• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Крутой специалист сам определяет себе цену»

Захар День

Захар День, куратор профиля «Дизайн и программирование» Школы дизайна, основатель компании Hæd Exchange и автор курса-бестселлера в Mоscow Coding School — о том, как программист может зарабатывать, разъезжая на скутере по Азии, как русские специалисты захватывают Кремниевую долину и кто такие «рубисты».

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Для чего дизайнеру нужно программирование

Первые деньги на дизайне я начал зарабатывать лет в 15–16. Я тогда продал моё первое граффити рекламного характера и после этого ещё некоторое количество рекламного цифрового дизайна.

В то время я уже был отчасти связан с программированием — чего стоила одна переустановка системы на компьютере. В то время ещё были отголоски доинтернет-сети Фидонет, а гейм-клубы нуждались в установке администрирующих модулей.

Сегодня вообще не надо задумываться о том, как тебе купить компьютер и получить доступ к сети. Особенно с техникой Apple, где все «кишки» убраны под «капот» (это, кстати, пример лучшего в мире дизайна компьютерной техники и пользовательского интерфейса). В связи с этим у людей-потребителей цифровых продуктов нет нужды вовлекаться в программирование, потому что их задачи на бытовом уровне уже решены.

На сегодняшний день между дизайнером и программистом существует пропасть непонимания, что плохо сказывается на эффективности работы. Если человек хочет стать дизайнером только чтобы делать сайты, лендинги, визитки, то сегодня для этого вообще не нужно знать программирование. Есть Readymag и Tilda.

Знание программирования становится необходимым, если вы хотите делать что-то более сложное, например, онлайн продукты-сервисы, приложения для доступа к ним и тому подобные вещи.

К этому необходимы и другие знания и навыки, например, знание английского языка, менеджмента, маркетинга, устройства рынка, экономики и комплект других вещей, чтобы понимать перспективу вашей деятельности.

А чтобы быстро получить понимание того, что происходит в цифровом мире, можно посмотреть сериал «Кремниевая долина».

Где работать

Сегодня во всём мире огромный спрос на специалистов в этой области. Мои знакомые работают в офисе Facebook в Лондоне, кто-то работает в Берлине, кто-то в Сингапуре, в Калифорнии и Нью-Йорке, а кто-то вообще катается на мотоцикле по Азии и работает удалённо.

Как-то я общался с CEO одной компании, которая возит из России и стран СНГ специалистов в Калифорнию, потому что там программеры преуспевают и не интересуются новыми проектами, у них и так доли в развивающихся компаниях и все супер. Представьте, даже там не хватает мотивированных специалистов.

В России сейчас все переходит в цифровой формат. Посмотрите на план Минкомсвязи России на 2012–2018 год. Все будет онлайн, сервисы нужно сделать удобными, доступными, простыми в использовании. В России есть свой телефон Yota, лучший в мире антивирус Касперского, сервис «Госуслуги», разрабатывается электронное правительство. Масса сервисов, огромное количество денег, и везде нужны специалисты.

Креатив и константы

У людей, не связанных с программированием, совершенно не правильное представление о том, что это вообще такое. Программист не обязательно математик, который пишет формулы. В то же время очень немногие математики ещё и программисты.

В программировании вы дизайнер — создаете дизайн программы, её архитектуру. Вы также дизайнер программного интерфейса, потому что с этой программой должны взаимодействовать какие-то другие программы. В программировании есть понятие красоты кода, удобства, эффективности решения задачи и т. д.

Если же сравнивать нас с факультетами компьютерных наук, то нас скорее можно назвать факультетом информационных систем. Задачи у нас тоже разные. У науки задача делать научные открытия. У нас задача — находить неудовлетворенные потребности и разрабатывать под них продукты и сервисы. То есть чуть больше предпринимательская история, чем научная.

Многие думают, что дизайнер рисует картинки. Не надо так думать. Дизайнер решает поставленные задачи. По сути — это инженерия.

Если вы владеете языком графического дизайна, умеете проектировать графические пользовательские интерфейсы и в добавок можете запрограммировать свою задумку и разместить на рынке, то цены вам нет. Крутой специалист сам определяет себе цену.

Фото: medium.com

Особенность профиля

Школа дизайна НИУ ВШЭ первой в России открывает такую полноценную программу по программированию. Я включил в учебную программу весь комплекс необходимых дисциплин, чтобы выпускник мог широко мыслить и быть востребованным на рынке.

Это разные практики: ведение проектов, изучение истории цифрового мира, построение исследовательской деятельности, и масса всего другого, хотя основное время мы посвятим изучению дизайна и программирования.

Я преподавал в Mоscow Coding School — это культовая школа программирования, которая дает понимание того, что навыки программирования — это просто инструменты, с помощью которых ты реализуешь свою судьбу.

Мой курс по основам HTML и CSS был бестселлером. Я выработал свою методологию, которая даёт хорошие результаты, а сейчас я перерабатываю курс в формат скринкастов, чтобы сделать его доступным онлайн всем русскоговорящим людям на планете.

Моя идея в том, чтобы научить людей широко мыслить, видеть, что происходит вокруг них и предлагать эффективные решения. Значит, мы учимся мыслить проектами.

Первые два года в Вышке студенты будут учиться на готовых кейсах и сдавать код, и этот код будет оцениваться по различным показателям. На старших курсах их ждут самостоятельные проекты в рамках исследовательской деятельности, где будет оцениваться масса показателей, не только технических, но и творческих, продюсерских. Студент должен будет реализовать задуманную к проекту концепцию, а если нет, то обосновать принятые им решения по изменению плана. У них будет много свободы и ответственности за то, что они делают. Нужно будет не только решать задачи, но и уметь их ставить. Это серьёзная работа над собой в течение четырёх лет, которая в перспективе даёт колоссальные результаты.

Студенты изучат несколько языков программирования, программ и техник графического и интерфейсного дизайна. У нас будет сильный уклон ещё и в JavaScript, будем изучать хайповые библиотеки React, Redux и инфраструктуру Webpack, мобильную разработку на React Native, попробуем на деле несколько способов ведения проектов. А самое главное, мы будем задавать массу вопросов себе, чтобы разобраться в том, что нам делать, какие есть проблемы, какие продукты и сервисы могут быть нужны в ближайшее время.

Почему в основе программы Ruby On Rails и что это такое

Языку Ruby 21 год, столько же, сколько более известному языку PHP. Он был разработан японцем Якихиро Матсумото, известным как Матс. Основная идея языка в том, чтобы разработчику было удобно и в удовольствие писать код. Это одно из концептуальных отличий от другого сильного языка Python, который более академический.

Язык Ruby стал популярен во всём мире во многом благодаря тому, что голландец Дэвид Хайнемейер Ханссон выбрал этот язык программирования для создания своего продукта Basecamp. А так как в то время с инструментами для онлайн-продуктов было все плохо, он написал первую версию набора инструментов (фреймворк) под названием Rails, более известного как Ruby on Rails.

С помощью Ruby On Rails можно быстро реализовать свою идею онлайн-сервиса и проверить ее, причем ваш сервис сможет работать на весьма серьёзных нагрузках. Это не панацея — хороший инженер не должен привязываться к одному инструменту. Но Ruby on Rails — это очень хорошее начало для программиста, и мы будем много с ним работать.

В ногу со временем

Задача современного образования — научить людей учиться и обновлять свои знания в соответствии с временем. Знания сегодня устаревают очень быстро, а наше сознание, как керамический нож для овощей, периодически требует заточки и обновления. Технологическая индустрия очень быстро развивается. Если вас это восхищает и вам интересно влиять на развитие этих индустрий, себя, своей страны и мира, то сейчас самое время начать изучать дисциплины современной среды. Мы учимся мотивировать себя, чтобы создавать себе ту жизнь, которую хотим, и получать еще большую мотивацию к движению вперед.

Вам также может быть интересно:

Презентация «Дизайн для бизнеса. Университет как проектная лаборатория, центр повышения квалификации и think tank». Видео

В рамках дискуссионной программы Высшей школы экономики на ПМЭФ–2018 прошла презентация Школы дизайна ВШЭ. Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Татьяна Ривчун и заместитель руководителя Школы дизайна Наталья Логутова рассказали о том, как проектная деятельность связана с образовательным процессом, о Лаборатории дизайна, ее издательстве и новых направлениях Школы, а также о вкладе Школы в дизайн московской образовательной среды. Публикуем видеозапись выступления.

«Сегодня любой гуманитарный специалист — немножко дизайнер»

Мир переходит в цифру. Для СМИ это непростой процесс, ведь «обычная» реальность и цифровая — два разных мира, а журнал — один. Выпускник программы дополнительного образования ВШЭ, диджитал-директор журнала Esquire Трифон Бебутов в рубрике «Конструктор успеха» рассказал, какие обязанности подразумевает его должность, что такое эстетизация бумаги и как плохая упаковка может убить отличный контент.

В Школе дизайна НИУ ВШЭ будут учить ювелирному делу

В 2018 году в бакалавриате Школы дизайна ВШЭ открывается новый профиль «Ювелирное искусство и предметный дизайн в моде», где будут готовить ювелиров в широком смысле этого слова: мастеров, менеджеров и руководителей брендов. Профиль вырос из вариативной дисциплины, студенты которой уже создают свои ювелирные бренды. Чему и как будут учить студентов нового профиля, рассказали куратор программы «Мода» Анзор Канкулов и ювелир, куратор Школы дизайна Слава Фомин.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

7 причин прийти на Telling Stories Fest

С 23 по 25 апреля легенды и восходящие звезды мировой креативной индустрии соберутся в Москве на Telling Stories Fest — фестивале факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Рассказываем, почему это событие нельзя пропустить.

В ЦДХ открылась выставка Школы дизайна

В ЦДХ на Крымском валу прошло открытие выставки «Дизайн NEXT». В рамках мероприятия на одной площадке собраны групповые выставки московских дизайн-университетов и персональные экспозиции российских графических, промышленных и fashion-дизайнеров, включая Анну Кулачек, а также кураторов Школы дизайна Александра Ларцева, Стефана Лашко, Филиппа Третьякова, Тима Яржомбека.

Студентка Школы дизайна стала призером анимационного фестиваля

Студентка второго курса профиля «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Екатерина Михеева (куратор Алексей Ермолаев) стала призером XXIII Открытого российского фестиваля анимационного кино, который ежегодно проходит в городе Суздаль.

Книга издательства Школы дизайна — лауреат книжной премии

Книга «Железная логика России», подготовленная сотрудниками и студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ, стала лауреатом национальной премии «Лучшие книги и издательства года».

Студенты ВШЭ подготовили выставку для UNIQLO RECYCLE

Школа дизайна НИУ ВШЭ и UNIQLO открыли совместную выставку «Новая жизнь старых вещей». Выставка посвящена возможностям новой жизни старых вещей как важнейшему аспекту sustainable fashion («сознательной моды»).

Преподаватель ВШЭ стал автором официального плаката Чемпионата мира по футболу 2018

Игорь Гурович, преподаватель Школы дизайна, стал автором официального плаката Чемпионата мира по футболу 2018. Центральной фигурой работы был выбран легендарный советский вратарь Лев Яшин. Вратарь тянется за мячом, одна половина которого выглядит как футбольный мяч, а вторая — как часть земного шара с изображением России.