• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Айтишники, путешественники, экологи: кто поступает на географический факультет

Салар де Уюни, Боливия

Салар де Уюни, Боливия
© Станислав Кутузов

В 2020 году состоялся первый набор на программу «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» самого молодого факультета НИУ ВШЭ – факультета географии и геоинформационных технологий. Сейчас на первом курсе бакалаврской программы учатся 34 студента со всей России и один – из Бразилии.

В разгар приемной кампании сотрудники факультета запустили на сайте опрос для абитуриентов. Среди прочих, в анкете были открытые вопросы о мотивации, школьникам также предлагалось выбрать, к каким из пяти категорий абитуриентов они могут себя отнести: миросистемщики, географы-айтишники, потомственные географы, экологи или путешественники.

В опросе приняли участие 89 человек, подавляющее большинство (72 чел.) – одиннадцатиклассники, около 18% (16 чел.) – 9- и 10-классники. Результаты этого опроса для сотрудников факультета оказались неожиданными: абитуриенты программы не только глубоко обеспокоены изменениями окружающей среды, но и отлично понимают то, какие проблемы решает современная география и различные ее направления.  

Чаще всего ребята выбирали сразу несколько категорий, например, «эколог» и «путешественник» или «миросистемщик» и «географ-айтишник». Некоторые из них отмечали, что хотели бы решать экологические проблемы с помощью инструментов геоинформатики или изучать происходящие сегодня изменения природы в контексте влияния на социум.

© Арсений Кудиков

«Я бы хотела стать картографом для того, чтобы созданный мною продукт помогал сохранить окружающую среду»

При описании своих будущих профессий абитуриенты упоминали различные разделы географической науки – гидрометеорологию, климатологию, геоурбанистику, картографию, геоинформатику и даже палеоклиматологию.

К категории «эколог» отнесли себя 55% опрошенных абитуриентов факультета (49 человек), при этом почти 45% отметили, что выбрали бы направление программы «Глобальные изменения природной среды и климата». Многие из этих ребят развернуто обосновали свою мотивацию.

«Мне хочется решать экологические проблемы, знать о том, как решить некоторые задачи, касающиеся ресурсообеспечения, и таким образом внести вклад в дальнейшее развитие человечества»

«Очень важно не усугубить и так плачевную ситуацию. Я хочу спасти мир»

«Важно понимать, что в перспективе ключевыми проблемы человечества станут: глобальное потепление, перенаселение, исчерпание ресурсов, колонизация планет земной группы. С этим пониманием легко сделать вывод, что география станет главной наукой человечества в этом веке»

«Я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы спасти Землю»

© Арсений Кудиков

Среди абитуриентов, заполнивших анкету, 21% (24 человека) составили «географы-айтишники». Эти ребята рассматривают для себя направление программы, связанное с IT – «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование».

«Мне очень нравятся карты и их построение, работа с онлайн-программами по построению географических моделей»

«Моя любовь к географии нашла точку пересечения с моей большой заинтересованностью IT-технологиями – геоинформатику»

«Миросистемщиками» движет желание изучать то, как развивается в пространстве экономика и общество. Таких ребят среди опрошенных оказалось 39% (35 человек), большинству из них ближе всего пришлось направление «Общественная география и пространственные решения». 

Школьники писали о том, что хотят изучать общественные процессы, заниматься решением социальных проблем, реализовывать проекты в городах и понимать, как экология влияет на общество. Однако многих абитуриентов из этой категории вдохновляли не конкретные проекты и проблемы, а интерес к выбранной области – общественной географии.

«Мне нравится пространственное моделирование, географические и исторические карты, взаимозависимости и взаимодействие объектов в пространстве. А еще это просто красиво и интересно»

«Это то, чем мы живем»

«Интересуюсь глобальными проблемами общества, интересно изучать и решать мировые задачи»

К категории путешественников отнесли себя 22% (20 человек) к потомственным географам – около 9% абитуриентов (8 человек).

«Я удивлен тем, что абитуриенты не просто обеспокоены изменением климата и экологическими проблемами в целом, но и стремятся “спасти мир”, внести значимый личный вклад в принципиальные изменения общества, – рассказывает декан факультета Николай Куричев. – Когда я учился на географическом факультете МГУ в 2000-е годы, такая мотивация почти не звучала».

Факультет географии и геоинформационных технологий был создан в Вышке совместно с Институтом географии РАН в 2019 году. В 2020 году состоялся первый набор на бакалаврскую программу факультета «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». В рамках программы студенты смогут выбрать одну из трех специализаций – «Глобальные изменения природной среды и климата», «Общественная география и пространственные решения» или «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование». Вне зависимости от выбора специализации все студенты получат сильную подготовку по ключевому методу современного географа – геоинформатике, а также обучатся базовым навыкам программирования и работе с пространственными данными.