• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Прием документов продолжится до 1 сентября»

В этом году в перечне магистерских программ факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ появилась новая международная магистерская программа «Международные отношения в евроатлантическом и евроазиатском сообществах». Об этом рассказывают декан факультета Сергей Караганов и координатор программы профессор кафедры мировой политики Максим Братерский.

— Чем обусловлено появление магистерской программы?

Сергей Караганов
Сергей Караганов
Сергей Караганов: Эта новая для нашего факультета программа на самом деле открылась два года назад в Школе российских исследований (ШРИ) ГУ-ВШЭ по направлению «Политология» как совместная программа Высшей школы экономики и британского Университета Кента. Но в структуре ШРИ программа существовала в некотором вакууме, и научный руководитель программы ординарный профессор Леонид Ионин пришел к выводу, что программа будет эффективнее работать на базе факультета, где есть и обширный преподавательский состав, и достаточное количество студентов, которые могут ей заинтересоваться. Но дело не только в этом. Соруководитель этой программы профессор Университета Кента Ричард Саква также выразил заинтересованность в переносе программы на наш факультет. Это, в частности, позволит реально интегрировать процессы обучения иностранных и российских студентов. В итоге получилось так, что два вектора — желание наших иностранных партнеров и желание Леонида Ионина — сошлись, и отныне эта программа будет реализовываться на факультете мировой экономики и мировой политики.

— Какова специфика этой программы и изменится ли она после перехода на ваш факультет?

Максим Братерский: Насколько нам известно, это единственная программа в России, а, может быть, и в Восточной Европе, где иностранные и российские студенты учатся бок о бок. Один год обучения они проводят в английском кампусе, а второй год —  у нас в Москве. Все остальные программы двойных дипломов, с которыми я знаком, устроены по-другому. Русские студенты на часть обучения — семестр или год — отправляются за границу, но в обмен к нам никто не приезжает. То есть обычно российская сторона просто «экспортирует» наших студентов, мы же занимаемся равноценным студенческим обменом. Кроме того, эту программу мы создавали вместе с англичанами, а не просто адаптировали ее под себя. Мы придумали новую вещь, сконструировали новую программу и дальше собираемся ее развивать. Так, одна из задач приближающегося учебного года — осуществление перехода программы на направление «Международные отношения» (сейчас подготовка ведется по направлению «Политология»). Дело в том, что в Университете Кента программа реализуется по направлению «Международные отношения», поэтому перенастройка программы позволит со следующего года еще больше сблизить позиции двух университетов, а также частично интегрировать совместную программу с магистерской программой «Международные отношения и европейские исследования», которая уже два года реализуется на факультете мировой экономики и мировой политики.

С. Караганов: И я должен сказать, что программу, хотя она требует значительных дополнительных усилий, мы берем с удовольствием, потому что мы рассматриваем ее в качестве пилотной, которая может вылиться в серию программ не только для факультета, но и для всего университета. Мы не собираемся «монополизировать» международные магистерские программы в Вышке, но появляются намеки на то, что из этого может вырасти некое международное экономическое и политическое направление. Во всяком случае, у нас устанавливаются связи с новыми партнерами, которые проявляют такого рода заинтересованность. Думаю, через год об этом можно будет говорить более конкретно.

— Кого нынешняя программа призвана готовить? Какие дипломы получают ее выпускники?

Максим Братерский
Максим Братерский
М. Братерский: Они получают два диплома — Университета Кента по направлению «Международные отношения» и диплом ВШЭ по направлению «Политология». Дело в том, что если с профильными факультетами, по экономике или социологии, ответ довольно ясен — они готовят экономистов или социологов, мы выпускаем либерально мыслящих, грамотных, широко образованных людей, которые работают в самых разных сферах. Чаще всего они работают в частном бизнесе, на аналитически-организаторских позициях, но часть из них идет в академическую среду, как государственную, так и частную. Другие идут работать во власть, а кто-то пополняет корпус журналистов и аналитиков. Карьерные траектории, как мы видим, получаются самые разные.

— И все-таки, какими именно компетенциями будут обладать выпускники программы?

М. Братерский: В фокусе программы находятся международные отношения в разных их ракурсах — экономическом, политическом, отчасти социологическом. Мы хотим иметь на выходе выпускников, которые понимают, как на весь этот комплекс проблем смотрят на Западе, какими инструментами они пользуются, какие оценки дают. В то же время они должны понимать, как эта проблематика воспринимается и анализируется в России и как российские и западные подходы могут сочетаться.

Есть вещи, в которых отечественная школа международных отношений по историческим причинам не очень сильна. Она, например, не очень занималась разработкой теории, и мы предпочитаем, чтобы наших ребят учили те, кто теоретическую базу в этой сфере создавал. Другая проблема состоит в том, что у нас есть некоторые проблемы с количественными и качественными методами исследований. До недавнего времени у нас считалось, что такие вещи должны использоваться экономистами, может быть, социологами, а международникам они не нужны. И мы благодарны англичанам за то, что они в этом вопросе тоже нам подставляют плечо. Через какое-то время, надеюсь, мы достигнем необходимого уровня качества, но пока нам их помощь очень полезна.

С. Караганов: Вообще адекватный анализ мировой политики и международных корпораций практически невозможен на основе только национального образования. Если вы посмотрите на наиболее успешных специалистов в этой сфере, вы неизбежно увидите среди них людей, которые проходили стажировку или учились за рубежом. Недавно я беседовал с Ли Кван Ю, министром-наставником Республики Сингапур, и он сказал мне, что не понимает, как можно назначать министрами людей, которые никогда не обучались и не жили за границей — они же не могут адекватно оценивать ситуацию. Наши студенты тоже должны приобретать наднациональные компетенции, иметь представление о глобальных явлениях, которые они анализируют, и глобальных институтах, в рамках которых им придется действовать.

— Сколько студентов уже прошло через программу, и каких цифр приема вы ожидаете в этом году?

С. Караганов: Первый выпуск, очень небольшой, прошел недели три назад. Сейчас мы готовимся принять у себя студентов второго курса, которые уже год отучились в Кенте, — их будет около десяти человек. До конца лета идет набор на следующий учебный год. Точная цифра пока неизвестна, итоги мы подводим в конце сентября, но рассчитываем набрать около двадцати студентов, из них россиян будет четыре-пять человек, остальные — иностранцы. Иностранцы пока преобладают по объективным причинам: ведь Школа российских исследований, в рамках которой программа работала два года, ориентирована на зарубежных студентов, интересующихся Россией. Теперь, когда программа встраивается в систему факультета, количество российских студентов на ней должно увеличиться. Кстати, любопытно посмотреть, откуда к нам пришли те русские, которые записываются сейчас. Один из них из МГИМО, один — из Новосибирского государственного университета, а один, например, из Университета Вирджинии.

— А как согласовывается набор между Вышкой и Университетом Кента?

М. Братерский: Это параллельные процессы. Англичане через свой сайт — там такая система — набирают студентов у себя в Кенте. А россияне, те, которым Москва географически ближе, подают документы нам в общем порядке и через сайт Университета Кента заполняют специальную форму. Это делается для того, чтобы в конце сентября, когда мы подведем итоги приема, можно было издать приказ о зачислении. Если по поводу иностранных граждан наше законодательство ничего не говорит, то с российскими студентами все должно быть ясно. Должно быть некоторое количество фотографий, копия диплома — и мы хотим иметь их прямо сейчас. Отмечу, что прием документов именно на эту программу продлен. Набор в обычную магистратуру уже завершен, а для этой программы прием документов будет идти до 1 сентября.

Принимаются студенты по конкурсу портфолио, но жестким условием является отличное владение английским языком, подтвержденное международным сертификатом. Лучше всего — IELTS. Но если по каким-то причинам человек не успевает его сдать, американский TOEFL тоже подойдет. В исключительных случаях — такая договоренность между нами и английскими коллегам достигнута — квалификационный экзамен может принять кафедра иностранных языков нашего факультета.

— Кто читает курсы в рамках программы, и как проходит защита дипломных работ?

М. Братерский: Преподавательский пул делится на две части. Есть английские коллеги, часть из них мы знаем лично, а часть — по именам. С английской стороны руководит программой Ричард Саква, самый известный в Англии специалист по России, который написал несколько очень хороших книг, в том числе о действующих российских политиках. Он член «Валдайского клуба», вообще очень авторитетный человек. С нашей стороны курсы ведут, в основном, преподаватели молодого и среднего возраста, например, курс «Глобальные политические процессы» читает преподаватель кафедры мировой политики научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Дмитрий Суслов. Часть специалистов, поскольку программа пока еще идет по политологической специализации, мы привлекаем с факультета прикладной политологии. По внутренней политике России курс будет читать заведующая кафедрой публичной политики Нина Беляева. О проблемах постсоветского пространства будут рассказывать три человека: экономику будет вести заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции Владимир Зуев, политическую часть — ваш покорный слуга, а вопросы безопасности — заведующий кафедрой мировой политики Сергей Кортунов. Научное руководство осуществляется российскими профессорами, мы, например, надеемся, что Сергей Александрович Караганов будет «вести» одного или двух дипломников. Еще одна особенность программы состоит в том, что свои магистерские диссертации все студенты пишут в Москве, а вот защищаются дважды — сначала у нас в Вышке, а потом в Университете Кента уже по английским правилам.

— Эта магистерская программа полностью платная, не так ли?

М. Братерский: Да, но тут тоже есть некая уникальность. Формально это нигде не прописано, но существует довольно четкая политика британского министерства образования и британских университетов в отношении того, сколько британское образование стоит для «своих» и «чужих» студентов. Там есть три категории учащихся. Для собственно британцев обучение сравнительно дешевое — бесплатного, насколько я знаю, нет вообще. Для граждан Евросоюза оно примерно в два раза дороже, чем для британцев, а для граждан третьих стран, к которым относится и Россия, и, например, США и Китай, средний порядок сумм — это тринадцать-пятнадцать тысяч фунтов в год. Так вот Университет Кента путем неимоверных усилий сумел найти компромиссное решение. Для граждан России и СНГ эта программа стоит чуть-чуть дороже, чем для граждан ЕС, но в два раза меньше, чем они обычно берут с иностранцев из третьих стран. И это делает ее в финансовом плане вполне конкурентоспособной. Когда все это начиналось, нам эта сумма казалась достаточно высокой, отпугивающей — речь идет о шести-семи тысячах евро в год. Но если посмотреть на те цены, которые сложились сегодня на московском рынке, эта сумма выглядит вполне адекватной.

Людмила Мезенцева, Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day

В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.

«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»

19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.

Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов

Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.

Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»

В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.

Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда

НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».

Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов

В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.

«Это путешествие изменило меня к лучшему»

На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.

Иностранные студенты НИУ ВШЭ узнали об истории и традициях Масленицы

22 февраля в корпусе НИУ ВШЭ на Старой Басманной, где расположен факультет гуманитарных наук, состоялось мероприятие по адаптации иностранных студентов под названием «Масленица». Российские сверстники рассказали им, что такое Масленица, провели традиционные масленичные игры и аттракционы, угостили блинами со сгущенкой. В свою очередь национальные клубы НИУ ВШЭ, объединяющие представителей различных диаспор, ознакомили гостей праздника со своими традициями проводов зимы и организовали дегустацию национальных блюд.

«Иностранные студенты, не приехавшие к началу учебного года, смогут учиться дистанционно»

В новой реальности у иностранных студентов (особенно у поступивших в Вышку в 2022 году) возникает много вопросов. Какие перемены ожидаются в университетской системе образования? Как быть, если по объективным причинам не получается прилететь в Москву к 1 сентября? Что Вышка делает для быстрой адаптации иностранных студентов? На эти и другие вопросы новостной службе портала ответил проректор Иван Простаков.

«Смысл изучения экономики — в достижении всеобщего блага в мире ограниченных ресурсов»

Студентки факультета экономических наук ВШЭ Хан Да Ын из Республики Корея и Ян И из Китая учатся на 4-м курсе бакалаврской программы «Экономика». Как они оказались в России и в НИУ ВШЭ, трудно ли им было выучить русский, а потом осваивать (и очень успешно) на этом чужом и трудном языке все предметы от математики до социологии — об этом они рассказали новостной службе портала.