• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

В 2017 году на образовательной программе «Востоковедение» произошли изменения: студентам, которые поступят в сентябре, предстоит учиться уже не четыре года, а пять лет. С чем связано такое решение  и что нового появится на программе, рассказывает руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор Алексей Маслов.

 

Алексей Маслов

Что изучает востоковедение

Существует несколько ошибочных представлений о том, чем именно занимается востоковедение. Некоторые полагают, что востоковедение сосредоточено только на восточных языках, другие говорят, что востоковедение исследует современную экономику и политику Востока, а кто-то считает, что востоковедение изучает древний Египет, Месопотамию или древний Китай. Парадокс в том, что востоковедение не является ни одним, ни другим, ни третьим. Это наука, которая изучает, прежде всего, состояние и развитие восточного общества в разные периоды и, опираясь на эту базу,  показывает, какие существуют тенденции в экономике, политике, истории, культуре.

Востоковедение — комплексная и очень сложная дисциплина. Человек, решивший ею заниматься, с одной стороны, должен блестяще выучить язык и как минимум говорить на нем так, как говорят местные жители, а с другой — разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до региональной экономики и политики.

В России есть сложности с развитием и преподаванием востоковедения прежде всего из-за нехватки профессиональных кадров, а ведь это направление является крайне востребованным и со стороны абитуриентов, и со стороны государства, которое активно развивает отношения со странами Востока. Сегодня аккредитацией по направлению «Востоковедение и африканистика» в стране обладают всего чуть более 20 университетов. Восточные дисциплины иногда преподаются и в рамках «Зарубежного регионоведения» или «Международных отношений», но в таких случаях преподавание предмета получается урезанным.

Пятилетний бакалавриат

На образовательной программе «Востоковедение» за последний год произошел ряд серьезных и важных изменений. Наша программа изучения восточных языков — самая интенсивная в России, но стало понятно, что за 4 года мы не успеваем в полном объеме дать студентам и восточный язык, и остальные предметы. Именно поэтому в 2017 году был разработан новый стандарт обучения и введен пятилетний бакалавриат. Сейчас в мире существует тенденция к сокращению длительности обучения, программы стараются освоить за три года, чтобы поскорее начать работать. Но мы хотим быть честными с нашими студентами и их родителями и говорим, что ни за три, ни, к сожалению, за четыре года полноценным востоковедом стать невозможно. Восток — это особая «область знаний» со своей культурой и политикой. За пять лет мы успеем подготовить выпускников, которые смогут сразу пойти в профессию и работать в государственных организациях, министерствах, в частном бизнесе или СМИ. Но, подчеркну, что это бакалавриат, а не специалитет, поэтому у этих ребят, как и у любых других бакалавров, будет возможность продолжить обучение в магистратуре, в том числе и на англоязычной магистерской программе Школы востоковедения ВШЭ.

Пятилетний бакалавриат дает нам возможность вводить второй восточный язык как опцию

Мы разработали новый базовый учебный план с очень простой и очень жесткой логикой. Согласно этому плану, первый год все востоковеды обучаются самым необходимым предметам — это антропология Востока, история и культура. Со второго курса студенты разделяются на два потока. Первый — «Общество и культура Востока», в рамках которого изучаются  религия, современная и древняя история, искусство и даже кинематограф. Второй поток — «Социально-экономическое развитие Востока», он предусматривает больший упор на экономику. Мы решили в обязательном порядке ввести изучение математики и макроэкономики, так что люди, которые хотят заниматься именно экономикой Востока и использовать эти знания в своем бизнесе, должны понимать, что им придется изучать целый ряд сложных предметов.

По сути многие наши студенты и до этого учились пять лет, потому что после третьего курса отправлялись на стажировку в другую страну, возвращались и учились еще год. Но из-за этого и у студентов, и у Вышки возникали проблемы с оформлением документов, потому что понятие «стажировка» не включено ни в один учебный план. С 2017 года мы предоставляем студентам опцию: на 4 курсе они либо уезжают в страну изучаемого языка, либо остаются здесь, но четвертый год в любом случае почти полностью посвящен изучению языка. Сейчас каждый год на стажировку желают поехать чуть более 30% наших студентов. Мы предполагаем, что в новых условиях их число увеличится до 50-60%. Мы стараемся получить как можно больше стипендий от различных фондов, чтобы студенты учились бесплатно, а тем, кто учится платно, университеты-партнеры ВШЭ предоставляют скидку 30% и более.

На пятом курсе планируется уделять меньше времени языкам, так как акцент будет сделан на изучении современных проблем Востока и написании диплома. Таким образом, мы получаем нормальный, европейский стандарт обучения востоковедению с сохранением лучших российских традиций.

Комплексная подготовка

На мастер-классах я часто рассказываю, почему для продажи самых простых вещей, предположим, в Китай, нужно разбираться не только в цепочках поставок, но и в культуре страны. Есть, казалось бы, простая задача: продать тульский пряник в Китай. Чтобы это сделать, нужно знать ответы на массу вопросов. Приемлем ли вкус тульского пряника для китайцев? Где он понравится больше — на севере или на юге страны? Штамп на прянике должен быть на русском или на китайском языке? А упаковка должна быть красная или зеленая? Как надо себя вести во время переговоров? С кем договариваться о поставках: со сбытовой сетью или, может быть, с парткомом? Возникает целый слой культурных проблем, с которыми не сталкиваешься при поставке товаров на Запад. Именно из-за незнания культурной специфики проваливаются очень многие хорошие российские инициативы на Востоке.

Еще со времен Советского Союза востоковедение пытаются рассматривать как очень узкую дисциплину, потому что в рамках нее человек сразу выбирает, литературовед он или политолог. С одной стороны, определиться со специализацией с самого начала очень полезно, но от 17-18-летнего студента трудно этого требовать. У нас учились люди, которые начинали заниматься экономикой Востока, а потом понимали, что им на самом деле интереснее культура или религия. Поэтому мы считаем, что наша задача — подготовить комплексного востоковеда, который, с одной стороны, специализируется на одной из дисциплин, например, на культуре Востока, но в то же время ориентируется и в экономических, и в политических тенденциях. Мы стараемся дать всестороннее образование и не обманываем людей, говоря, что знание китайского или японского языка — это уже востоковедение, потому что язык — это всего лишь инструмент для понимания общих восточных тенденций.

Иностранные языки

Высшая школа экономики — единственный университет в России, который гарантирует, что при поступлении на программу «Востоковедение» студент будет изучать именно тот восточный язык, который выберет сам. В других вузах бывают ситуации, когда человек целенаправленно поступает на одно региональное направление, а в зависимости от набора может получить совсем другое. Конечно, мы идем на риск, потому что до последнего момента неясно, сколько людей на какой язык пойдет, и мы должны уметь предсказывать эти волны, которые часто нельзя объяснить рациональными причинами.

Наша задача — работать на опережение и предполагать, каким Восток будет не через год, а через 5-10 лет

Сегодня студент может выбрать для изучения один из четырех языков: китайский, японский, корейский или арабский. Пятилетний бакалавриат дает нам возможность вводить второй восточный язык как опцию. Теоретически это можно было бы сделать и раньше, но нагрузка распределялась так, что был большой риск не выучить как следует ни один, ни тем более два языка. Нельзя забывать и о том, что наши абитуриенты должны кроме всего прочего хорошо владеть английским языком.

Перспективным сейчас является изучение Турции и стран Юго-Восточной Азии, есть большой интерес к языку фарси и персидскому направлению, а так же к Индии, хотя внутри этой страны очень много языков. В ближайшей перспективе мы рассматриваем возможности открыть как минимум одно из этих направлений.

Международное сотрудничество

Важной частью нашей образовательной программы является партнерство с другими университетами. Все студенты после окончания первого курса едут на летние школы в страны изучаемого языка. Мы сотрудничаем с Городским университетом Гонконга, Университетом Акита в Японии, Шанхайским и Даляньским университетами. Благодаря усилиям международного отдела Вышки были заключены новые договоры с Индонезией и Монголией, а в декабре был подписан протокол с Мальтой о потенциальном развитии совместных программ, в том числе и по востоковедению.

Одним из важных совместных проектов Школы востоковедения и международного отдела ВШЭ является разработка раздела портала Вышки на китайском языке. Он действительно написан по-китайски, а не просто с помощью китайских иероглифов, и в этом заключается его главное отличие от аналогичных разделов в других университетах.

Взгляд в будущее

Так называемая политика поворота на Восток была объявлена в России в 2014 году, а фидбэк мы получили только в 2016 году, когда прием составил 230 человек и стал самым большим в России. Я полагаю, что этот интерес продержится еще какое-то время. Пока еще ощущается явная нехватка профессиональных востоковедов в крупных министерствах и ведомствах, а также в средствах массовой информации, где о Востоке пишут с большими ошибками.

Можно сказать, что сейчас массового интереса к России на Востоке нет, и одна из наших задач — пробуждать этот интерес. Нужно понимать, что Восток очень разный и неоднородный. Например, выпускники советских вузов на Ближнем Востоке формируют свои ассоциации и пытаются как-то развивать с Россией экономические отношения. А вот приток китайских студентов в Россию сейчас упал. Это, на мой взгляд, связано с некоторыми ошибками российской образовательной политики, а также с очень большим количеством стипендиальных программ, которые предлагают новозеландские, британские и канадские вузы. Несмотря на падение студенческого интереса, в Китае, Японии и Южной Корее увеличилось количество изучающих Россию аналитических центров.

Средства массовой информации Востока представляют собой очень замкнутую систему. В Китае, например, нет ни Фейсбука, ни ВКонтакте, и вести работу приходится в китайской среде интернета, обладающей своим собственным, не похожим ни на что языком. Новое поколение востоковедов должно, в том числе, уметь работать в этих новых условиях и владеть этим языком. Того Востока, который мы изучали в 80-х годах, уже нет, и наша задача — работать на опережение и предполагать, каким Восток будет не через год, а через 5-10 лет.

Общеуниверситетский День открытых дверей, на котором можно узнать про образовательную программу «Востоковедение», состоится 19 февраля.

Вам также может быть интересно:

Утвержден порядок предоставления скидок при поступлении в ВШЭ в 2017 году

28 апреля Ученый совет ВШЭ утвердил перечень скидок для абитуриентов, поступающих в университет на платные места. Сохранены все категории получателей скидок, некоторые позиции дополнены.

Иностранные студенты получат скидку на обучение в ВШЭ

Иностранным студентам, поступившим в Вышку в 2017 году на платные места в бакалавриате и магистратуре, впервые будет предоставлена возможность получить скидку на обучение. Рассчитывать на скидку смогут выпускники подготовительного отделения для иностранных граждан и школ-партнеров ВШЭ, а также победители различных олимпиад.

Начался прием заявлений в аспирантуру Вышки

Утверждены новые правила приема в аспирантуру НИУ ВШЭ, которые значительно упрощают процедуру поступления для абитуриентов. Предусмотрены две волны приема документов, учитываются индивидуальные достижения, расширены возможности для владеющих иностранным языком. Подробнее обо всех новшествах рассказывает проректор Сергей Рощин.

Прием иностранных абитуриентов на платные места в ВШЭ продлится до августа

1 апреля завершился прием заявок от иностранных абитуриентов, претендующих на бюджетные места в магистратуре за счет государственных стипендий, выделенных Правительством РФ. Прием заявок на бакалаврские программы продлится до 2 мая, а на платное обучение и в бакалавриате, и в магистратуре — до середины августа. У отдельных категорий абитуриентов будет возможность получить скидку.

В Вышке проведут «Всероссийскую лабораторную»

22 апреля по всей России впервые пройдет образовательно-просветительская акция «Всероссийская лабораторная», участникам которой предстоит ответить на вопросы об устройстве мира. Одной из площадок мероприятия станет факультет физики ВШЭ, на котором одновременно с акцией состоится большой День открытых дверей для абитуриентов бакалавриата и магистратуры.

В Высшей школе экономики стартовали вступительные испытания для иностранных абитуриентов в онлайн-формате

В 2017 году НИУ ВШЭ впервые проводит вступительные испытания для иностранных граждан, поступающих в бакалавриат, с использованием онлайн-технологий.

Как два министра образования в Высшей школе экономики учились

В октябре 2016 года к занятиям на магистерской программе «Управление образованием» Института образования ВШЭ приступили два студента, к тому времени уже имевшие большой опыт работы, — Владимир Егоров из Якутии и Раис Загидуллин из Ульяновской области. Спустя два месяца оба они стали министрами образования и науки в своих регионах.

5856

человек уже зарегистрировались на Олимпиаду ВШЭ для студентов и выпускников. Ее победители и призеры по решению Ученого совета получат льготы при зачислении в НИУ ВШЭ на магистерские программы, соответствующие профилю олимпиады. Регистрация завершается  6 марта.

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Вышка провела День открытых дверей для абитуриентов всех программ бакалавриата

Представители университета ответили на вопросы школьников и их родителей о поступлении и подготовке к ЕГЭ. Если вы не смогли прийти, смотрите ключевые моменты мероприятия на нашем сайте.