• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории»

С заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников учащиеся Лицея НИУ ВШЭ привезли 10 дипломов победителей. Мы поговорили с победителями олимпиад по экономике и обществознанию о способах подготовки, рецептах успеха и необходимости иметь «план Б».



Милена Киракосян, 10 класс, победительница Всероса по экономике (направление в лицее «Экономика и математика»)

Я всегда любила математику и, к тому же, мне было интересно обществознание. Экономикой я решила заняться как раз потому, что она сочетает в себе знания по этим двум предметам: можно подумать о том, как происходят те или иные процессы в мире, и в то же время применить математику в реальной жизни.

Моя подготовка к олимпиаде началась с Экономико-математической школы при экономическом факультете МГУ, потом были занятия с репетитором — параллельно я много занималась самостоятельно: изучала теорию, решала задачи, и, считаю, что именно самоподготовка — это фундамент. Уже потом, когда стало известно, что я прошла на заключительный этап, меня пригласил заниматься вместе с командой одиннадцатиклассников их тренер — преподаватель экономики Лицея НИУ ВШЭ, старший преподаватель Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Александр Челеховский.

До начала туров я не очень волновалась, а вот уже после того, как все написала, сильно нервничала: боялась, как проверят и оценят мою работу. Меня поддерживали лицеисты из одиннадцатого класса, которые тоже участвовали в олимпиаде. В лицее не учатся люди, сосредоточенные только на учебе и не желающие ни с кем общаться. У нас добрые ребята, общительные, готовые, когда надо, прийти на помощь.

Я считаю, что секрет успеха — хотеть именно не добиться успеха, а быть вовлеченным в процесс, хотеть решать задачи. Некоторые стремятся выиграть олимпиаду, чтобы потом поступить на сильный факультет, а мне очень нравилось решать задачи, находить разные способы, придумывать идеи. Мне кажется, что чем больше ты хочешь именно решать задачи, тем больше тебе будет нравиться этим заниматься, тем больше ты будешь находить времени — и стопроцентно добьешься результатов.


Альберт Белков, 11 класс, победитель Всероса по экономике (направление в лицее «Экономика и математика»)

Экономика позволяет смотреть на мир широко и выявлять неожиданные взаимосвязи, причём действующие прямо и косвенно, в одну сторону и в противоположную. Она с успехом сочетает в себе и гуманитарные, и естественнонаучные элементы. Это наука, в которой много о чем можно поспорить, в которой есть огромный простор для воображения.

Первое представление об экономике я получил от преподавателя Лицея НИУ ВШЭ Ольги Дичевой в 10-м классе, за что хочу выразить ей огромную благодарность. Думаю, именно сентябрь прошлого года и можно считать началом моей подготовки к олимпиаде. Тогда же, в 10-м классе, я начал участвовать во Всеросе по экономике, но на региональном этапе набрал в два раза меньше баллов, чем в этом году. Первым успехом для меня стал диплом второй степени в индивидуальном туре Открытого чемпионата школ по экономике, причем в командном туре я также вошёл в «Золотой запас экономистов России».

Я готовился к олимпиаде понемногу везде: в 11-м классе вечерами учился в ЭМШ, в 10-м классе — в Вечерней школе МИЭФ (ICEF Evening School), ездил в ВМШ (Выездная межрегиональная школа), летом — в ЛЭШ, зимой — в ВШ (Выездная школа ЭМШ). Также я решал задачи с сайта ILoveEconomics, по субботам занимался со сборной команды Москвы, а еще ходил на факультатив в лицее по подготовке к «Высшей пробе» и Всеросу по экономике, который ведет Александр Челеховский. Я благодарен этому преподавателю не только за учебу, но еще и за веру в меня. Без всех этих этапов, думаю, достичь такого результата на финале Всероса мне бы не удалось.

Если говорить о Лицее НИУ ВШЭ, то, мне кажется, что это как «нулевое высшее образование». Здесь все учащиеся уже взрослые и преподаватели воспринимают нас именно так. В лицее уникальная атмосфера, постоянная «движуха», жизнь кипит, появляются необычные возможности, поддерживаются различные инициативы, нет такой длинной дистанции между преподавателем и учащимися. Учебные предметы здесь становятся интереснее, поскольку учителя не только профессионалы, но еще и твои друзья. Лицеисты здесь тоже замечательные.

Возможно, именно это и притянуло меня сюда (я начинал учебу в гимназии №625, потом поступил в физико-математический лицей «Вторая школа», являющийся одним из лучших в Москве, и преподавателям которого я очень благодарен за сильную математическую базу).

Полностью интервью Милены и Артура можно прочитать на сайте лицея.


Арина Пучкова, 10-й класс, победительница Всероса по обществознанию (гуманитарное направление в лицее)

В заключительном этапе Всероса по обществознанию я участвую уже второй год — в прошлом году стала призером. Я совсем не рассчитывала на победу: думала, что есть шансы на диплом призера, на диплом победителя — вряд ли. На олимпиаде огромная конкуренция, в сборной команде Москвы много талантливых и невероятно умных людей, которые, действительно, были достойными и сильными соперниками. 

Сомневаюсь, что есть какой-то универсальный план, который может обеспечить победу. Нет определенного списка терминов и теорий, которые обязательно пригодятся, нет четко ограниченного набора тем, которые могут попасться на втором и третьем турах. Полагаться, я думаю, нужно больше на свое умение грамотно строить аргументацию, структурировать письменную работу или устное выступление, на общегуманитарную эрудицию, нежели пытаться выучить максимально много. Так что единственный совет, который можно дать — это, опять же, развивать общую эрудицию и как можно больше практиковаться. 

Скорее всего, после окончания лицея я буду поступать либо на политологию, либо на социологию в Высшую школу экономики. Надеюсь окончательно определиться с выбором образовательной программы в следующем году, когда снова будут проводиться Дни открытых дверей. 


Ирина Щепетильникова, 11-й класс, победительница Всероса по обществознанию (направление в лицее «Юриспруденция»)

Изначально с 10-го класса я была нацелена именно на обществознание, так как именно этот предмет открывает возможность поступления на многие совершенно разные по направленности факультеты. Для меня это было важно, так как я не была уверена в том, что право — это мое. И к тому же обществознание требует широкой общегуманитарной эрудиции и понимания процессов с разных точек зрения, что мне очень близко. То, что мы называем обществознанием — «франкенштейн из 5 наук об обществе»: политология, социология, экономика, философия, право. Соответственно, каждая из них даёт возможность увидеть ситуацию с новой стороны. Это очень полезно и формирует особое, многофакторное мышление.

До перехода в лицей я пыталась участвовать в олимпиадах, но школа не давала достаточной подготовки. Оставаться в ней было бы неразумно. Для дальнейшего обучения московские школы я не рассматривала, так как живу в Подмосковье и мне было бы далеко ездить, но на Дне открытых дверей ВШЭ мы пообщались с Наталией Любомирской, которая в то время была директором Лицея Вышки. Она убедила меня попробовать поступить сюда. Направление выбирала случайно, но при этом ни разу не пожалела.

За свою подготовку <к Всеросу> я благодарна лицею, в первую очередь, и Центру педагогического мастерства.

Лицей дал мне очень много и, что очень важно — научил особому подходу к изучению общества. Как ни странно, наиболее полезными были уроки истории преподавателя Лицея НИУ ВШЭ, приглашенного преподавателя Школы исторических наук НИУ ВШЭ Олега Морозова. Он научил нас грамотно писать эссе, работать с любым материалом как с проблемой, объяснил, что такое исследовательский подход. Кроме того, на начальных этапах подготовки я ездила на открытый Лекторий преподавателя Лицея НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук НИУ ВШЭ Кирилла Сорвина, что было тоже очень полезно. 

Что касается ЦПМ, то здесь работают как взрослые преподаватели, так и совсем молодые ребята, готовые делиться своим опытом участия в олимпиадах, за что им всем также огромное спасибо.

Но основное на всех этапах — это самоподготовка, которой я уделяла львиную долю времени.

Рецепт успеха у каждого свой. Я считаю, что самое важное в любом соревновании — всегда быть на голову выше, на шаг впереди. Никогда нельзя читать, как Обломов, «до той строки, где учитель проводил ногтем черту». Всегда нужно идти дальше и самостоятельно узнавать что-то новое и малоизученное.


Анна Головина, 11-й класс, победительница Всероса по обществознанию (направление в лицее «Востоковедение»)

Обществознание — наиболее широко охватывающий современную реальность предмет. Он помогает, в принципе, ориентироваться во всех сферах жизни, лучше осознавать свои действия и действия других людей. Этот предмет представляет собой обязательную для каждого базу знаний, без которой человека нельзя назвать в полной мере образованным и тем более интеллигентным. Но то, как представлено обществознание в современной школе, удручает: фактически из нескольких разных дисциплин сплетено нечто, которое подают бессистемно и слишком просто. Так, например, нет курса философии, которая необходима для понимания многих вопросов бытия, плохо обстоят дела и с юридической грамотностью. Поэтому я считаю, обществознание надо изучать не как единую дисциплину, а как комплекс наук. 

Я уже не в первый раз участвую во Всеросе. В 9-м классе я фактически не готовилась, но успешно прошла даже на заключительный этап. Готовиться специально начала где-то с весны 2015 года и продолжала до начала 11-го класса (тогда в 9-м классе призового места я не заняла). Затем была вынуждена переключиться на подготовку к ЕГЭ и олимпиадам по истории. После того, как внезапно для себя в этом году вышла в финал, где то с конца февраля по апрель вспоминала старое и пыталась выучить новое, так как формат заданий и их сложность в 9-м классе одни, а в 11-м — уже другие.

Готовилась к олимпиаде я в кафе или в библиотеке — очень важно найти то место, которое будет ассоциироваться только с учебой. Это настраивает на рабочий лад, не позволяет отвлекаться на какие-то другие дела и буквально программирует мозг на активную работу и запоминание. Я читала общеизвестные олимпиаднику учебники, а также смотрела тематические курсы на интернет-порталах. Также совсем перед заключительным этапом (и в 9-м, и 11-м классах) ездила на подготовку в ЦПМ на лекции и выездные школы.

Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории. Что мне всегда помогало на любых олимпиадах, так это достаточно безразличное отношение к результату. Нельзя никогда думать, что это твой последний шанс и если ты не затащишь, то это конец жизни. Всегда нужно придумать для себя «план Б».

Полностью интервью Арины, Анны и Ирины можно прочитать на сайте лицея.

Вам также может быть интересно:

127,8

тысяч рублей собрали ученики Лицея НИУ ВШЭ для фонда «Подари жизнь». Участие лицеистов в благотворительной акции «Дети вместо цветов» стало уже традицией.

Более половины выпускников лицея продолжат учиться в Вышке

Самыми популярными вузами у выпускников лицея этого года оказались Вышка, МГУ, МГИМО, Финансовый университет и РЭУ им. Плеханова. При этом практически каждый второй продолжает выбирать для дальнейшего обучения Вышку. В текущем году студентами этого университета стали 388 человек, или 54,7% от общего числа выпускников (709).

Лицей НИУ ВШЭ возглавил список лучших школ Москвы

Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2016/2017 учебного года. Список опубликован на сайте Департамента образования столицы.

«Эти два года были, несомненно, лучшими в моей жизни»: в Лицее Вышки прошел третий выпускной

В Московском дворце молодежи 23-го июня прошел третий выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году лицей окончили 710 человек. Среди них — призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, различных вузовских олимпиад и обладатели максимальных баллов ЕГЭ. 96 человек получили медаль «За особые успехи в учении» Минобрнауки РФ — это то, что принято называть «золотой медалью».

Победителям и призерам олимпиады «Высшая проба» вручили дипломы

28 мая в здании Правительства Москвы состоялось торжественное награждение дипломантов Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба», которую проводит НИУ ВШЭ в сотрудничестве с другими ведущими российскими вузами. В этот же день аналогичная церемония состоялась в кампусе в Нижнем Новгороде. В Санкт-Петербурге она прошла 20 мая, а в Перми предстоит 19 июня.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

1 место

по числу победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников занял Лицей НИУ ВШЭ. Лицеисты НИУ ВШЭ заработали 10 дипломов победителей и 29 дипломов призеров по десяти предметам. Всего же на заключительном этапе Всероса школьники из Москвы заработали 817 дипломов. Победителей и призеров подготовили 222 московские школы.

109

человек стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады по обществознанию, финал которой прошел в Перми. В организации олимпиады принимал участие пермский кампус НИУ ВШЭ.

Пермская Вышка приняла участие в организации финала олимпиады по обществознанию

22 апреля в Перми открылся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, в котором участвуют более 200 человек из 58 регионов. НИУ ВШЭ — Пермь организует для них интеллектуальную и культурную программу, сотрудники университета входят в оргкомитет и составляют более половины предметного жюри.

«Я люблю экономику». Интервью с абсолютными победителями Всероса по экономике — 2017

Вчера завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике — 2017.  Сразу после церемонии закрытия команда проекта myhseolymp.ru поговорила с абсолютными победителями Всероса. Илья Лылин (253 балла), Владислав Мосин (245 баллов) и Анна Щёткина (261 балл) рассказали о своих эмоциях, планах на будущее и способах подготовки к Всеросу.