• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно принимать решения на основе надежной информации»

Об уникальной для России магистерской программе «Измерения в психологии и образовании» в интервью порталу ВШЭ рассказывает ее соруководитель Юлия Тюменева.

— Магистерская программа по измерениям в психологии и образовании открыта год назад. А чем вызвана необходимость ее открытия?

— Программа действительно существует уже год, у нас есть студенты, которые отучились один академический год, но выпускников пока нет. Основная причина открытия такого рода программы — это ярко выраженный дефицит специалистов в области измерений, оценки, нет тестологов. Этот дефицит касается любой области социальной действительности: образования, HR-сферы. Вы не можете улучшить то, что не можете измерить. Чтобы принять любое решение относительно человеческих ресурсов, будь вы начальник отдела, подразделения, учитель или директор школы, декан факультета, ректор университета или министр, вам нужно иметь точную информацию о том, что происходит в сфере вашей ответственности. И чтобы корректно собрать данные, корректно их интерпретировать, нужны специально подготовленные люди.

Пару недель назад я была на одном совещании, которое касалось трендов в образовании — какие программы открываются, какие нужны. Одна журналистка стала говорить о том, что ЕГЭ как показатель качества образования — непригодный инструмент, потому что она обнаружила, что экзаменационные задания глупые. В аудитории присутствовали уважаемые люди, руководители московских и федеральных ведомств, и они вполне серьезно стали обсуждать, хороший это экзамен или нет. Но как можно обсуждать качество чего бы то ни было, не имея данных, а только мнения? Это разговор ни о чем. У нас нет пока, я бы сказала, привычки строить выводы с учетом объективных данных, принимать решения на основе надежной информации. Именно такую информацию сложно получить без профессионалов.

Сейчас Россия вступила на путь стандартизированных оценок. В образовании — это, в первую очередь, ЕГЭ, сейчас вводится стандартизированный экзамен, которые дети будут сдавать после 9 класса. Вузы сейчас (и Высшая школа экономики занимает здесь лидирующие позиции) преследуют цель создать стандартизированный способ оценки, чтобы понимать, чему учатся и чему научаются в итоге выпускники вузов в части экономики, истории, социологии и так далее.

Кроме того, Россия участвует в сравнительных международных исследованиях качества образования. Мы уже 10 лет присутствуем в таких исследованиях, как TIMSS, PISA, PIRLS. Это широкомасштабные мониторинги качества образования, которые позволяют сравнить успех каждой страны на разных ступенях образования между собой. Есть интерес к стандартизированным вменяемым оценкам в области HR. Любая уважающая себя организация старается нанимать на позицию менеджера по персоналу человека, который обладает специальными знаниями, умеет, например, составлять тесты. Практика найма бывших сотрудников отделов кадров, бывших бухгалтеров, педагогических психологов, кого угодно на позицию специалиста, который оценивает персонал, уходит. Руководители компаний начинают мыслить в терминах данных, а не в терминах мнений. И я считаю, что в России непаханое поле в области разработки инструментов измерений и оценок.

— Существуют ли подобные программы в других российских вузах?

— Нет, это пока единственная программа. Она открыта при помощи, организационной и финансовой, со стороны Всемирного банка, которая была нам оказана, а также и при поддержке Массачусетского университета, который согласился выступить партнером и супервайзером наших курсов. Для России область измерений совершенно новая, и нам было важно, чтобы изначально требования к нашей программе соответствовали международным стандартам. Мы организовывали  встречи с нашими иностранными коллегами, и они, как мне показалось, очень внимательно работали со всеми нашими материалами.

— В России это единственная программа, а как в мире обстоят дела?

— Я знаю, что в США такие программы есть, но они не магистерские, а рассчитанные на получение степени PhD. Их порядка 50, но все они имеют не очень много выпускников. Думаю, что это делается в некоторой степени специально: это штучный товар, это люди, которые известны по головам, люди, которые на виду. Я знаю, что выпускники любой такой программы в США имеют годовую зарплату 100 тысяч долларов, и меньше не бывает.

В Европе этот рынок меньше развит. Это связано с историей возникновения тестологии как науки, она зародилась в США, которые и являются общепризнанным мировым лидером. В Европе есть несколько крупных центров, самый известный находится в Голландии. Эта организация, CITO, разрабатывает тесты, которые применяются в исследованиях качества образования и не только. Она занимается и обучением, можно поехать на краткосрочные курсы на две недели, но стоит дорого. Одним словом, факультетов, которые готовят специалистов по измерениям, немного.

— На кого программа рассчитана, кого вы хотите видеть в качестве слушателей?

— У нас нет ограничения по входному образовательному бэк-граунду, нам важно, чтобы человек уже имел некоторый опыт исследовательской работы, важно, чтобы он не боялся математики, и основное строгое требование — знание английского языка. Нам нужно, чтобы он легко читал, поскольку литература, которая используется для обучения, на 80-90 процентов является англоязычной, на русском языке практически ничего нет.

Если говорить о наших нынешних студентах, то около 60 процентов — это люди с психологическим образованием, часть из них имеют классическое университетское образование, часть — педагогическое. Остальные имеют разный бэк-граунд, есть филологи (им было легче сдать экзамен по английскому языку), есть менеджеры, есть один студент с математической подготовкой. Могу сказать, что разницы в овладении специальными курсами, например, по теории психометрики, где очень много математики, особой нет, все двигаются примерно одинаково. Кажется, что на этой программе неплохо смотрелись бы социологи.

Показательно, что из 17 наших нынешних студентов все уже работают по специальности. То есть они еще не являются готовыми специалистами, но работодатели их уже приняли к себе. Часть работает на исследовательских проектах Высшей школы экономики, часть — в Российской академии образования, часть — на проектах Всемирного банка, связанных с оценкой качества образования, часть — в Федеральном институте педагогических измерений. Все они востребованы, получают зарплату, хотя документа об образовании в этой сфере у них еще нет.

В этом году мы наберем еще 20 слушателей на бюджетные места, и предполагаем еще пять студентов набрать на места с оплатой стоимости обучения.

— Кого вы привлекаете для преподавания на магистерской программе «Измерения в психологии и образовании»?

— У нас, конечно же, работают преподаватели факультетов социологии и психологии ВШЭ, Института развития образования Вышки. Также мы приглашаем преподавателей из МГУ. Преподают у нас и специалисты-практики, для которых преподавание — не основной вид деятельности. К примеру, у нас работает старший исследователь одной из самой крупной американской организации по разработке тестов — Educational Testing Service. Нам она в основном известна по международному экзамену TOEFL. Он — международный консультант, согласился преподавать довольно основательный, ключевой курс Test development, курс по разработке тестовых вопросов и группировке их в тесты.

У нас сложилась практика приглашения профессоров зарубежных университетов, наших партнеров, для чтения в интенсивном порядке отдельных курсов. В этом году приезжали три профессора из Массачусетского университета, в течение 10 дней они читали свои курсы. Существует научно-исследовательский семинар по проблематике магистерской программы, на котором часто выступают российские и зарубежные эксперты. Они могут рассказать о том, чего не прочитаешь ни в одном учебнике. К примеру, мы приглашали ГалинуСергеевну Ковалеву из Российской академии образования, это человек, который возглавляет все международные исследования в России. Кроме нее никто не знает так много об этих исследованиях. Мы приглашали сотрудников Федерального института педагогических измерений, которые разрабатывают ЕГЭ.

— Что должен сделать человек, который захотел учиться в магистратуре по измерениям в образовании и психологии?

— Это стандартные шаги, которые должен сделать любой человек, который хочет учиться в магистратуре Высшей школы экономики. Необходимо принести документы в приемную комиссию http://ma.hse.ru/priem. Это диплом бакалавра или специалиста. Кроме этого, нужно сдать экзамен по английскому языку либо принести сертификат международного уровня о сдаче экзамена типа ТOEFL. Надо написать мотивационное эссе – короткий текст о том, почему и зачем вы сюда пришли и как вы себя видите в этой программе. И вы должны собрать все документы, которые свидетельствуют о вашей активной исследовательской или вообще активной жизненной позиции, – об участии в конкурсах, грантах, ваши публикации, рекомендации, выступления на конференциях. И это портфолио также нужно представить в приемную комиссию. И ждать результатов зачисления.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.