• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Художник может соединять все со всем»

Протей Темен

Мультимедийный художник, куратор профиля «Дизайн и современное искусство» Протей Темен — о том, есть ли искусство после Пикассо, какая связь между холстом и программированием, как художнику презентовать себя и каких специалистов ждет рынок актуального искусства.

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Как возник новый профиль?

Мы с Арсением Мещеряковым несколько лет обсуждали проект запуска профиля, связанного с современным искусством. Концепция наконец созрела, — и теперь мы открываем профиль «Дизайн и современное искусство».

Уже со второго курса студенты смогут либо углубиться в актуальное искусство, либо в более традиционные практики. В рамках специализации, связанной с актуальным искусством, ребята будут заниматься мультимедийными проектами, новыми технологиями и использовать наработки современного искусства, а во втором направлении — «Изобразительное искусство» — больше внимания будет уделено более традиционным практикам, живописи и графике.

Первый год станет активной подготовкой «с нуля» к тому, чтобы на втором курсе сделать свой собственный выбор. За первый год студенты реализуют четыре больших проекта, научатся вести длительные проекты, узнают, как работает концептуальный подход, и освоят цифровые средства разработки. Это позволит им приблизиться к более узкому пониманию профессии. 

Почему мы

В Москве школы современного искусства существуют скорее как второе высшее образование, куда нужно приходить с определенным багажом и практикой. А мы — государственный университет, мы ждем 17-летних ребят, только что окончивших школу, и не претендуем на мгновенное смещение мировоззрения, а скорее готовим к выходу в контекст, рассказываем, объясняем. Студент получает полноценное комплексное образование, осваивает профессию с чистого листа. Уже на первом курсе он получает набор необходимых дизайн-инструментов: трехмерную графику, верстку, анимацию, проектирование пространства — это будет главной составляющей программы, что на самом деле большая редкость, хотя в современных практиках художнику они очень могут помочь в работе. Формат практических заданий будет непосредственно связан с параллельным изучением истории искусств ХХ–ХХI веков.

Протей Темен на занятии со студентами

Понять современное искусство

У большинства школьников история искусства заканчивается на Пикассо. Поэтому мы делаем акцент на истории искусств и арт-практике, на этих предметах студент ознакомится с контекстом и вопросами современного искусства, узнает, чем оно отличается от модернизма, поймет, как читать работы современных художников, а также изучит смысловое поле, в котором ему предстоит работать. Арт-практику будут вести мои хорошие друзья, кураторы и искусствоведы Саша Журавлев и Алина Глазун. Они реализуют со студентами проекты, связанные с аналоговыми инструментами. Таким образом, студент сможет за первый год получить достаточно широкий спектр навыков, понять, что ему ближе: кто-то уйдет в графику, кто-то выберет видео, но все без исключения уже получат навык работы с технологической стороной творческого процесса через определенный набор заданий.

В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей

Наша задача — сформировать у студента образ современной культуры со всех сторон: моды, среды, дизайна, искусства, а главное — обозначить основы синтетической профессии, где человеку нужно соединить и мысль, и навык.

Цифровые практики

В качестве куратора я буду заниматься всеми четырьмя проектами первого курса, начиная с того, на котором мы освоим понимание сути проекта — например, планирование инсталляции, пусть для начала и в виртуальной среде. В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей, художники занимаются проектами в мире постинтернета, используя цифровые практики, поэтому планирование выставки в виртуальной среде, такой как Panther Modern, для студента уже не эксперимент, а реальная практика. Исходя из личного интереса людей, которых мы ожидаем увидеть, мы и выбирали программу с учетом технологических трендов в искусстве — современный художник мыслит в контексте технологий, на которых рос, и навыки владения обширным инструментарием, которые он получит на первом курсе, дадут ему возможность высказаться.

Поэтому первый год — это свобода самоопределения, эксперимент, который ко второму году обучения задаст специализации более точное направление. А на третьем курсе мы рассчитываем выводить студенческие проекты в рамках работы с реальными галереями и кураторами, чтобы понять, что представляет из себя сцена искусства, дизайна и остальных сторон современной визуальной культуры.

Наука кураторства

Кураторская практика начинается с понимания и формирования концепции, потому что в профессии художника невозможно что-то сделать, не обладая концептуальным мышлением. В Школе дизайна предусмотрен предмет «Кураторское мастерство», который ведет Мария Калинина. Со студентами мы проводим выставки, например, с третьим курсом реализовали проект "Кола и орешки" и организовали 16 выставок за год. Студентам пришлось делать по проекту в две недели, и каждый из них на это время становился куратором — задавал тему и контекст выставки, а остальные — делали работы, и все это выставлялось в нашей мастерской Школы дизайна.

Просмотр в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Сейчас мы работаем над реальной практикой в городских галереях, а пока мы готовим нашу школьную галерею, которую планируем открыть уже этой осенью для выставок студенческих работ.

Дизайнер, художник или программист?

В дизайне программирование не является первичным навыком, но для увлеченных у нас в Школе дизайна в этом году открывается отдельный профиль «Дизайн и программирование». Какую бы должность в мире дизайна и искусства ты ни занимал, современность требует обладания определенным инструментарием, и это — программы. Например, на профиле «Анимация и иллюстрация» в этом году мы убедились, что, обладая интересом и инструментарием, ребята уже через полгода обучения могут сделать интересный и насыщенный анимационный фильм. Поэтому очень важно овладеть инструментами, и учитывая синтетичность современного искусства, не важно, в каком формате ты будешь эти инструменты применять.

Где работать художнику в России

Рынок современного искусства в России — конструкция очень неоднозначная и подвижная. Но независимо от возраста и направления художника стопроцентно работающих стратегий успеха не существует. Самоощущение художника не привязано к рыночной ситуации, поэтому мы выпускаем из Школы дизайна свободного профессионала. За четыре года обучения студент становится готовым к тому, чтобы войти в профессию и понять, какая из рыночных сфер ему ближе. Мы позволяем обрести навыки создания инсталляций, работой с мультимедиа или традиционного изобразительного искусства.

Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета

Моя профессиональная жизнь уже больше 15 лет устроена так, что я с разных сторон подхожу к различным темам, переключаюсь с одной на другую. Я занимался выставками, картинами, анимаций и брендингом. Такой же разносторонний взгляд на свои возможности, современный и свободный мы будем рады увидеть у наших студентов. Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета, чтобы собрать портфолио и рассказать о своих работах.Важно понимать, как связаны отдельные части культуры — это избавляет от стереотипов, потому что ты как художник можешь мешать все на свете.

Учиться отличаться

У каждого студента есть внутренние предрасположенности. 10 человек, находясь в одной и той же комнате и занимаясь одними задачами, оказываются 10 разными личностями с 10 разными пристрастиями и умениями. Роль художника, его ценность — отличие. Невозможно назвать двух одинаковых студентов в нашей Школе, они все очень разные — это доказательство того, что при обучении никакой стереотипизации не произойдет, а скорее наоборот — желание найти свою правду дает позитивный результат. У каждого художника своя химия.

Вступительные испытания

Отличие профиля от остальных направлений в том, что мы даем студенту пул из 10 тем для вступительных испытаний, а он самостоятельно выбирает формат. Мы не задаем жестких ограничений, просто определяем границы диапазона, в которых абитуриент может проявить свободу. Темы — это «поэзия», вдохновение, они могут стать ключом зажигания, который включит идею. Профессия художника сильно связана с рефлексией, чтобы работать, нужно чтобы тема трогала душу, ты должен быть искренне заинтересован в том, что делаешь. При выполнении вступительного задания важно понимать, что определенного решения и правильного ответа — нет и не может быть. Важно искать ауру работы, ту искру, которая есть у любого предмета в искусстве, и которая необъяснима.

Если не художник

Для поступления в Школу дизайна необязательно иметь за плечами художественную школу. С первого курса учащиеся профиля будут заниматься рисунком в рамках самостоятельных часов. Для нас рисунок — это просто один из возможных навыков, наравне с другими.

Вам также может быть интересно:

Школа дизайна ВШЭ в третий раз представила свою коллекцию на Merсedes–Benz Fashion Week

Коллекция студентов Школы дизайна ВШЭ — это результат работы дизайнеров разных курсов бакалавриата и магистратуры, объединенной общей темой «Клуб Завтра». Дизайнерами, моделями и организаторами показа выступили студенты.

Работы студенток Школы дизайна ВШЭ вошли в шорт-лист на конкурсе Рейксмузеума

Работы третьекурсниц Виктории Касатовой и Екатерины Другаченок попали в число 75 лучших на конкурсе Rijkstudio Award 2017, организованном Рейксмузеумом (Амстердам). По условиям конкурса, любой желающий мог скачать понравившуюся ему картину с сайта музея и на ее основе создать собственное произведение. Всего в конкурсе приняли участие 2600 участников со всего мира.

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Если вы увидите среди лицеистов НИУ ВШЭ людей с цветными волосами — можете быть практически уверены, что они учатся на «Дизайне». Но вместе с ними на этом направлении учатся и вполне обычные с виду ребята. Главное, что всех их объединяет тяга к творчеству. С рассказом о «Дизайне» мы продолжаем цикл материалов об образовательных направлениях лицея.

Студенты Школы дизайна второй раз приняли участие в Merсedes–Benz Fashion Week

Студенты разных курсов направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ показали свою новую коллекцию H.A.R.D. 2.0. Коллекция представляет собой микс из работ, стилизованных в единой концепции. В течение года студенты экспериментировали с формой и приемами, деконструировали, создавали новое из старого.

Студентка ВШЭ разработала дизайн упаковки зубной пасты для подростков

Популярный ресурс для дизайнеров и маркетологов Packaging of the World опубликовал проект дизайна упаковки детской зубной пасты Smilex12+, выполненный студенткой третьего курса Школы дизайна НИУ ВШЭ Анны Кошелевой по брифу от компании SPLAT в рамках учебной программы. Руководитель проекта – куратор направления «Коммуникационный дизайн» Александра Кузнецова.

В Школе дизайна научат превращать фотографию из хобби в профессию

Фэшн-фотограф, автор фотопроектов для Google, Porsche, Sony, Audi и куратор нового профиля «Дизайн и фотография» Иван Скориков — о том, чем отличается обладатель популярного Инстаграма от профессионального фотографа, как создать впечатляющее портфолио и познакомиться с будущим работодателем прямо на зачете.

«Я выбрала именно Школу дизайна НИУ ВШЭ из-за нестандартного пути поступления»

Не зацикливаться на академизме, выражать свое художественное видение и очень много работать — на открытом показе #заценившэ, который прошел в галерее ARTBasement в универмаге «Цветной», студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представили свои работы и рассказали об особенностях обучения дизайну в Вышке.

«Крутой специалист сам определяет себе цену»

Захар День, куратор профиля «Дизайн и программирование» Школы дизайна, основатель компании Hæd Exchange и автор курса-бестселлера в Mоscow Coding School — о том, как программист может зарабатывать, разъезжая на скутере по Азии, как русские специалисты захватывают Кремнивую долину и кто такие «рубисты».

Проекты студентов Школы дизайна ВШЭ представлены на биеннале в Венеции

Студенты третьего и четвертого курсов Школы дизайна НИУ ВШЭ Ксения Ермакова, Софья Пайманова и Наталья Черноброва представили свое видение реконструкции ВДНХ. Работы стали частью экспозиции Павильона России на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции.

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представили коллекцию одежды на Merсedes–Benz Fashion Week

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ провели модный показ на Merсedes–Benz Fashion Week.В показе студенты использовали цветовые палитры, принты, разные по плотности ткани, отражающие эстетику web-punk, полигонов и плоского дизайна.