• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»

Олег Воскобойников, научный руководитель программы «Медиевистика»

Олег Воскобойников, научный руководитель программы «Медиевистика»

О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.

Медиевистика как наука

Медиевистика, как небо над Берлином, — и далеко, и близко. Близко, потому что с реликтами средневекового сознания мы и сегодня встречаемся на каждом шагу (например, не пожимаем руку над порогом, садимся на дорожку и пр.). Средневековье плотно встроено в нашу историческую память, сердце любого крупного европейского города средневековое в своей основе. Даже в московском метро мы оказываемся в контакте со Средневековьем намного чаще, чем нам кажется: метро Новокузнецкая — над головой купол Святой Софии, метро Смоленская — Пантеон, Курская-радиальная — Латеранский баптистерий. Да и в целом превращение метро в подземные храмы — это средневековая идея, воспринятая архитекторами, работавшими под руководством Каро Алабяна над созданием столичного метрополитена.

Меня до сих пор поражает способность средневековой культуры завладевать умами новых поколений. Наверное, это объясняет успех паблика «Страдающее Средневековье» и других проектов, связанных с медиевистикой. Средневековью и сейчас есть, что нам рассказать, но для этого надо переводить литературу, издавать ее и комментировать, изучать искусство, право, философию этой цивилизации.  

Средневековье можно найти даже там, где его никогда не было. Бостон. Фото О.С. Воскобойникова, 2011г.

Многие современные медийные сюжеты продолжают средневековые темы. В каком-то смысле это объяснимо — мы все наследники христианского Средневековья. Например, недавние страсти вокруг фильма «Матильда» — это типичные страсти по святому, которые свойственны любой эпохе, где сталкивается религиозное и нерелигиозное мышление. И медиевист понимает соотношение  этих типов мышления очень хорошо, потому что его знания о современности всегда базируются на знании прошлого, лишь на первый взгляд отделенного от нас барьером из Возрождения, Просвещения и Постмодерна.

Медиевистика вне географического канона

В советской и российской исторической науке древнерусская и западная истории Средневековья традиционно изучались и преподавались как разные дисциплины. Это искусственное разделение сохраняется и сегодня, но мы планируем изменить эту традицию. Магистратура по медиевистике Вышки включает курсы по истории и латинского Запада, и византийского Востока, арабского мира и Скандинавии эпохи викингов. В учебном плане помимо истории представлены все основные гуманитарные дисциплины: философия, религиоведение, история искусства, литературы, права. И, конечно, в нашем поле зрения будет Возрождение.

Мы осознанно делаем ставку на разнообразный, мультидисциплинарный преподавательский состав: германист Михаил Бойцов, русисты Игорь Данилевский, Алексей Гиппиус и Петр Стефанович, скандинавист Федор Успенский, византинисты Сергей Иванов и Андрей Виноградов. Искусствоведческий блок представляют искусствоведы Анна Пожидаева и Ольга Русинова, средневековое право — Александр Марей и Дмитрий Полдников. Словесность будут преподавать филологи Юлия Иванова, Наталья Долгорукова, Мария Волконская и я, философию и богословие — философы Павел Соколов и Ольга Алиева. Арабско-христианские отношения на Ближнем Востоке магистранты будут изучать с Алексеем Муравьевым.

В старом письме есть своя прелесть

По-настоящему с «кухней» медиевиста можно познакомиться, только работая с древними оригинальными текстами. Именно этим мы будем заниматься со студентами на научно-исследовательских семинарах (НИС). Их будет несколько. Вместе они охватывают тысячелетнее развитие средневековой цивилизации в самых разных его проявлениях, от латинской словесности до исландских саг и археологии.

Миниатюра на полях «Псалтири сэра Джеффри Латрелла», 1320-1340-е гг.

Сам я последние годы изучаю, перевожу и комментирую литературные и философские тексты XII-XIII веков. В моем семинаре мы вместе со студентами попробуем понять, что такое средневековая латинская литература как культурное явление. Термин «словесность» хорошо подходит для Средневековья, потому что границы «литературы» в привычном сегодня смысле в рамках словесного творчества средневекового человека не ясны. В целом мне интересно размышлять о границах литературы применительно к любой эпохе, поэтому я решил поставить эксперимент. Мы будем анализировать в основном опубликованные в оригинале и в переводах тексты, но я познакомлю моих учеников и с основами палеографии. Сразу скажу, это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Я не хочу романтизировать медиевистику, это не та наука, где часто происходят невероятные открытия, детективных историй здесь относительно немного, хотя и такое бывает. Но в старом письме есть своя прелесть, меня оно завораживает так же, как главного героя романа «Я исповедуюсь» Жауме Кабре (2011). Мой опыт преподавания латинской палеографии показывает, что и студентов живой текст, написанный в древние времена, захватывает.

Как поступить и кого ждут на программе

Медиевист — это исследователь, обладающий глубокой общегуманитарной подготовкой, плюс к этому знающий нескольких современных и древних языков. Я говорю про исследователей, потому что программа прежде всего нацелена на тех, кто планирует заниматься наукой. Но она также может заинтересовать мечтающих о карьере журналистов, экспертов по различным вопросам культуры и просвещения, о книжном деле или педагогике. Учитывая сегодняшний бум научно-просветительских проектов, я не сомневаюсь, что выпускники программы найдут себе место под солнцем. Поэтому мы ждем не только выпускников исторических факультетов, но и литературоведов, искусствоведов, лингвистов, культурологов, философов, востоковедов, юристов.

Поступить к нам можно по конкурсу портфолио, либо по олимпиаде, регистрация на которую начнётся в январе. На программе предусмотрено 20 бесплатных и 5 платных мест — для россиян и 1 место — для иностранцев. На странице программы размещен подробный текст о том, как будет проходить отбор лучших портфолио, какие документы необходимо принести в приемную комиссию при поступлении, как написать хорошее мотивационное письмо и успешно пройти устное собеседование.

Знание английского считается обязательным условием, знание двух или более иностранных и/или древних языков приветствуется. Мой совет — не стесняйтесь демонстрировать свои языковые достижения, а также успехи в научной или научно-популярной сфере (преподавание, конференции, журналистика, блоги, художественные выставки). Если по каким-то причинам у вас нет сертификата, подтверждающего знание, например, венгерского или китайского языка, но вы действительно их знаете, не волнуйтесь, мы найдем способ проверить ваши знания в устном собеседовании.

Вам также может быть интересно:

В Издательском доме ВШЭ появилась новая книжная серия, посвященная медиевистике

Презентация первых трех книг состоялась на Книжном фестивале «Красная площадь», который прошел с 17 по 20 июня. Серию POLYSTORIA читателям представили сотрудники научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, которая и инициировала ее создание. В презентации и дискуссии под названием «Медиевистика вчера, сегодня, завтра» поучаствовали заведующий лабораторией, декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов, а также научные сотрудники подразделения: ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников и профессор исторического факультета МГУ Михаил Дмитриев.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Медиевализмы в «Игре престолов»

Сериалы — один из наиболее известных и востребованных феноменов массовой культуры, использующий медиевальные мотивы. Наиболее известный сериал такого рода — «Игра Престолов», экранизация серии романов «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Это фэнтези с рядом маркеров, аллюзий на историю средних веков. IQ.HSE рассказывает о том, какое реальное и вымышленное Средневековье можно найти в «Игре престолов».

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.

Assassin’s Creed и недостижимое Средневековье

Серию видеоигр Assassin’s Creed можно назвать одним из самых ярких воплощений исторических — или квази-исторических — образов в популярной культуре минувшего десятилетия. Первая часть этой серии, вышедшая в 2007 году, была посвящена эпохе Средневековья. О том, как создатели игры искали пути, позволяющие современному человеку приблизиться к образам прошлого, рассказывает медиевистка Анастасия Ануфриева.

Канонизация

Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.

«Мы живем в начале длинной эпохи возвращения гуманитарного знания»

Недавно в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве прошла научно-популярная конференция, посвященная вселенной «Игры престолов», в которой приняли участие в том числе исследователи из Вышки. Чем мир Джорджа Мартина так увлекает современного человека, почему реактуализировалось Средневековье, новостной службе рассказал один из докладчиков конференции, доцент доцент Школы философии ВШЭ Александр Марей.