• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги очного этапа олимпиады «Ступени»

22 февраля в Лицее ВШЭ прошел заключительный этап метапредметной олимпиады по исследовательской деятельности «Ступени». В апреле этого года его победители смогут пройти стажировку в лицее, а призеры получат дополнительные баллы в конкурсе на стажировку.

Олимпиаду «Ступени» придумали преподаватели Лицея ВШЭ. Это именно олимпиада, а не конкурс исследовательских работ школьников и не научно-практическая конференция, то есть проводить исследование не нужно. Но нужно выполнить задания, продемонстрировав способность к критическому мышлению, навык академического письма, умение сформулировать гипотезу и другие метапредметные компетенции, необходимые для исследовательской работы. В этом году в заочном этапе олимпиады приняли участие около 400 старшеклассников из разных регионов, в заключительный этап прошли 80.

На заочном этапе, как и на олимпиаде «Высшая проба», тестовые задания выполняются на компьютере в отведенное время. Например, нужно оценить небольшие тексты с позиции редактора журнала — одобрить, отправить на доработку или отказать в публикации.

Те, кто набрал максимальное число баллов на заочном этапе, приглашаются на очный этап, где нужно в течение 2,5 часов написать рецензию на исследовательскую работу. Участникам олимпиады были предложены реальные работы, написанные в предыдущие годы учениками Лицея ВШЭ, и нужно было увидеть их достоинства и недостатки, при этом не быть излишне строгим, не приписывать автору ошибки, проявить эрудицию и знание предмета (можно было выбрать одну из работ по социологии, лингвистике, истории, естественным наукам).

Самая распространенная ошибка в рецензиях, по мнению преподавателя словесности Лицея ВШЭ Светланы Шаповал, — недостаток аргументации. Например, участник олимпиады пишет, что некоторые положения работы не доказаны, и ставит точку, а о каких именно положениях идет речь и почему их не удалось доказать — непонятно. По результатам очного этапа предусмотрен показ работ и апелляция, на которую в этом году пришли несколько человек. «Одна девочка проявила большой интерес к нашим замечаниям, и мы детально разобрали с ней ее ошибки, — рассказывает Светлана Шаповал. — К сожалению, в школе ей не объясняли элементарные понятия, которые для наших учеников, как правило, очевидны, и для нее участие в олимпиаде — это и новый опыт, и новые знания».

Пока участники олимпиады «Ступени» не получают никаких преференций при поступлении в Вышку или другие вузы — вопрос о дополнительных баллах за индивидуальные достижения ее победителям и призерам будет рассматриваться в следующем году. Однако, по мнению директора Лицея ВШЭ Дмитрия Фишбейна, интерес к олимпиаде все равно высок. «Ребята хотят проявить себя, оценить свои результаты в сравнении с другими, им интересен сам процесс участия в интеллектуальном состязании, — считает он. – К тому же олимпиада «Ступени» — это возможность посмотреть лицей, почувствовать его атмосферу, в неформальной обстановке пообщаться с его учениками».

Победители олимпиады «Ступени» — Анастасия Гайдукова, Софья Мирова, Ксения Печерская, призеры  Екатерина Трошина, Никита Быховец, Мария Пекова.


Анастасия Гайдукова, ученица 10 класса школы № 1527, Москва

К олимпиаде «Ступени» я почти не готовилась — использовала знания, которые мне дали в школе. На заочном этапе задания, по-моему, были довольно легкими — например, нужно было определить, есть ли в тексте смысл, подобрать заглавия к отрывкам из текста и так далее. На очном этапе я совсем не волновалась — это же не экзамен. Я часто читаю отзывы на книги и фильмы, к тому же нам раздали список критериев, так что написать рецензию было несложно. Выбрала работу про мультфильмы — как они влияют на социализацию ребенка и как к ним относятся родители.

После очного этапа нам рассказали о лицее. Я и раньше слышала о нем хорошие отзывы, знала, что он отличается от обычной школы, а теперь сама все увидела. Был такой квест: нам выдали фотографии, и нужно было ходить по лицею и искать места, которые на них изображены. Поскольку я стала победителем этой олимпиады, в апреле смогу пройти в лицее стажировку. В Высшую школу экономики я поступать не собиралась, но теперь об этом задумалась. Хочу стать юристом, а чтобы поступить в ВШЭ на программу «Юриспруденция», в отличие от других вузов нужно сдавать иностранный язык, так что придется его подтянуть.


Степан Макаров, ученик 10 класса гимназии № 6, Брянск

Олимпиада «Ступени» проверяет логику, критическое мышление, умение найти выход из нестандартных ситуаций. На заочном этапе мне понравились задания про поиск в Интернете — такие ситуации встречаются не только в исследовательской работе, но и вообще по жизни. На очном этапе я не смог сконцентрироваться, и у меня получилась не столько рецензия, сколько пересказ. Понял это слишком поздно, в последние минуты пытался написать все заново, но уже не успел. Буду тренироваться, попробую поучаствовать в следующем году.

Победителем я не стал, но зато посмотрел на Лицей ВШЭ. Раньше о нем было представление только из интернета, а теперь узнал его изнутри, пообщался с его учениками. Лицей — первый по рейтингу в Москве, и непосвященному человеку из глубинки может показаться, что все, кто здесь учатся, — или очень богатые, или очень заученные. Но оказалось, что все нормально. Лицеисты дружелюбны, искренни, креативны, просты в общении и не пытаются строить из себя взрослых. Про педагогический состав ничего не могу сказать, но что-то мне подсказывает, что он тоже креативный и интересный.


Ксения Печерская, ученица 11 класса школы № 1553 им. В.И.Вернадского, Москва

Зачем я стала участвовать в олимпиаде «Ступени», поначалу сама не понимала, — ведь это не дает никаких преимуществ при поступлении в вуз, времени и так не хватает, надо готовиться к ЕГЭ (собираюсь поступать в Вышку на программу по лингвистике). Но потом решила, что было бы интересно побывать в Лицее ВШЭ, к тому же в школе, где я учусь, тоже обязательны исследования, и во мне проснулась гордость.

В нашей школе каждый год проводится конкурс исследовательских работ, на который приезжают дети со всей страны. Я участвовала в его организации как волонтер, была секретарем одной из секций — записывала замечания учителей по поводу присланных работ. И на очном туре олимпиады я вспоминала многое из того, что они говорили. Наверное, именно это и помогло мне стать победителем.

Работа, которую я рецензировала, была посвящена стилистическим особенностям публичных выступлений политиков — ее автор пытался определить, как благодаря этим особенностям политики воздействуют на народ. Но, по-моему, ему это не удалось в полной мере, предположения не аргументированы, не доведены до логического конца. Потом мне сказали, что я была даже строже, чем взрослые эксперты, которые эту работу оценивали раньше.

Вам также может быть интересно:

91

участник прошел в финал конкурсного отбора на стажировку для образовательных организаций «Новая модель старшей школы», которая пройдет в Лицее НИУ ВШЭ 18-22 марта.

Лицеист Вышки стал бронзовым призером олимпиады в Казахстане

С 8 по 14 января в Алматы прошла Международная Жаутыковская олимпиада (МЖО) по математике, физике и информатике. По итогам контеста по информатике одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Александр Потапов получил бронзовую медаль. Соревнование собрало 84 команды из 21 страны, включая Норвегию, Румынию, ОАЭ и Непал.

Лицей ВШЭ приглашает педагогов на стажировку «Модель старшей школы нового типа»

Программа ориентирована на преподавателей, педагогов-организаторов и административных работников школ. От образовательных организаций ожидаются команды, члены которых представят все три вида должностей. Участие в стажировке бесплатное.

Лицеисты заняли первое место на чемпионате «Что? Где? Когда?» среди школьников Москвы

В МГИМО прошел Школьный чемпионат Москвы игры «Что? Где? Когда?». Лучшей командой сезона стала сборная Лицея НИУ ВШЭ «48 без одной». В турнире приняли участие около 200 московских школьников.

«Источник исследовательских талантов»: Вышка открыла регистрацию на олимпиаду «Ступени»

До 15 декабря продлится регистрация на отборочный онлайн-этап исследовательской олимпиады для школьников «Ступени». Победители и призеры финального этапа получат дополнительные баллы при поступлении в Лицей НИУ ВШЭ и на ряд бакалаврских программ Вышки.

«День открытых дверей»: где учатся лицеисты. Часть 1

В проекте «День открытых дверей» о здании Лицея на Солянке рассказывают лицеисты 10 класса Алексей Земцов и Александра Фролова.

Лицей и Вышка: что общего и чем отличаются

19 октября отмечается Всероссийский день лицеиста. Накануне праздника преподаватели и выпускники рассказали, как устроен учебный процесс в Лицее НИУ ВШЭ и что он дает желающим поступить в Вышку.

Штаб-квартира ШОС и утка по-пекински: как прошла стажировка лицеистов в Поднебесной

Этим летом востоковеды Лицея отправились на месяц в Китай. Ребята учились в Ляонинском педагогическом университете, посещали древние храмы, познакомились с генеральным секретарем ШОС. Чем еще удивила лицеистов стажировка, они рассказали новостной службе портала.

Ректор Вышки попросил лицеистов расти быстрее

Утром 2 сентября в атриуме нового корпуса университета на Покровке собрались девятиклассники и десятиклассники Лицея НИУ ВШЭ. Мероприятие в честь Дня знаний назвали НеЛинейкой по аналогии с прошедшей летом НеКонференцией.

«Сохраните веру в себя и неравнодушие, которые привели вас в Лицей»

24 июня в Лужниках прошел пятый по счету выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году аттестат получили 730 человек, из них 103 — с отличием. Вспоминаем успехи нынешнего поколения лицеистов и те изменения в Лицее, героями и свидетелями которых они стали.