• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

В 2017 году факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы начнет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. Это составные части непрерывной подготовки учителей, которая создается на факультете: будут также открыты программы повышения квалификации, а занятия по программе профессиональной переподготовки уже начались.

О нехватке квалифицированных преподавателей математики (как в школах, так и в вузах) прямо говорится в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, принятой в соответствии с майским указом Владимира Путина и ставящей задачу «вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире». Так что выпускники явно не останутся без рабочих мест, тем более что эти места привлекательны: в Москве учительская зарплата за последние годы увеличилась в разы и сейчас в среднем превышает 75 тыс. рублей.

Подготовкой учителей математики традиционно занимаются педагогические вузы, однако на этом поле есть место и для ведущих классических университетов. Благодаря сотрудничеству с Центром педагогического мастерства (образовательной организацией при Департаменте образования Москвы, отвечающей за работу с одаренными детьми в столице) у студентов ВШЭ не будет проблем с педагогической практикой, а у выпускников — с поиском работы в московских школах. В свою очередь, ученые факультета математики ВШЭ обеспечат качественную математическую подготовку с учетом последних достижений современной науки, которая, как правило, недостаточно развита в педагогических вузах.

Выпускники будут свободны от стереотипов старой советской школы — классно-урочной системы и муштры

Сверхзадача всех совместных программ ВШЭ и ЦПМ — подготовить учителя математики нового поколения, считает руководитель программы «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» Наталья Походня.

Общаясь с выдающимися учеными-математиками, работающими в Вышке, студент сможет глубоко погрузиться в науку. Он будет свободен от стереотипов старой советской школы — классно-урочной системы и муштры, «когда нормальным считается, например, повышать голос на ученика, заучивать формулы, а не учить доказывать, оценивать достижения ученика по среднему баллу». Он будет ориентирован не на зубрежку, а на развитие у детей критического мышления с учетом лучших традиций российского математического образования.

И, наконец, выпускник будет обладать навыками работы с одаренными детьми, которые, по мнению Натальи Походня, постоянно «проверяют учителя»: задают вопросы, почему задачу нужно решать так, а не иначе, предлагают нестандартные решения. «Обычного учителя это, как правило, раздражает, а нашим выпускникам такие дети будут в радость», — считает она.

Совместный бакалавриат

Опросы, проведенные среди победителей и призеров престижных олимпиад по математике, физике, информатике, включая заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, показывают, что многие олимпиадники всерьез примеряют на себя карьеру учителя, отмечает директор Центра педагогического мастерства, научный руководитель Совместного бакалавриата Иван Ященко. При этом для них важен бренд университета, куда они поступают, и возможность обучения в педагогических вузах они даже не рассматривают. Так что есть все основания ожидать приток в совместный бакалавриат сильных абитуриентов — с высокими баллами ЕГЭ, победителей и призеров олимпиад.

Во время практики в школах студенты будут работать ассистентами учителей, а также преподавать в математических кружках

На факультете математики ВШЭ уже есть бакалаврская программа «Математика», где дают широкую базовую математическую подготовку, углубляясь также в нематематические области — физику, экономику, компьютерные вычисления. Программа «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» будет отличаться от нее, прежде всего, наличием педагогической практики. При желании студенты могут также выбрать майнор, состоящий из спецкурсов по педагогике. Кроме того, на программе предусмотрены научно-исследовательские семинары под руководством ведущих научных сотрудников ЦПМ, посвященные как математическим проблемам, так и педагогическим, методическим.

Во время практики в школах студенты будут работать ассистентами учителей, а также преподавать в математических кружках, которые ВШЭ в этом году открыла в нескольких школах в разных районах Москвы. Можно будет пройти практику и в различных проектах Центра педагогического мастерства — кружках, каникулярных лагерях. Студенты примут участие в организации математических соревнований, в том числе в разработке заданий для них. По окончании программы у выпускников останется выбор — продолжать заниматься наукой или сосредоточиться на преподавании: диплом они получат по направлению «Математика».

В совместном бакалавриате — 30 бесплатных мест (обучение пока финансируется за счет ВШЭ), можно учиться и на платной основе. Одна из особенностей поступления на программу — внеконкурсный прием победителей олимпиад из списка Минобрнауки России не только по математике, но и по физике (причем не только в 11 классе, но и в 10 классе).

Совместная магистратура

Программа «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ» станет еще одной магистерской программой Вышки для работающих учителей или для тех, кто хочет получить квалификацию учителя. Администрировать ее будет не только факультет математики, но и Институт образования ВШЭ, где уже есть аналогичные магистерские программы для историков, обществоведов и словесников. Наряду с дипломом магистра по направлению «Математика», выпускники также получат диплом о прохождении программы профессиональной переподготовки «Математическое образование», который подтверждает наличие компетенций, необходимых для работы учителем.

Наличие опыта работы не имеет значения. Приглашаем как вчерашних выпускников бакалавриата, так и учителей со стажем, которые хотят работать в школах и классах с углубленным изучением математики

В учебном плане магистратуры также предусмотрены психологические, методические и другие дисциплины, необходимые учителям. Занятия будут вести в том числе практикующие учителя. Выпускники будут соответствовать современным требованиям, которые предъявляются к школьному учителю, — в частности, они научатся работать в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Как и любая магистерская программа ВШЭ, совместная магистратура рассчитана не только на выпускников бакалаврской программы того же направления. «В совместной магистратуре мы ждем бакалавров — выпускников разных программ Вышки и других вузов, — говорит академический руководитель программы Павел Семенов. — Наличие опыта работы не имеет значения. Приглашаем как вчерашних выпускников бакалавриата, так и учителей со стажем, которые хотят работать в школах и классах с углубленным изучением математики».

В совместной магистратуре — 20 бюджетных мест, которые также финансируются из бюджета ВШЭ, и также есть возможность учиться платно.

Непрерывное образование

Система непрерывной подготовки учителей математики, информатики и физики, создаваемая в Вышке, не ограничивается длительными академическими программами.

24 октября 2016 года приступила к занятиям первая группа слушателей программы профессиональной переподготовки «Математическое образование», рассчитанной на год (700 часов). В числе слушателей — в основном представители экономических профессий, имеющих хорошую математическую подготовку, но решившие пойти в учителя.

Также планируется открыть краткосрочные курсы повышения квалификации (от 72 до 144 часов) для учителей математики — с акцентом на работу с одаренными детьми. Отдельная программа будет посвящена геометрии, так как в ЕГЭ по математике появились сложные задачи по геометрии, и от учителей поступает запрос на соответствующее повышение квалификации. Набор на эту программу запланирован на январь 2017 года.

Вам также может быть интересно:

Cтудентка смогла найти сбежавшего брата с помощью анализа социальной сети Вконтакте

Достаточно стандартная семейная история — подросток сбежал из дома, написав смску: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и, естественно, отключив телефон. Найти его смогла сестра, используя знания, полученные во время учебы на программе «Прикладная математика и информатика». Эта история также показывает, что могут рассказать соцсети о своих пользователях понимающему человеку.

«День открытых дверей»: где учатся математики

Летом 2016 года факультет математики Вышки переехал в новое здание на улице Усачева. Для проекта «День открытых дверей» экскурсию по нему провели студент 2 курса бакалаврской программы «Математика» Петр Огарок и студентка 1 курса магистерской программы «Математика и математическая физика» Анастасия Матвеева.

Любопытство может быть неплохой мотивацией и для ученых, и для человечества

Алексей Буфетов в 2015 году окончил математическую аспирантуру ВШЭ, а сейчас работает в Массачусетском технологическом институте. О своих исследованиях и о том, из чего складывается карьера математика, он рассказал в интервью порталу Вышки.

Золото, серебро и бронзу привезли студенты Вышки с международного математического соревнования

На самом представительном студенческом соревновании по математике International Mathematical Competition for University Students (IMС 2016) команда ВШЭ завоевала 4 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медаль. В ее состав входили студенты факультета компьютерных наук и факультета математики.

НИУ ВШЭ открывает математические классы в «Покровском квартале»

В ближайшем учебном году ГБОУ «Школа №2095 «Покровский квартал» при участии факультета математики и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ откроет четыре группы углубленного изучения математики.

С математической контрольной справились 60% участников

В минувшую субботу прошла вторая математическая интернет-контрольная «Что и требовалось доказать». Она была организована компанией «Яндекс» в партнерстве с несколькими российскими вузами, в том числе Высшей школой экономики. По словам организаторов, справиться с решением задач мог не только увлеченный математик, но и убежденный гуманитарий — достаточно было хорошо подумать.

«Развиваться легко, когда вокруг тебя талантливые увлеченные люди»

В «портфолио» математика Людмилы Егоровой — звание лучшего преподавателя по мнению студентов, исследование процессов на фондовой бирже и защита кандидатской диссертации в этом году. А началось все со случайно увиденного на сайте Вышки объявления о зимней школе бизнес-информатики в экономически сложном 2009 году. Как использовать кризис для профессионального роста, в чем неправ Нассим Талеб и зачем гуманитариям нужна математика, Людмила Егорова рассказала в интервью новостной службе ВШЭ.

Математики приглашают поговорить о красоте

23-24 ноября Высшая школа экономики проводит Дни математики. Специально для тех, чей мозг не может без нагрузки, факультет математики НИУ ВШЭ организует увлекательную двухдневную программу. О том, что ждет ее гостей, как красивые картинки могут изменить мировоззрение ученого, и о главном в геометрии — о красоте рассказывает декан факультета математики ВШЭ Владлен Тиморин.

Как превратить математику в приключение

Что такое математика? Для профессионала — это целый мир, полный захватывающих приключений.  Для «обычного» же человека это нечто скучноватое, связанное с зубрежкой в школе. Сотрудничающий с ВШЭ профессор Дрезденского технического университета и директор музея математики Бернард Гантер знает, как сделать математику захватывающей для всех. Своим опытом он поделился с новостной службой университета.

Выпускница ВШЭ стала призером мирового чемпионата по созданию финансово-математических моделей

Полина Полунина, окончившая в 2012 году бакалавриат факультета математики НИУ ВШЭ, заняла второе место на Summer Alphathon — всемирном чемпионате для студентов и молодых выпускников ведущих вузов по созданию финансово-математических моделей. Конкурс был организован при поддержке инвестиционной компании WorldQuant.