• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что нужно бизнесмену новой формации?

О новой магистерской программе "Электронный бизнес", разработанной в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ, рассказывает заместитель декана факультета бизнес-информатики, заведующая кафедрой инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, профессор Светлана Мальцева.

— Светлана Валентиновна, начнем с определения — что такое электронный бизнес?

— Это бизнес, который осуществляется с использованием информационных технологий с целью получения прибыли. Просто открытие сайта в Интернете электронным бизнесом не является. А вот если с помощью сайта вы продаете услуги или товары — это уже бизнес. Его сейчас могут вести не только он-лайновые или "дот-ком" компании, но часто и офф-лайновые. Часть своих товаров или услуг они могут продавать через Интернет. Именно из-за того, что офф-лайновые компании пришли в Интернет, начался взлет электронного бизнеса. Они оказались более сильными игроками, что и привело "дот-ком" компании к краху несколько лет назад.

— Насколько я могу судить, электронному бизнесу у нас пока нигде не учат…

— Это действительно так. Сейчас в стране официально существует образовательный стандарт под названием "коммерция и торговое дело", в рамках которого существуют отдельные курсы по электронному бизнесу. В Академии народного хозяйства есть программа МВА по управлению электронным предприятием, которая не является собственно студенческим образованием. Мы решили занять образовавшуюся нишу. И поняли, что это направление всем нужно и что оно — междисциплинарное. Специалист по электронному бизнесу должен разбираться в разных областях — экономике, менеджменте, информационных технологиях.

Безусловный лидер электронного бизнеса сегодня — Соединенные Штаты Америки, следом идут Канада и Австралия, затем — Европа. Россия отстает в этой области. Хотя развитие торговли через Интернет — одно из приоритетных направлений федеральной программы "Электронная Россия".

В мире существуют аналоги нашей магистерской программы — у нас намечаются контакты с университетом Вестминстера, и мы надеемся открыть совместную магистратуру. Дальше, конечно, хотим сотрудничать с университетом Карнеги-Меллона, где есть не только программа обучения, но и исследовательский центр. Для этого мы должны поднять нашу программу на очень высокий уровень, чтобы не только нам, но и партнерам было интересно работать.

— В чем особенности вашей магистерской программы?

— Пожалуй, очень интересен курс "Интернет-маркетинг и реклама" — мы привлекли к преподаванию Федора Вирина, директора по исследованию "@Mail.ru". Из этого сотрудничества вырос прекрасный конкурентоспособный курс. Более того, в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ был написан учебник по интернет-маркетингу. А следующий инновационный проект — разработка учебно-методического комплекса управления электронным предприятием. Я являюсь автором заявки на этот проект. Думаю, это будет уникальный курс — литературы на эту тему не очень много.

— Что ваша магистерская программа может дать бизнесу?

— Здесь очень важно подчеркнуть, что, по оценкам последней конференции "Интернет и бизнес", капитализация собственных предприятий, созданных в Интернете, — самая быстрая по сравнению с остальными отраслями. Если перевести на обыкновенный язык, человек, который создал свой сайт, начал что-то продавать и оказывать услуги, придумал интересные сервисы и еще поучился у нас, может в течение пяти лет — это очень небольшой срок — продать свое предприятие на бирже и вложиться в новое дело.

Есть еще очень важный мотив, чтобы взяться за эту программу. По сути дела, сейчас все инновации в области электроники, информационных технологий "подхватывает" электронный бизнес. Платежи, карточки, системы считывания, интеллектуальные "тележки" востребованы именно в этой области. Так что электронный бизнес — это территория инноваций. Думаю, появление хороших специалистов в компаниях — и он-лайновых, и офф-лайновых, даст нашему бизнесу возможность использовать все, что дают информационные технологии.

— Для кого предназначена ваша магистерская программа?

— Думаю, в нашу магистратуру могут поступать люди с базовым информационным образованием, но в первую очередь — бакалавры бизнес-информатики, а также менеджмента и экономики — люди с базовыми экономическими знаниями. Мировой опыт развития таких междисциплинарных программ показывает, что они вырастают либо на факультетах прикладной информатики, либо на факультетах экономики и управления. Информационные коммуникационные технологии развились сегодня до такого состояния, что они на ведение бизнеса, на управление и экономику накладывают совершенно специфичный отпечаток. Человек, обладающий суммой знаний — бизнесмен новой формации, его бизнес изначально будет инновационным.

— Где могут себя найти выпускники магистратуры?

— Они могут работать в любой компании. По американским оценкам, выпускник такой магистратуры может занимать самую высшую позицию — директора собственной компании, портала, директора по информатике и экономике. Нужно отметить, что за рубежом магистр электронного бизнеса сразу позиционируется как менеджер высшего уровня.

— Какие конкурентные преимущества у вашей программы перед программой МВА?

— Программа МВА, существующая в России, ориентирована на уже сложившихся специалистов. Наше конкурентное преимущество в том, что программа вузовской магистратуры, в отличие от профессиональной переподготовки, ориентирована на людей, не имеющих практики ведения бизнеса. Давая человеку образование, мы позволяем ему за два года учебы открыть собственный бизнес. Электронный бизнес замечателен тем, что ничего от человека не требует, кроме оплаты хостинга, собственной головы и усердия. На входе это малозатратный бизнес, и попробовать себя в нем может практически каждый. Так что наш выпускник — не только администратор, но и создатель собственного дела. Еще одним важным конкурентным преимуществом является серьезная научная составляющая магистерской программы, так как развитие электронного бизнеса связано с интенсивными междисциплинарными научными исследованиями, поиском и внедрением новых научных методов и решений.

— Как прошло утверждение вашей программы на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ?

— Мы готовились к большим сложностям, поэтому отточили все детали. Пригласили очень хороших специалистов, которые провели экспертизу нашей программы. Но нужно отметить, что мы не встретили серьезных препятствий, а наоборот, получили конструктивные замечания, которые нам помогли. Хочу выразить благодарность Револьду Михайловичу Энтову, Сергею Юрьевичу Рощину и Вадиму Валерьевичу Радаеву за правильные вопросы, замечания и рекомендации.

Также добавлю, что еще предстоит достаточно серьезная работа по новой программе, потому что мы хотим, чтобы в ней участвовали представители бизнес-сообщества. Они будут преподавать, читать лекции. Поскольку программа междисциплинарная, мы намерены привлечь максимум преподавателей с других факультетов — уже есть предварительные договоренности.

Надежда Дудко, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

«О любом интернет-проекте я думаю как о бизнесе»

Жанна Долбнева, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ рассказывает о возможностях профессионального роста после окончания программы.

«Джунгли», где изучают язык

В 2008 году на портале ВШЭ было опубликовано интервью с Айнуром Абдулнасыровым, тогда — студентом 4-го курса факультета экономики ВШЭ и основателем компании «Клуб носителей языка». Сегодня Айнур — основатель и руководитель одного из самых больших и востребованных в России онлайн-сервисов по изучению иностранных языков LinguaLeo.

«Мы учились с утра до вечера»

Ольга Нечаева, студентка первого курса магистерской программы «Экономика» факультета экономики ВШЭ, недавно прошла стажировку по предпринимательству в Babson College (США).

«Получение «корочки» — это не цель»

Екатерина Лобанова, выпускница программы «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ, специалист в сфере интернет-маркетинга, эксперт по социальным медиа, уверена, что самое увлекательное — начинать дело «с нуля».

«Я оценила свои знания в рублях, и вышло больше, чем я за них заплатила»

Александра Постовалова в этом году оканчивает программу дополнительного образования ВШЭ «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов».

В IT-бизнесе выживает не сильный, а приспособленный

22 декабря в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ прошла открытая лекция генерального директора компании «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова.

Интернет, AIDA и период полураспада

13 октября в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ состоялась лекция директора по маркетингу сервисов Яндекса, главного редактора журнала «Интернет-маркетинг» Андрея Себранта.

Всегда ли прав покупатель?

28 сентября в Высшей школе экономики прошел семинар «Рынок-на-экранах и за экранами: скрытые проблемы интернет-торговли бытовой техникой и электроникой», открывший серию семинаров по социологии рынков. На семинаре были представлены результаты исследования Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.

«Это адреналин»

Максим Медведев, выпускник магистерской программы «Электронный бизнес» факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, — один из основателей компании AddVenture, человек, который загорается идеями, верит в них, собирает команды — и запускает успешные проекты.