• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Где готовят менеджеров для науки: магистерская программа ИСИЭЗ

18 апреля на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей. Почему на эту программу стоит пойти тем, кто хочет научиться коммерциализовывать научные изобретения, и как филологи учатся здесь вместе с математиками, рассказывают студенты.

Виктория Иманова, студентка 1 курса

«Инновации в сфере безопасности, медицины, урбанистики могут создать более дружелюбный мир»

Виктория родилась и выросла в Ташкенте в русско-азербайджанской семье, после школы с семьей уехала в Малайзию, где окончила бакалавриат по программе «Финансовое управление». Поворотным моментом в ее жизни она считает Олимпиаду в Сочи, куда она приехала поработать волонтером. Именно после нее она решила, что хочет жить и работать в России.

«Олимпиада стала для меня красочной иллюстрацией всех тех историй, которые мама рассказывала о России. Это были два замечательных месяца, прожитые вместе с ребятами из разных уголков нашей страны. После возвращения из Сочи я стала искать варианты, чтобы продолжить обучение в России. Меня интересовали инновации в сфере газовой и нефтяной промышленности, так как на тот момент я прошла стажировку (и работала) в компании «Шлюмберже» (Schlumberger), занимающейся нефтяным сектором. О магистерской программе ИСИЭЗ я узнала случайно, найдя информацию в интернете. Мне понравилось не только учебная программа, набор курсов и преподавателей, но и общий дух университета. Я подумала, что Вышка — это мое место. Я поступала на общих основаниях, так как поздно узнала о возможности поступать по квотам для граждан СНГ и Балтии. Может, это и хорошо, я во время собеседования познакомилась с преподавателями, подготовила портфолио, еще раз подумала, почему я хочу учиться именно на этой программе».

В течение первого курса Виктория поменяла сферу своих интересов от инноваций в сфере газовой и нефтяной промышленности к социальным инновациям, так как почувствовала желание помогать людям и поняла, что инновации могут быть инструментом для этого.

«Я участвую во многих волонтерских проектах, и мне хочется продолжать заниматься социальными проектами, менять мир к лучшему, делать его безопаснее и добрее. Волонтёрская, социально направленная деятельность и инновации могут развиваться вместе. Инновации в сфере безопасности, медицины, урбанистики — все это может создать более безопасный и дружелюбный мир. Я понимаю, что в моих словах есть доля идеализма, но я, например, убеждена, что когда донорские органы будут производиться в промышленных масштабах с помощью 3Д-принтеров, сократится нелегальный рынок органов. На него просто не будет спроса. И это изменит мир к лучшему. И если задуматься, есть и другие проекты технологических инноваций, внедрение которых повлечет за собой изменения в социальной сфере, в психологии людей.

Если бы не эта программа, я никогда бы не познакомилась с таким количеством интересных людей как среди преподавателей, так и среди студентов. Почти на всех курсах мы работаем в группах, например, сейчас по курсу «Стратегический форсайт» готовим проект «Город будущего», основной акцент сейчас в этой сфере связан со всем, что можно назвать «умным» — умный дом, машина, гаджеты. В нашей команде филолог, айтишник, биолог, инженер и финансист. И то, что я могу прописать на языке цифр (просчитать бюджет, издержки, возможные риски), инженер прекрасно отображает на языке схем и рисунков, а филолог находит плавильные слова, чтобы донести наши идеи до аудитории. Думаю, что именно у таких смешанных, многопрофильных групп наибольший потенциал в инновационной сфере».

 

Кирилл Дзюба, студент 2 курса

«Я вижу себя менеджером в стратегическом отделе какой-нибудь крупной компании»

По мнению Кирилла, жизнь — это череда принимаемых решений. И решение выбрать магистерскую программу «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» стало для него поворотным моментом — он сменил не только профиль обучения, но и жизненную стратегию.

«Я получил отличное фундаментальное образование на факультете физико-химической инженерии МГУ. Но после его окончания я чувствовал, что знаю о науке только с одной стороны. Мне хотелось узнать, как правильно получить субсидирование или грант на осуществление научных проектов, как коммерциализировать свое открытие или изобретение, как правильно оформить патентные документы, как продвинуть свое творение или найти компаньонов и спонсоров. Я уверен, что эти темы важны для мира ученых, но почему-то ни на одном факультете, где занимаются фундаментальной наукой, о них не говорят. Я чувствовал какую-то недосказанность и я стоял перед выбором: продолжать заниматься чисто научной деятельностью (что у меня хорошо получалось), не вникая в тонкости менеджмента в науке, либо все поменять и начать заниматься чем-то новым — управлением инновациями и наукой, то есть вещами, связанными с внедрением научных достижений в реальное производство. Было очевидно, что второй путь, как все новое, будет связан с испытаниями и трудностями, но я решил рискнуть».

Сейчас Кирилл учится на втором курсе магистратуры, свою программу он считает «единственной в своем роде, которая учитывает все актуальные глобальные тренды и повестки в научно-технической индустрии». «Было сложно и страшно, конкурс 3,5 человека на место, обучение на английском языке, в приемной комиссии требовательные иностранцы — волосы становились дыбом, вспоминает Кирилл. — Но то, что я понял за эти два года — не нужно бояться трудностей, надо ставить себе цель и идти к ней, не жалея сил».

На программе Кирилл обнаружил, что он не единственный, кто решил сменить направление, там учатся математики, биологи, физики, программисты, лингвисты, менеджеры, финансисты. У студентов есть много возможностей развития академическим и профессиональных навыков: стажировки в ИСИЭЗ, ОЭСР и российских министерствах, публикации в ведущих журналах, программа двойных дипломов с университетом Маастрихта и Техническим университетом Берлина. Плюс в течение одного-двух модулей можно пройти обучения в университетах-партнерах (Сеульский национальный университет, Ближневосточный технический университет и университет Бремена).

«Эти два года помогли мне увидеть научно-производственный процесс целиком: от стадии создания проекта до выпуска продукта, сертификации и коммерциализации, — говорит Кирилл. — Я узнал, как, кто и в каком объеме может профинансировать проект, оказалось, в России много программ по развитию и стимулированию науки. Познакомился с интересными методиками анализа, стратегирования и форсайта. И я действительно хочу применять полученные знания в своей работе, я себя вижу менеджером в стратегическом отделе какой-нибудь крупной компании. Легко учиться и добиваться своей цели, когда ты видишь, что все достижимо».

 


А вот что говорят о программе новые члены ее Академического совета — представители ключевых российских компаний и органов государственной власти: генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян, директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ Сергей Салихов, начальник Управления ПАО «Газпром» Максим Недзвецкий, председатель Совета директоров и вице-президент компании «Honeywell» в России Леонид Соркин.

Вам также может быть интересно:

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов

В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе. Но до лидерства ей еще далеко.

Как инновации из состава преступления превратились в формулу успеха

Сегодня мы возлагаем на инновации большие надежды, связывая с ними улучшение благосостояния и ускорение экономического роста. Однако восприятие инноваций в обществе не всегда было положительным. Какие соображения существовали по их поводу в былые века? И что современный человек имеет в виду, используя слово «инновация»? Об этом в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал в своей лекции доцент ИСИЭЗ ВШЭ Константин Фурсов.

6 причин изучать управление наукой, технологиями и инновациями в Вышке

В этом году англоязычная магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» проводит второй набор студентов. Студенты этой программы научатся эффективно управлять технологиями и инновациями на всех этапах — от их зарождения до реализации, и на разных уровнях — корпоративном, региональном, национальном и международном. Очевидно, что это направление чрезвычайно перспективно. Но это не единственная причина поступить на программу.

Чиновники из Вьетнама изучили в Вышке тонкости внедрения инноваций

Представители Министерства науки и технологий Вьетнама прошли обучение в Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ по образовательной программе для государственных управленцев топ-уровня в сфере науки, технологий и инноваций.

Тенденции развития инноваций и изучения будущего

Вышел первый номер журнала ВШЭ «Форсайт» за 2014 год. Все его материалы объединяет тематика взаимодействия, обмена, трансфера, интеграции — как в исследованиях в сфере науки, технологий и инноваций, так и в изучении будущего.

Индикаторы науки: 2014

Сборник публикаций посвящен различным аспектам развития науки и инноваций в Российской Федерации. Приводятся статистические данные о составе организаций, выполняющих исследования и разработки, кадрах и финансировании науки, ее материальнотехнической базе. В отдельных разделах содержатся сведения об интеллектуальной собственности, коммерциализации и использовании технологий, инновационной деятельности, общественном восприятии науки; представлены данные международных сопоставлений.