• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги очного этапа олимпиады «Ступени»

22 февраля в Лицее ВШЭ прошел заключительный этап метапредметной олимпиады по исследовательской деятельности «Ступени». В апреле этого года его победители смогут пройти стажировку в лицее, а призеры получат дополнительные баллы в конкурсе на стажировку.

Олимпиаду «Ступени» придумали преподаватели Лицея ВШЭ. Это именно олимпиада, а не конкурс исследовательских работ школьников и не научно-практическая конференция, то есть проводить исследование не нужно. Но нужно выполнить задания, продемонстрировав способность к критическому мышлению, навык академического письма, умение сформулировать гипотезу и другие метапредметные компетенции, необходимые для исследовательской работы. В этом году в заочном этапе олимпиады приняли участие около 400 старшеклассников из разных регионов, в заключительный этап прошли 80.

На заочном этапе, как и на олимпиаде «Высшая проба», тестовые задания выполняются на компьютере в отведенное время. Например, нужно оценить небольшие тексты с позиции редактора журнала — одобрить, отправить на доработку или отказать в публикации.

Те, кто набрал максимальное число баллов на заочном этапе, приглашаются на очный этап, где нужно в течение 2,5 часов написать рецензию на исследовательскую работу. Участникам олимпиады были предложены реальные работы, написанные в предыдущие годы учениками Лицея ВШЭ, и нужно было увидеть их достоинства и недостатки, при этом не быть излишне строгим, не приписывать автору ошибки, проявить эрудицию и знание предмета (можно было выбрать одну из работ по социологии, лингвистике, истории, естественным наукам).

Самая распространенная ошибка в рецензиях, по мнению преподавателя словесности Лицея ВШЭ Светланы Шаповал, — недостаток аргументации. Например, участник олимпиады пишет, что некоторые положения работы не доказаны, и ставит точку, а о каких именно положениях идет речь и почему их не удалось доказать — непонятно. По результатам очного этапа предусмотрен показ работ и апелляция, на которую в этом году пришли несколько человек. «Одна девочка проявила большой интерес к нашим замечаниям, и мы детально разобрали с ней ее ошибки, — рассказывает Светлана Шаповал. — К сожалению, в школе ей не объясняли элементарные понятия, которые для наших учеников, как правило, очевидны, и для нее участие в олимпиаде — это и новый опыт, и новые знания».

Пока участники олимпиады «Ступени» не получают никаких преференций при поступлении в Вышку или другие вузы — вопрос о дополнительных баллах за индивидуальные достижения ее победителям и призерам будет рассматриваться в следующем году. Однако, по мнению директора Лицея ВШЭ Дмитрия Фишбейна, интерес к олимпиаде все равно высок. «Ребята хотят проявить себя, оценить свои результаты в сравнении с другими, им интересен сам процесс участия в интеллектуальном состязании, — считает он. – К тому же олимпиада «Ступени» — это возможность посмотреть лицей, почувствовать его атмосферу, в неформальной обстановке пообщаться с его учениками».

Победители олимпиады «Ступени» — Анастасия Гайдукова, Софья Мирова, Ксения Печерская, призеры  Екатерина Трошина, Никита Быховец, Мария Пекова.


Анастасия Гайдукова, ученица 10 класса школы № 1527, Москва

К олимпиаде «Ступени» я почти не готовилась — использовала знания, которые мне дали в школе. На заочном этапе задания, по-моему, были довольно легкими — например, нужно было определить, есть ли в тексте смысл, подобрать заглавия к отрывкам из текста и так далее. На очном этапе я совсем не волновалась — это же не экзамен. Я часто читаю отзывы на книги и фильмы, к тому же нам раздали список критериев, так что написать рецензию было несложно. Выбрала работу про мультфильмы — как они влияют на социализацию ребенка и как к ним относятся родители.

После очного этапа нам рассказали о лицее. Я и раньше слышала о нем хорошие отзывы, знала, что он отличается от обычной школы, а теперь сама все увидела. Был такой квест: нам выдали фотографии, и нужно было ходить по лицею и искать места, которые на них изображены. Поскольку я стала победителем этой олимпиады, в апреле смогу пройти в лицее стажировку. В Высшую школу экономики я поступать не собиралась, но теперь об этом задумалась. Хочу стать юристом, а чтобы поступить в ВШЭ на программу «Юриспруденция», в отличие от других вузов нужно сдавать иностранный язык, так что придется его подтянуть.


Степан Макаров, ученик 10 класса гимназии № 6, Брянск

Олимпиада «Ступени» проверяет логику, критическое мышление, умение найти выход из нестандартных ситуаций. На заочном этапе мне понравились задания про поиск в Интернете — такие ситуации встречаются не только в исследовательской работе, но и вообще по жизни. На очном этапе я не смог сконцентрироваться, и у меня получилась не столько рецензия, сколько пересказ. Понял это слишком поздно, в последние минуты пытался написать все заново, но уже не успел. Буду тренироваться, попробую поучаствовать в следующем году.

Победителем я не стал, но зато посмотрел на Лицей ВШЭ. Раньше о нем было представление только из интернета, а теперь узнал его изнутри, пообщался с его учениками. Лицей — первый по рейтингу в Москве, и непосвященному человеку из глубинки может показаться, что все, кто здесь учатся, — или очень богатые, или очень заученные. Но оказалось, что все нормально. Лицеисты дружелюбны, искренни, креативны, просты в общении и не пытаются строить из себя взрослых. Про педагогический состав ничего не могу сказать, но что-то мне подсказывает, что он тоже креативный и интересный.


Ксения Печерская, ученица 11 класса школы № 1553 им. В.И.Вернадского, Москва

Зачем я стала участвовать в олимпиаде «Ступени», поначалу сама не понимала, — ведь это не дает никаких преимуществ при поступлении в вуз, времени и так не хватает, надо готовиться к ЕГЭ (собираюсь поступать в Вышку на программу по лингвистике). Но потом решила, что было бы интересно побывать в Лицее ВШЭ, к тому же в школе, где я учусь, тоже обязательны исследования, и во мне проснулась гордость.

В нашей школе каждый год проводится конкурс исследовательских работ, на который приезжают дети со всей страны. Я участвовала в его организации как волонтер, была секретарем одной из секций — записывала замечания учителей по поводу присланных работ. И на очном туре олимпиады я вспоминала многое из того, что они говорили. Наверное, именно это и помогло мне стать победителем.

Работа, которую я рецензировала, была посвящена стилистическим особенностям публичных выступлений политиков — ее автор пытался определить, как благодаря этим особенностям политики воздействуют на народ. Но, по-моему, ему это не удалось в полной мере, предположения не аргументированы, не доведены до логического конца. Потом мне сказали, что я была даже строже, чем взрослые эксперты, которые эту работу оценивали раньше.

Вам также может быть интересно:

Лицей Вышки – школам: обмен опытом и уникальные практики на стажировках

В декабре команда Лицея НИУ ВШЭ провела масштабную стажировку «Модель старшей школы нового типа» по трем трекам – административному, преподавательскому и социально-педагогическому. За три дня команды шестнадцати школ из разных регионов России познакомились с образовательными практиками, отличающими Лицей от традиционных образовательных учреждений. Участники прослушали лекции, прошли мини-курс в рамках своих тематических треков и обсудили полученный опыт.

В Лицее Вышки открылась химическая лаборатория

В середине ноября в здании на Солянке заработала химическая лаборатория – долгожданный проект направления «Естественные науки». Лицейские преподаватели проводят практические занятия с новым оборудованием уже третью неделю. «В Москве вообще очень мало приличных химических лабораторий в школах. Пожалуй, то, что мы сделали, –  это самая хорошая школьная химическая лаборатория в Москве, наиболее оснащенная и удобная», – говорит Денис Жилин, преподаватель химии Лицея, разработчик проекта лаборатории.

Дополнительный набор в 10 класс Лицея Вышки пройдет по трем направлениям обучения

Востоковедение, Экономика и математика, Естественные науки – по трем направлениям обучения Лицей Высшей школы экономики проводит дополнительный набор. Чтобы принять участие, с 23 по 30 ноября 2020 года необходимо оформить заявку через личный кабинет абитуриента. В связи с ограниченным количеством мест, подать заявление можно только по одному направлению обучения.

Вышка, МГУ, МГИМО: в какие вузы поступили выпускники Лицея-2020

В этом году Лицей НИУ ВШЭ окончили 739 одиннадцатиклассников. Большинство из них стали студентами лучших российских университетов, но были и те, кто выбрал учебу за рубежом или взял gap year. Рассказываем, как распределились цифры на этот раз.

Лицей НИУ ВШЭ начнет готовить будущих специалистов нефтегазовой отрасли

Новый образовательный трек «Будущий инженер нефтегазовой промышленности» появится внутри уже существующего профиля «Информатика, инженерия и математика». Выпускники будут ориентированы на получение инженерного образования в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, а в будущем — на карьеру в компании «НОВАТЭК». Программа закреплена в трехстороннем соглашении между НИУ ВШЭ, Губкинским университетом и компанией «НОВАТЭК».

91

участник прошел в финал конкурсного отбора на стажировку для образовательных организаций «Новая модель старшей школы», которая пройдет в Лицее НИУ ВШЭ 18-22 марта.

Лицеист Вышки стал бронзовым призером олимпиады в Казахстане

С 8 по 14 января в Алматы прошла Международная Жаутыковская олимпиада (МЖО) по математике, физике и информатике. По итогам контеста по информатике одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Александр Потапов получил бронзовую медаль. Соревнование собрало 84 команды из 21 страны, включая Норвегию, Румынию, ОАЭ и Непал.

Лицей ВШЭ приглашает педагогов на стажировку «Модель старшей школы нового типа»

Программа ориентирована на преподавателей, педагогов-организаторов и административных работников школ. От образовательных организаций ожидаются команды, члены которых представят все три вида должностей. Участие в стажировке бесплатное.

Лицеисты заняли первое место на чемпионате «Что? Где? Когда?» среди школьников Москвы

В МГИМО прошел Школьный чемпионат Москвы игры «Что? Где? Когда?». Лучшей командой сезона стала сборная Лицея НИУ ВШЭ «48 без одной». В турнире приняли участие около 200 московских школьников.

«Источник исследовательских талантов»: Вышка открыла регистрацию на олимпиаду «Ступени»

До 15 декабря продлится регистрация на отборочный онлайн-этап исследовательской олимпиады для школьников «Ступени». Победители и призеры финального этапа получат дополнительные баллы при поступлении в Лицей НИУ ВШЭ и на ряд бакалаврских программ Вышки.