватели ГУ-ВШЭ будут работать у нас, а во второй год наши преподаватели — в ГУ-ВШЭ. Должно произойти «взаимодополнение» педагогических коллективов, чтобы через год-два преподаватели стали единым целым и слушателям было бы трудно понять, кто где работает.

— Будут ли среди преподавателей западные специалисты?

— Конечно, это условие любой международной программы. Обычно они не читают курс целиком, а только его часть. Например, если курс «Лидерство в образовании» рассчитан на 44 аудиторных часа, то первый 12-часовой блок читает западный профессор, а российский коллега, который работает вместе с ним, доводит курс до конца. Западные специалисты — это преимущественно профессора Манчестерского университета.

— Могли бы вы сформулировать сверхзадачу программы?

— Подготовка работников для образования завтрашнего дня. Наши выпускники, обученные по международным стандартам, должны способствовать изменениям в российском образовании, его интеграции в мировое, или, как минимум, европейское образовательное пространство.

— Как планируется отбирать слушателей?

— Каждый абитуриент будет представлять портфолио своей деятельности. Первое время, пока программа будет проходить этап становления, мы, скорее всего, будем работать по целевым заказам субъектов Федерации. Уже сегодня Высшая школа экономики ведет переговоры с Республикой Татарстан и еще несколькими регионами, которые изъявили желание участвовать в данной программе. Как развернется программа через 2–3 года, пока трудно сказать, но мы, конечно же, рассчитываем выйти на открытый рынок.

— Каким будет набор 2010 года, по вашему прогнозу?

— Я могут судить только по опыту прошлых лет. У нас учатся директора школ, преподаватели системы повышения квалификации, работники муниципальных и региональных управлений образований, сотрудники международных фондов, занимающихся проблемами образования, преподаватели вузов. Предполагаю, на первом этапе работы новой программы состав набора останется примерно таким же. Мы рассчитываем, что со временем к нам будут поступать не только люди с опытом работы в сфере образования, но и выпускники бакалавриатов.

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

«Мы действительно движемся на Восток»

На факультете мировой экономики и мировой политики прошла презентация образовательной программы двух дипломов ВШЭ и университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии», набор на которую впервые прошел минувшим летом. На презентации присутствовали заместитель главы посольства Республики Корея г-н Ли Джин Хён, проректор университета Кёнхи г-н Гон Кан, представители посольств Китая, Японии, Индонезии, Вьетнама, Малайзии.

На программе «Сравнительные социальные исследования» можно будет получить двойной диплом ВШЭ и французской EHESS

НИУ ВШЭ и французская Высшая школа социальных наук (EHESS) подписали соглашение о двойных дипломах в рамках магистерской программы «Сравнительные социальные исследования». Это уже второй трек двойных дипломов, доступный студентам программы. Ранее в этом году было подписано соглашение со Свободным университетом Берлина.

Программы Вышки, где вы начнете даже мыслить на двух языках

В 2018 году Высшая школа экономики ведет набор на 5 бакалаврских программ, где можно не учить английский, а учиться на английском. По окончании таких программ выпускники получают два диплома: российский и зарубежный, причем обязательный выезд из России предусмотрен лишь на одной из них.

Студенты ВШЭ, владеющие корейским языком, смогут пройти стажировку в Hyundai

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии» заключила соглашение с российским офисом Hyundai Corporation об открытии стажерской программы.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подписал соглашение о программе двух дипломов с Сеульским национальным университетом

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и Инженерный колледж Сеульского национального университета (СНУ) подписали соглашение о программе двойных дипломов. Соглашение распространяется на студентов магистерских программ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» ВШЭ и «Политика и экономика управления технологиями» (Technology Management Economics and Policy, TEMEP) Инженерного колледжа СНУ.

Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома

Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.

«Перед нашими выпускниками откроются широкие перспективы в России, Азии и других странах мира»

В 2018 году Вышка открывает новую бакалаврскую программу двух дипломов «Экономика и политика в Азии». Она будет реализовываться совместно с Университетом Кёнхи (Республика Корея). О структуре программы и преимуществах обучения на ней рассказывает ее академический руководитель Денис Щербаков.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.