Не вы — для нас, а мы — для вас…
Уже год в Вышке действует Открытая правовая школа для учеников 7—11 классов. Преподают в ней студенты факультета права ГУ-ВШЭ. Преподают успешно: несколько слушателей в этом году стали студентами факультета. О деятельности этой школы рассказывает ее генеральный директор, студентка 4 курса факультета права ГУ-ВШЭ Мария Польникова.
Мария Польникова |
— Как возникла идея создания Открытой правовой школы для старшеклассников?
— Идея возникла в прошлом году, преподаватель нашего вуза, а теперь и первый заместитель декана факультета права Наталья Ростовцева пришла на семинар своих бывших студентов и сказала, что появилась идея проводить бесплатные занятия для школьников, пригласила всех желающих просто подумать над концепцией. Мы собрались (большей частью нашей, 352-й, группой), к нам присоединились некоторые ребята из числа тех, у кого тогда Наталья Владимировна вела занятия, это был второй курс (теперь уже третий). Получился довольно представительный состав — около 50—60 человек. Мы провели организационное собрание, выбрали совет школы, распределили должности.
— Серьезный подход! Какие должности были введены?
— Генеральный директор — это, "конечно", самое важное в любой организации, координатор по проведению различного рода мероприятий (скажем, в День открытых дверей), координатор по пиару, которым я тогда и стала, координатор по публичным отраслям права и по частным отраслям права. И был у нас своего рода заведующий учебной частью, который составлял расписание — занимался самой трудоемкой работой. Почти все должности заняли студенты третьего курса, и несколько ребят с четвертого, остальные стали "рядовыми преподавателями". Мы выяснили, у кого из нас какие профессиональные интересы, кто и чем занимался углубленно. Наталья Владимировна отследила процесс нашей подготовки непосредственно к урокам, потом мы сформировали ориентировочное расписание, провели своими силами День открытых дверей, на который пригласили декана.
— Каким образом вы набирали первый набор слушателей в школу?
— Был подготовительный этап, мы его условно назвали "хождением в народ". Пошли в школы, проводили вводные уроки по праву и профориентирование, а заодно и зазывали к нам.
— В какие школы вы ходили?
— В основном — в свои родные, кто сохранил хорошие отношения с преподавателями, смог встретиться с учениками на уроках. У кого отношения были чуть хуже, те пытались попасть в другие школы. Как показала практика, ходить в родные пенаты более продуктивно, но для этого требуется время, а его не всегда хватает. В общем, решили поместить информацию на hse.ru. Тем более что сайт очень популярен среди абитуриентов. Григорий Канторович сделал ему прекрасную рекламу , и теперь все интересующиеся, особенно в период экзаменов, активно заходят сюда в поисках новостей и информации.
— Маша, расскажите, в чем вы видите основную цель школы?
— Во много ее сформулировал наш предыдущий декан — Владимир Сивицкий. Еще до начала работы школы он нас собирал пару раз, беседовал с нами. Он и придумал название. Первоначальный вариант звучал иначе — "Правовая школа", но он решил подчеркнуть факт безвозмездности занятий и предложил назвать ее "открытой". Цель у нас — заинтересовать школьников профессией юриста. Ведь мы все-таки проводим занятия не только для старших, но и для средних классов, где ученики иногда еще не знают, кем станут в будущем. Плюс возможность предоставить 14—15-тилетним ребятам знания, которые могут пригодиться на практике, то, чем они могут воспользоваться уже сейчас. Кроме того, не стоит забывать, что мы начинали агитацию сразу после выборов в Государственную думу и накануне выборов Президента РФ, ощущался колоссальный ажиотаж. У нас политизированное общество, дети, насмотревшись новостей, наслушавшись родителей, приходили и устраивали бурные споры по поводу современного государственного строя.
— Чему конкретно вы учите?
— Все предметы "разложены" на продолжительные и короткие курсы по аналогии с системой обучения студентов: есть базовые предметы и спецкурсы. Продолжительные курсы — это "Конституционное право России", "Гражданское право", "Основы государства и права", "Уголовное право". Что касается спецкурсов, то для них выбирается более узкая тематика, например, курс "Защита прав потребителей", который включает в себя изучение норм разных отраслей права. Существует и такой предмет, как "Трудовое право для несовершеннолетних". Это тоже курс, рассчитанный именно на школьников, в рамках которого рассматриваются актуальные для них вопросы, в частности, как они уже сейчас могут начинать работать, на каких условиях, какие у них существуют права и обязанности.
У нас есть курс по административной ответственности, он пользуется особой популярностью у хулиганистых ребят (смеется — прим. автора). Их в школе уже отчаялись воспитать, а у нас они хорошо учатся. Помимо всего прочего, по окончании мы выдаем сертификат, подписанный деканом, для чего слушатели обязаны набрать определенное количество учебных часов. Нужно освоить как минимум один большой курс и два "маленьких" либо три "маленьких".
— Каким образом вы контролируете качество учебных программ?
— Программы пишут студенты по определенному для всех обязательному шаблону, чтобы любой школьник открыл и понял, какие темы ему нужно пройти, что ему нужно сдавать, как часто посещать занятия, в общем, чтобы это было своего рода памяткой. Затем кураторы по публичному праву и кураторы по частному праву (под присмотром Натальи Владимировны) утверждают их. Но в целом нам доверяют. В этом году мы пользуемся прошлогодними наработками — многие предметы уже "обкатаны", и по ним накоплен неплохой опыт.
— Как построены занятия в школе?
— Начинаются занятия во второй половине дня, мы стараемся оставлять ребятам время, чтобы они успели пообедать после школы, немного прийти в себя. Некоторые курсы будут проходить по субботам до обеда, потому что среди преподавателей — и выпускники, они работают, и у них нет возможности приезжать в будни. Урок длится 60 минут. Все занятия проходят в здании факультета права ГУ-ВШЭ на Малой Ордынке, 17.
— К вам приходят ребята разного возраста?
— Да, но занятия проводятся без деления по возрасту, все вместе — и 7, и 11 класс. Никаких проблем это не породило. По большому счету все начинают "с нуля", ни у тех, ни у других знаний нет. Конечно, в школах пытаются ввести право, но обычно этот предмет ведет учитель истории, которому самому тяжело освоить такую серьезную дисциплину.
— Каковы условия поступления в школу?
— Все просто: надо прийти на занятия и потом не пропускать. Потому что есть курс, который включает в себя всего 5—6 уроков, и тут, сами понимаете, даже один пропуск существенен, ведь каждой теме посвящается лишь одно занятие. Несмотря на то, что наши преподаватели стараются облегчить учебу (к примеру, готовят и отправляют ребятам по электронной почте выжимки из учебников и правовых актов), все-таки на зачетах потом чувствуется, был ли человек на уроке.
— Сдают ли ребята по итогам курса зачет, или существуют другие формы проверки знаний?
— По итогам прохождения каждого предмета сдается зачет. Преподаватель сам выбирает форму зачета — кто-то устраивает тестирование, кто-то проводит устный опрос, кто-то частично ставит "автоматы", кто-то может сделать письменный зачет. А бывает, и выставляют общую кумулятивную оценку (это в Вышке популярно) — учитывается общая работа на занятиях, посещаемость. Посещаемость — это всегда проблема. Мы понимаем, насколько нам сложно конкурировать со школой, с подготовительными курсами. Но требования такие: три пропуска — и к зачету тебя не допускают.
— Система оценок пятибалльная?
— Да, мы решили, что десятибалльная для школьников — это тяжело.
— Что, по вашему мнению, движет ребятами, которые идут к вам в школу учиться?
— Когда я пришла в свою родную школу агитировать учеников, мне моя учительница сказала: "Это все зря, они никуда не пойдут, им ничего не надо". А я тогда знала 10—11 классы частично, подумала — ладно, попробую. Пришла и поняла, что когда ты обращаешься к школьникам на "Вы", интересуешься их мнением, не перебиваешь, то и они ведут себя соответственно, внимательно слушают и уважительно отвечают.
— Какие еще возможности дает ребятам обучение в вашей школе?
— Сейчас при поступлении в Вышку большое значение приобретает собеседование, которое проводится в июле. Я поступала по полупроходному баллу, нас спрашивали, чем мы увлекаемся, что мы читаем. А теперь, оказывается, дети приносят "портфолио" с подборкой сертификатов, дипломов, лицензий, какие курсы они закончили, что они изучали, и это такой "конкурс подшивки", в том числе. Наш декан сказал, что сертификат Открытой правовой школы будет учитываться как существенный бонус, поскольку это — наша марка. Я считаю, что никакие знания не бывают лишними. И тем, кто будет участвовать в олимпиаде, такие знания окажутся очень полезны просто потому, что любая олимпиада выходит за рамки обычного экзамена, в нее включаются вопросы из разных отраслей права — как раз то, что мы преподаем. И потом, у нас есть курс основ государства и права, в какой-то мере он может помочь написать работу по обществознанию. У нас есть новый курс, который мы ввели в этом году, — о развитии и трансформации правовых институтов в России. В рамках курса будут рассматриваться вопросы истории Отечества.
— Расскажите немного о преподавателях, чем эта школа привлекает студентов?
— Во-первых, для многих это очень неплохая тренировка. Когда ты что-то учишь "для себя" — это одна ситуация; когда же ты понимаешь, что перед тобой будет сидеть 20—30 человек, любой из которых может неожиданно задать тебе вопрос, качество подготовки заметно улучшается. Некоторые просто любят преподавать, например, я обожаю общаться с ребятами, они интересные, и я им об этом постоянно говорю. Они задают нетривиальные вопросы, потому что смотрят на все не как юристы и не как преподаватели, а просто как обычные люди со своими житейскими проблемами. Я думаю, что многим студентам нравится осознавать, что они уже сейчас, в свои 18—19 лет, занимаются чем-то серьезным.
— Преподавание не мешает учебе?
— Нам не нужно никуда ездить, дети к нам сами приезжают, помогает руководство факультета. Каждый преподаватель проводит в неделю одно-два занятия, два часа в общей сложности. Мне кажется, что это не так сложно. А вся подготовительная работа проводится еще до Дня открытых дверей, сейчас ее пик уже прошел.
— Какие навыки, на ваш взгляд, приобретаются в процессе преподавания?
— Это навыки публичных выступлений. Для тех, кто пойдет в аспирантуру, а у нас многие собираются поступать туда, это еще и полезная педагогическая практика. Плюс преподавание развивает ответственность. Когда ты студент, ты можешь не подготовиться, преподаватель же должен быть готов всегда.
— Вы планируете по окончании вуза преподавать?
— Мне очень нравится, как в ГУ-ВШЭ построена система обучения, я бы с удовольствием вела занятия. В мои планы входит аспирантура, и этого не избежать.
— Назовите плюсы и минусы юных преподавателей.
— Среди плюсов легкость налаживания контакта с аудиторией из-за малой разницы в возрасте. Хотя, с другой стороны, при недостаточно выдержанной дистанции с аудиторией это может обернуться минусом. Еще юных преподавателей отличает энтузиазм, только вот одновременно им недостает трудовой практики.
— С какого курса обычно студенты права идут работать?
— У нас почти все работают с третьего курса. Ты диплом получаешь, когда у тебя уже пара-тройка лет стажа за плечами, заканчиваешь аспирантуру, и у тебя еще несколько лет. Вопрос — насколько ее хватит, чтобы вести предмет на передовом уровне, ведь хочется, чтобы занятия были исключительными, чтобы это было увлекательно. Я бы с удовольствием вернулась в наш вуз, но не в 23—25, а лет в 30—35, когда я буду чувствовать, что у меня есть чему научиться.
— А вы жалеете, что у вас не было возможности поучиться в такой школе?
— Я заканчивала школу экстерном, и у меня очень быстро прошел период разрыва со школой. Мне кажется, что для школьника очень здорово хотя бы просто прийти в здание университета — походить здесь, подергать двери. У нас же в это время проходят занятия пятого курса, так что здание не пустует. Любопытно же поглазеть на взрослых людей в костюмах, потому что пятый курс приезжает на занятия после работы, обычно они очень официально одеты. Помимо собственно занятий мы часто помогаем ребятам какими-то юридическими консультациями, они подходят к нам со своими проблемами. Словом, я к чему веду? На ваш вопрос я бы ответила так: "Да, жалею". Я вообще не ходила на подготовительные курсы, занималась с репетиторами, это другой формат. А здесь вроде бы еще одна школа, менее обязательная и менее формальная.
— Планы и перспективы на будущее?
— Мы постараемся привлечь к работе первый курс, ребят, которые только окончили школу и еще не потеряли связь с ней. Скорее всего, они приведут своих друзей по школе из 10—11 классов. Преподавать студентам первого курса никто не будет предлагать, но постепенно вводить их в курс дела, показывать, каким образом все устроено и организовано, и таким образом готовить смену нынешним преподавателям, студентам 4—5 курса, необходимо. Наладить преемственность — это одна из задач на будущее, и думаю, нам это удастся.
— Кому бы вы рекомендовали идти учиться в Открытую правовую школу?
— Если говорить о 7—8 классах, то — ребятам, которые еще не определились и выбирают между "похожими" для школьников профессиями гуманитарной направленности — юрист, политолог. У них будет возможность более осознанно сделать свой выбор профессии. Что касается 9—11 классов, то это, прежде всего, ребята, которые планируют участвовать в олимпиадах. Самостоятельно к ним готовиться тяжело, репетиторы — возможно, слишком дорого. Задания на олимпиадах выходят за пределы школьного курса обществознания, а на наших занятиях у них есть возможность получить знания из разных дисциплин.
— Что отличает вашу школу от общеобразовательной школы и других курсов?
— Прежде всего, атмосфера. Наши преподаватели полны сил, для них это не способ зарабатывать деньги. Они это делают с удовольствием, это чувствуется, и на занятиях нет места унынию.
— У вас уже составлено расписание занятий на этот год?
— Сейчас мы составили расписание с учетом времени и возможностей преподавателей. Затем расписание будет корректироваться в соответствии с возможностями и пожеланиями школьников, мы ведь всегда говорим: "Мы — для вас, а не вы — для нас".
— Что ожидает ваших гостей на Дне открытых дверей?
— Каждый преподаватель подготовил презентацию своего курса, многие делали это с юмором, получились креативные "завлекалочки". Выступит и. о. декана факультета права Евгений Салыгин, и его первый заместитель Наталья Ростовцева. Возможно, мы проведем экскурсию по зданию.
Более подробную информацию о работе школы вы можете получить по электронному адресу opsh@hse.ru
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
В НИУ ВШЭ повысят квалификацию российских юристов из компаний, ведущих бизнес в Китае и Индии
На факультете права НИУ ВШЭ разработаны две новые уникальные программы повышения квалификации: «Введение в правовую систему Индии» и «Введение в правовую систему Китая». Их главная особенность в том, что в роли преподавателей выступят известные практикующие юристы из этих стран, а в роли партнеров — ведущие местные юридические вузы. Целевая аудитория программ — юристы российских компаний, ведущих экспортно-импортную внешнеэкономическую деятельность в Индии или Китае.
«Мы стали единственной командой от ВШЭ, которая смогла завоевать первое место»
В ноябре состоялся заключительный этап Всероссийского юридического кейс-чемпионата MGIMO Law Championship. В номинации «Фармацевтическое право и интеллектуальная собственность» победила команда, в состав которой входили три студента факультета права ВШЭ — Иван Япрынцев, Иван Календарев и Екатерина Винтова.
Проверить право этикой: эксперты Вышки приняли участие в круглом столе в Госдуме
Суть теории гармоничного общественного благосостояния, смысл понятия справедливости, опасность институциональной ловушки — эти и другие темы обсуждали в ходе круглого стола «Справедливость и законотворчество» в Госдуме. В дискуссии приняли участие депутаты и ученые Высшей школы экономики и других вузов. Эксперты Вышки также рассказали о научном проекте по разработке автоматизированных способов оценки этичности.
Зашифрованные деньги
IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу НИУ ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. Сегодня — о том, в какие законы вписывается самоуправляемый рынок криптовалют.
Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции
В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.
В Вышке появился cтуденческий Научный клуб
ΧΣΕ — ХиСигмаЭпсилон, так называется новая организация для студентов, которым интересна наука и которые хотят поближе познакомиться с академической стороной жизни университета. Научный клуб будет помогать им развивать свои навыки в таких областях, как научно-исследовательская деятельность, преподавание, консалтинг, а также поддерживать их участие в прикладных проектах.
На Boomstarter начался сбор средств на издание книги эксперта ВШЭ по праву
Ведущий эксперт Института проблем правового регулирования Екатерина Алексеевская запустила на краудфандинговой платформе проект по изданию книги «Мониторинг верховенства права и доступа в суд». Эта книга отвечает на насущные вопросы российского общества, исследуя соответствие процессуального законодательства стандартам справедливого судебного разбирательства и оказания публичных услуг.
Открывается новая бакалаврская программа «Юриспруденция: частное право»
Совместная программа НИУ ВШЭ и Российской школы частного права предназначена для тех, кто уже в школе решил, что будет заниматься правом, видит в себе успешного юриста-практика или вдумчивого исследователя в области частного (гражданского) права. Первый набор на программу пройдет в 2017 году.
Что делают студенты Вышки после учебы. Цифры
Участие в студенческих организациях — важная часть жизни вышкинцев. В университете работает около 80 объединений, в которых можно заниматься практически всем: от танцев до парламентских дебатов. Можно даже немного спасать мир, вступив в одну из благотворительных организаций. Вот всего лишь несколько цифр о том, чем в прошлом году занимались студенты Вышки в свободное от учебы время. И с Днем студентов вас, дорогие студенты!