• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экскурсия в эпоху перемен

Под занавес Зимних школ для поступающих в магистратуру ВШЭ студенты приняли участие в необычной театрализованной экскурсии «Москва. Территория революции».

Программа экскурсии подразумевала «многослойность» информации: речь шла об истории России, ее политическом и экономическом состоянии во времена революций прошлого века, но также и о жизни конкретных людей с их историями, переживаниями, надеждами.

Революции изменили судьбы людей всех классов и сословий страны. Нынешние студенты — их потомки, и в определенной степени на судьбах нового поколения продолжают отражаться события, кажущиеся теперь далекими. Участники экскурсии почувствовали на себе, в какие времена пришлось жить их прадедам, как драматичные события начала века — 1920-х годов поменяли жизненный уклад людей, окунулись в атмосферу эпохи перемен. Будущие студенты магистратуры приняли участие в «революционном митинге», узнали о буднях большевиков, учились конспирации, ощутили на себе жилищные и продовольственные проблемы послереволюционного времени: их «уплотняли» с целью «искоренения неравенства» и «отоваривали» с помощью продовольственных карточек.

Маршрут экскурсии включал посещение музеев «Подпольная типография 1905-1906 годов», экспозиции «Мой дом — Россия», историко-мемориального музея «Пресня».

 

Отзывы участников Зимних школ об экскурсии

 

Анастасия Обуденкова, участница Зимней школы по направлению «Журналистика»:

«Большое спасибо за экскурсию! Ощущение, что мы сели не в обычный автобус, а в машину времени, которая отправила нас в Россию начала прошлого века. Мы испытали на себе, что такое «уплотнение», когда парень в шапке-ушанке влетел в автобус и «переселил» первые ряды в конец автобуса, побывали в подпольной типографии, нескладным хором пели «Интернационал». Особенно понравилось стоять в очереди с талонами на еду: каждому выдали по краюшке хлеба, а переодетые актеры пытались поменять курицу на наши сапоги и с непониманием смотрели на фотоаппараты и сотовые телефоны: «Чего это такое? Уберите отсюдова!» Спасибо за удивительную возможность попутешествовать во времени!»

 

Марина Косякина, участница Объединенной гуманитарной зимней школы для направлений «Философия», «Культурология», «История», «Филология», «Востоковедение»:

«Признаться, изначально сомневалась, что на экскурсии можно будет узнать что-то новое, интересное. Обычно под словом «театрализованная» в таких случаях подразумевается аниматорство — поверхностное, с чрезмерной наигранностью. Но была приятно удивлена: замечательные актеры и экскурсовод, все было очень здорово. Уверена, что это один из перспективных путей для развития музеев. Была рада поучаствовать».

 

Светлана Дерябина, участница Зимней школы по направлению «Юриспруденция»:

«Экскурсия понравилась — оригинальная подача истории, есть возможность почувствовать себя участником событий, понять настроения, эмоции, мысли, людей того времени, мотивы их действий. Все очень впечатлило».

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000).