• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Художник может соединять все со всем»

Протей Темен

Мультимедийный художник, куратор профиля «Дизайн и современное искусство» Протей Темен — о том, есть ли искусство после Пикассо, какая связь между холстом и программированием, как художнику презентовать себя и каких специалистов ждет рынок актуального искусства.

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Как возник новый профиль?

Мы с Арсением Мещеряковым несколько лет обсуждали проект запуска профиля, связанного с современным искусством. Концепция наконец созрела, — и теперь мы открываем профиль «Дизайн и современное искусство».

Уже со второго курса студенты смогут либо углубиться в актуальное искусство, либо в более традиционные практики. В рамках специализации, связанной с актуальным искусством, ребята будут заниматься мультимедийными проектами, новыми технологиями и использовать наработки современного искусства, а во втором направлении — «Изобразительное искусство» — больше внимания будет уделено более традиционным практикам, живописи и графике.

Первый год станет активной подготовкой «с нуля» к тому, чтобы на втором курсе сделать свой собственный выбор. За первый год студенты реализуют четыре больших проекта, научатся вести длительные проекты, узнают, как работает концептуальный подход, и освоят цифровые средства разработки. Это позволит им приблизиться к более узкому пониманию профессии. 

Почему мы

В Москве школы современного искусства существуют скорее как второе высшее образование, куда нужно приходить с определенным багажом и практикой. А мы — государственный университет, мы ждем 17-летних ребят, только что окончивших школу, и не претендуем на мгновенное смещение мировоззрения, а скорее готовим к выходу в контекст, рассказываем, объясняем. Студент получает полноценное комплексное образование, осваивает профессию с чистого листа. Уже на первом курсе он получает набор необходимых дизайн-инструментов: трехмерную графику, верстку, анимацию, проектирование пространства — это будет главной составляющей программы, что на самом деле большая редкость, хотя в современных практиках художнику они очень могут помочь в работе. Формат практических заданий будет непосредственно связан с параллельным изучением истории искусств ХХ–ХХI веков.

Протей Темен на занятии со студентами

Понять современное искусство

У большинства школьников история искусства заканчивается на Пикассо. Поэтому мы делаем акцент на истории искусств и арт-практике, на этих предметах студент ознакомится с контекстом и вопросами современного искусства, узнает, чем оно отличается от модернизма, поймет, как читать работы современных художников, а также изучит смысловое поле, в котором ему предстоит работать. Арт-практику будут вести мои хорошие друзья, кураторы и искусствоведы Саша Журавлев и Алина Глазун. Они реализуют со студентами проекты, связанные с аналоговыми инструментами. Таким образом, студент сможет за первый год получить достаточно широкий спектр навыков, понять, что ему ближе: кто-то уйдет в графику, кто-то выберет видео, но все без исключения уже получат навык работы с технологической стороной творческого процесса через определенный набор заданий.

В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей

Наша задача — сформировать у студента образ современной культуры со всех сторон: моды, среды, дизайна, искусства, а главное — обозначить основы синтетической профессии, где человеку нужно соединить и мысль, и навык.

Цифровые практики

В качестве куратора я буду заниматься всеми четырьмя проектами первого курса, начиная с того, на котором мы освоим понимание сути проекта — например, планирование инсталляции, пусть для начала и в виртуальной среде. В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей, художники занимаются проектами в мире постинтернета, используя цифровые практики, поэтому планирование выставки в виртуальной среде, такой как Panther Modern, для студента уже не эксперимент, а реальная практика. Исходя из личного интереса людей, которых мы ожидаем увидеть, мы и выбирали программу с учетом технологических трендов в искусстве — современный художник мыслит в контексте технологий, на которых рос, и навыки владения обширным инструментарием, которые он получит на первом курсе, дадут ему возможность высказаться.

Поэтому первый год — это свобода самоопределения, эксперимент, который ко второму году обучения задаст специализации более точное направление. А на третьем курсе мы рассчитываем выводить студенческие проекты в рамках работы с реальными галереями и кураторами, чтобы понять, что представляет из себя сцена искусства, дизайна и остальных сторон современной визуальной культуры.

Наука кураторства

Кураторская практика начинается с понимания и формирования концепции, потому что в профессии художника невозможно что-то сделать, не обладая концептуальным мышлением. В Школе дизайна предусмотрен предмет «Кураторское мастерство», который ведет Мария Калинина. Со студентами мы проводим выставки, например, с третьим курсом реализовали проект "Кола и орешки" и организовали 16 выставок за год. Студентам пришлось делать по проекту в две недели, и каждый из них на это время становился куратором — задавал тему и контекст выставки, а остальные — делали работы, и все это выставлялось в нашей мастерской Школы дизайна.

Просмотр в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Сейчас мы работаем над реальной практикой в городских галереях, а пока мы готовим нашу школьную галерею, которую планируем открыть уже этой осенью для выставок студенческих работ.

Дизайнер, художник или программист?

В дизайне программирование не является первичным навыком, но для увлеченных у нас в Школе дизайна в этом году открывается отдельный профиль «Дизайн и программирование». Какую бы должность в мире дизайна и искусства ты ни занимал, современность требует обладания определенным инструментарием, и это — программы. Например, на профиле «Анимация и иллюстрация» в этом году мы убедились, что, обладая интересом и инструментарием, ребята уже через полгода обучения могут сделать интересный и насыщенный анимационный фильм. Поэтому очень важно овладеть инструментами, и учитывая синтетичность современного искусства, не важно, в каком формате ты будешь эти инструменты применять.

Где работать художнику в России

Рынок современного искусства в России — конструкция очень неоднозначная и подвижная. Но независимо от возраста и направления художника стопроцентно работающих стратегий успеха не существует. Самоощущение художника не привязано к рыночной ситуации, поэтому мы выпускаем из Школы дизайна свободного профессионала. За четыре года обучения студент становится готовым к тому, чтобы войти в профессию и понять, какая из рыночных сфер ему ближе. Мы позволяем обрести навыки создания инсталляций, работой с мультимедиа или традиционного изобразительного искусства.

Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета

Моя профессиональная жизнь уже больше 15 лет устроена так, что я с разных сторон подхожу к различным темам, переключаюсь с одной на другую. Я занимался выставками, картинами, анимаций и брендингом. Такой же разносторонний взгляд на свои возможности, современный и свободный мы будем рады увидеть у наших студентов. Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета, чтобы собрать портфолио и рассказать о своих работах.Важно понимать, как связаны отдельные части культуры — это избавляет от стереотипов, потому что ты как художник можешь мешать все на свете.

Учиться отличаться

У каждого студента есть внутренние предрасположенности. 10 человек, находясь в одной и той же комнате и занимаясь одними задачами, оказываются 10 разными личностями с 10 разными пристрастиями и умениями. Роль художника, его ценность — отличие. Невозможно назвать двух одинаковых студентов в нашей Школе, они все очень разные — это доказательство того, что при обучении никакой стереотипизации не произойдет, а скорее наоборот — желание найти свою правду дает позитивный результат. У каждого художника своя химия.

Вступительные испытания

Отличие профиля от остальных направлений в том, что мы даем студенту пул из 10 тем для вступительных испытаний, а он самостоятельно выбирает формат. Мы не задаем жестких ограничений, просто определяем границы диапазона, в которых абитуриент может проявить свободу. Темы — это «поэзия», вдохновение, они могут стать ключом зажигания, который включит идею. Профессия художника сильно связана с рефлексией, чтобы работать, нужно чтобы тема трогала душу, ты должен быть искренне заинтересован в том, что делаешь. При выполнении вступительного задания важно понимать, что определенного решения и правильного ответа — нет и не может быть. Важно искать ауру работы, ту искру, которая есть у любого предмета в искусстве, и которая необъяснима.

Если не художник

Для поступления в Школу дизайна необязательно иметь за плечами художественную школу. С первого курса учащиеся профиля будут заниматься рисунком в рамках самостоятельных часов. Для нас рисунок — это просто один из возможных навыков, наравне с другими.

Вам также может быть интересно:

Студенты ВШЭ подготовили выставку для UNIQLO RECYCLE

Школа дизайна НИУ ВШЭ и UNIQLO открыли совместную выставку «Новая жизнь старых вещей». Выставка посвящена возможностям новой жизни старых вещей как важнейшему аспекту sustainable fashion («сознательной моды»).

Преподаватель ВШЭ стал автором официального плаката Чемпионата мира по футболу 2018

Игорь Гурович, преподаватель Школы дизайна, стал автором официального плаката Чемпионата мира по футболу 2018. Центральной фигурой работы был выбран легендарный советский вратарь Лев Яшин. Вратарь тянется за мячом, одна половина которого выглядит как футбольный мяч, а вторая — как часть земного шара с изображением России.

Как прошел Hse Fashion Day Школы дизайна

19 ноября в Универмаге «Цветной», в пространстве Art Basement, прошел HSE Fashion Day Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Студенты Школы дизайна ВШЭ стали победителям и призерами ADCR Awards

На этой неделе состоялась церемония вручения наград арт-директорского клуба России. Студентки Школы дизайна заняли первое и второе места в номинации Young&Students со своими проектами Genders и Save Frisian. Куратор Школы дизайна Оксана Палей заняла третье место в номинации Design&Craft.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Помимо непосредственно дизайна надо обязательно учиться вести бизнес»

Fashion-команда Школы дизайна НИУ ВШЭ усилилась дизайнером Леонидом Алексеевым. Он основал свой бренд одежды, руководил дизайн-бюро Министерства обороны, работал над костюмами для московских театров, выпустил коллекцию одежды для футбольных фанатов. С нового учебного года Леонид начнет преподавать на программах бакалавриата и магистратуры.

Школа дизайна ВШЭ открывает аспирантскую программу. Она будет очень необычной

В 2017 году в Школе дизайна ВШЭ открывается аспирантская программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура». Уникальность программы в том, что кроме традиционного написания диссертации аспиранту предстоит разработать и осуществить связанный с ней прикладной проект. О том, что еще ждет будущего аспиранта Школы дизайна, рассказала академический руководитель аспирантуры Людмила Алябьева.

Студенты Школы дизайна ВШЭ стали победителями международного конкурса D&AD New Blood

Студентки третьего курса Анна Дмитриева и Софья Верлина вошли в число победителей международного конкурса дизайна D&AD New Blood. Для конкурсной работы они выбрали бриф компании Monotype, в рамках которого нужно было создать типографическую кампанию о непонятых, недооцененных, непредставленных культурах, сообществах или странах.

Три проекта студентов Школы дизайна вышли в финал международного студенческого конкурса

Они будут представлены на биеннале графического дизайна в Шомоне (Франция) с 13 мая по 24 сентября 2017 года. Задачей конкурса было средствами графического дизайна создать инструмент или продукт, который являлся бы носителем и/или передатчиком новых знаний.

Школа дизайна ВШЭ в третий раз представила свою коллекцию на Merсedes–Benz Fashion Week

Коллекция студентов Школы дизайна ВШЭ — это результат работы дизайнеров разных курсов бакалавриата и магистратуры, объединенной общей темой «Клуб Завтра». Дизайнерами, моделями и организаторами показа выступили студенты.