• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Программа по бизнесу и международным отношениям теперь есть и в России»

Новая магистерская программа «Международный бизнес» открыта на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Об этой программе рассказывает ее руководитель Ирина Кратко.

— Насколько актуальна данная магистерская программа? В каких российских и зарубежных вузах существуют подобные программы?

— Начнем с того, что это уникальная для России программа. Аналогов такой программы пока нет ни в одном другом российском вузе. Ее уникальность заключается в гибриде (синергии) бизнеса и международных отношений. Это происходит благодаря одновременному развитию у слушателей одинаково востребованных для организации и ведения бизнеса в международном масштабе компетенций экономиста-международника, менеджера-международника и политолога-международника.

Актуальность программы продиктована необходимостью подготовки нового поколения лидеров для российских и зарубежных частных и государственных компаний, уже завоевавших устойчивые позиции на международном рынке, делающих первые шаги на нем или только планирующих это сделать. Им нужны профессионалы с глобальным мышлением, хорошо ориентирующиеся в вопросах и бизнеса, и мировой политики. Такие специалисты должны быть универсалами, разбирающимися в тонкостях и нюансах как внутренней, так и внешней среды международной компании, понимающими не только как компания работает, но и в какой политической, экономической и культурной среде это происходит. Феномен международного бизнеса возможно изучить только посредством применения междисциплинарного подхода, а для этого менеджериальные знания и навыки должны дополняться хорошей подготовкой в области мировой экономики, международного права и международных отношений.

Подобные магистерские программы успешно реализуются в некоторых зарубежных университетах, среди которых несомненным лидером является наш партнер, Школа Права и Дипломатии имени Флетчера Университета Тафтс в США.

— В чем отличительные особенности этой магистерской программы?

— Существующие в мировой практике магистерские программы и, соответственно, дипломы магистров международного бизнеса можно условно разделить на две группы. К первой относятся программы MBA со специализацией или концентрацией в сфере международного бизнеса, а также IMBA (International MBA). В этих программах изучают сначала традиционные бизнес дисциплины, а затем их рассматривают в международном контексте. Такие программы, как правило, построены вокруг отдельной функциональной области менеджмента с акцентом на ее глобальные особенности.

Вторая группа магистерских программ по международному бизнесу представлена программами MIB (Master of International Business). Программы MIB соединяют серьезную подготовку по основным бизнес дисциплинам с глубоким и всесторонним изучением среды международного бизнеса. Эти междисциплинарные программы уделяют особое внимание взаимодействию и взаимопроникновению политических, экономических и культурных аспектов международного бизнеса. Студенты с первой минуты погружаются в изучение дисциплин, напрямую связанных с международным бизнесом. Кроме того, обязательные требования таких программ — профессиональный уровень знания иностранных языков, изучение ряда дисциплин в зарубежном вузе-партнере или стажировка в компании за рубежом.

Концептуальной основой магистерской программы «Международный бизнес» ВШЭ является модель MIB. Эта модель отвечает требованиям времени и полностью соответствует миссии, видению и приоритетам факультета мировой экономики и мировой политики Вышки.

Программа, вместе с тем, является гибкой и предоставляет возможность студентам самостоятельно, по их предпочтениям выбрать предметную траекторию, например, международный маркетинг или международные финансы, а также отдельную страну или регион, на которых они хотели бы специализироваться.

— Кого будет готовить программа?

— Программа рассчитана на тех, кто нацелен на международную карьеру и видит себя будущим руководителем или менеджером международного департамента частной или государственной компании, зарубежного представительства или филиала международной компании, а также экспертом, консультантом, аналитиком или исследователем в области международного бизнеса.

— Какое участие в программе принимает американский партнер? Будет ли это программой двойных дипломов?

— Школа Флетчера является старейшим в США и ведущим учебным заведением, специализирующимся в сфере международных отношений и международного бизнеса. Это частное элитное учебное заведение исключительно магистерского уровня, дорожащее своей репутацией и гордящееся прославившими ее выпускниками. По своей известности и популярности Школа Флетчера сравнима с Гарвардом, с которым у нее к тому же установились давние прочные связи благодаря не столько территориальной близости, сколько общности ценностей и идеологий. Стало традицией, что многие преподаватели ведут занятия одновременно во Флетчере и в Гарварде, а студенты свободно регистрируются на классы как во Флетчере, так и в Гарварде.

В конце прошлого года НИУ ВШЭ и Школа Флетчера подписали договор о сотрудничестве, в рамках которого предусматривается участие Школы Флетчера в создании и реализации в ВШЭ магистерской программы «Международный бизнес». Отмечу, что это первый и единственный договор, который Школа Флетчера подписала с партнером в России.

Между нашими школами много общего. Школу Флетчера и факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ связывает еще и тот факт, что их деканы, Стефен Босуорт и Сергей Александрович Караганов, в течение многих лет работают в Трехсторонней Комиссии (The Trilateral Commission), международной организации, состоящей из представителей Америки, Европы и Азии, и в значительной степени способствуют развитию сотрудничества между университетами.

При подготовке магистерской программы за основу бралась уникальная «флетчеровская» модель MIB, концепция учебного плана, наполнение курсов, оригинальные методики преподавания. Вместе с тем, несмотря на то, что программа вобрала в себя весь лучший многолетний опыт вуза-партнера, она не является точной копией этой программы, а имеет свои особенности и нововведения.

Чтение отдельных курсов программы планируется приглашенными преподавателями Школы Флетчера или совместно с ведущими преподавателями ВШЭ. Предусматриваются обмены студентами, позволяющие магистрам ВШЭ пройти обучение в течение одного семестра в Школе Флетчера, а в летнее время стажироваться в зарубежной компании.

Возможность поучиться в Школе Флетчера с получением сертификата или прослушать курсы ее преподавателей в Вышке — это уникальный шанс, который дает магистерская программа слушателям. В перспективе мы с нашим партнером планируем рассмотрение вопроса о создании совместной программы или программы двойных дипломов, но надо иметь в виду, что полноценные программы двойных дипломов осуществимы только в случаях сопоставимости условий обучения в вузах-партнерах, в том числе по стоимости обучения. Если по уровню преподавания и качеству образовательных программ мы приближаемся к Школе Флетчера, то по стоимости — сильно отличаемся. Один год обучения в Школе Флетчера стоит 45 тысяч долларов, и при этом поступить туда довольно трудно, поскольку ежегодный прием на программу MIB ограничен группой в 30 студентов, и к соискателям предъявляются очень высокие входные требования. Все эти факторы приходится учитывать при обсуждении перспективы создания совместной программы и программы двойных дипломов со Школой Флетчера. Но эта задача на повестке дня.

— Какими силами (кафедры и факультеты Вышки, партнеры) будет реализована программа?

— Программа является межфакультетским и межуниверситетским продуктом. Поскольку она представляет собой перенесение модели MIB на почву НИУ ВШЭ, мы подбираем не дисциплины под преподавателей, исходя из опыта и квалификации последних, а наоборот, приглашаем для ведения предусмотренных программой курсов тех преподавателей, вне зависимости от их основного места работы, которые хорошо известны университетскому сообществу в конкретной области. Привлекаются лучшие силы ВШЭ, других российских вузов, Школы Флетчера, а также авторитетные специалисты-практики.

— Программа является междисциплинарной, но как это сочетается с направлением «Менеджмент»?

— Очень бы хотелось, чтобы в магистратуре было направление «Бизнес», но его нет. Из всех немногих предлагаемых Минобразованием направлений подготовки магистров в группе «Экономика и управление» направление «Менеджмент» представляется наиболее подходящим для нашей программы. Мне по роду работы в США приходилось часто отвечать на вопрос, чем конкретно различаются должностные обязанности руководителя («executive capacity») и менеджера («managerial capacity») международной компании. Программа по бизнесу должна охватывать обе эти области, а не ограничиваться последней.

Программа «Международный бизнес» не вписывается целиком в рамки ни одного существующего в России направления подготовки магистров. Если бы это была программа по менеджменту в чистом виде, она бы потеряла свою уникальность и индивидуальность и не смогла бы удовлетворить поставленным целям и задачам. Но она не получила бы дорогу в жизнь, если бы не удовлетворяла обязательным требованиям стандарта ВШЭ по менеджменту.

— Кого вы видите в качестве слушателей этой программы, каков портрет вашей аудитории?

— Мы приглашаем российских и иностранных мотивированных слушателей с любым бакалаврским образованием. Для тех, кто не имеет профильного образования и обладает неполными знаниями по мировой экономике и международным отношениям, а также менеджменту и финансам, предусмотрены адаптационные курсы.

При отборе кандидатов «международность» состава группы будет всячески приветствоваться и поощряться. Возможность учиться в международной группе студентов и общаться с носителями разных языков и культур является дополнительным неоспоримым преимуществом программы. Идеальным слушателем для нас является тот, кто уже имеет представление о работе в международной компании или о зарубежной культуре и может поделиться своими впечатлениями с другими слушателями. Однако специально подчеркну, что обязательным условием приема опыт практической работы не является. С первых дней обучения магистранты попадают под опеку Центра развития карьеры и знакомятся с работой международных компаний — наших бизнес-партнеров.

— Программа «Международный бизнес», естественно, подразумевает знакомство с другой культурой, опытом других стран. Как это отразится на учебном процессе?

— Программа будет всячески поощрять и помогать организовывать обучение за рубежом, прежде всего, конечно, в вузе-партнере, а также стажировки в зарубежных компаниях. Студенты ВШЭ получат возможность краткосрочного (в течение одного модуля) и долгосрочного (в течение двух модулей) обучения по обмену в Школе Флетчера и других зарубежных университетах с зачетом кредитов и получением соответствующих сертификатов. Такие же возможности будут у студентов Флетчера. Стажировки в зарубежных компаниях также предполагаются как неотъемлемая часть учебного процесса. Здесь у нас со Школой Флетчера — явный обоюдный интерес. Речь идет о том, чтобы отправлять наших студентов в международные компании, работающие в США, чтобы они там могли под руководством американских наставников стажироваться и получать необходимый опыт, культурный бэкграунд. И американские студенты очень заинтересованы в том, чтобы проходить стажировку в России в разных международных компаниях, филиалах, представительствах. Они рассчитывают на нашу помощь и поддержку, на наше руководство стажировкой таких студентов. Я уже получила несколько резюме от иностранных студентов, стремящихся найти место стажировки в России.

— Магистерская программа по международному бизнесу ориентирована на практику. В чем это выражается?

— Практико-ориентированность программы «Международный бизнес» проявляется в нескольких аспектах. Мы будем приглашать для ведения отдельных курсов или мастер-классов руководителей и топ-менеджеров крупнейших международных компаний для того, чтобы они могли поделиться своим опытом со студентами из первых уст.

Кроме того, один из ключевых курсов программы — проект по международному бизнес-консалтингу. Это действительно проект, в котором студенты, распределившись по группам, будут работать в качестве консультантов под руководством лекторов-инструкторов над реальными проблемами, которые предлагают международные компании, наши бизнес-партнеры. Для студентов это не только возможность поучаствовать в реальном проекте, почувствовать себя в роли консультантов-практиков, научиться выполнять задачи по заказам реальных клиентов, но и шанс хорошо зарекомендовать себя в глазах потенциальных работодателей и найти будущее место работы. Ведь студенты будут встречаться с представителями компаний, проводить с ними интервью, получать от них реальную практическую информацию и ее анализировать, встречаться с ними для обсуждения возникающих вопросов и презентовать результаты. Такой курс ведется нашими партнерами в Школе Флетчера уже несколько лет, и он один из самых популярных среди студентов. Работать со студентами ВШЭ мы будем вместе с преподавателем Школы Флетчера, автором и бессменным ведущим этого курса.

И наконец, это практика или стажировка в международной компании в России или за рубежом, о чем уже говорилось выше, которая предусматривается по окончании первого года обучения.

— Все дисциплины на программе будут читаться на английском языке. Не скажется ли негативно на качестве образования то, что в числе преподавателей российские специалисты, для которых английский — не родной?

— Подчеркну, что не только лекции и практические занятия будут вестись на английском языке, но и домашние задания, научно-исследовательские проекты, консалтинговый проект и так далее. По поводу того, что для российских преподавателей английский не является родным языком, могу сказать следующее. Когда человек попадает в международную компанию, то его окружают люди из разных стран, владеющие английским на разном уровне, с разными акцентами. Но всех этих людей объединяет то, что рабочим языком является английский и что используют они одинаковую терминологию и общепринятые названия, к которым люди в этой сфере привыкли. Поэтому нас нисколько не смущает, если российские преподаватели будут читать предметы на английском языке. Мне даже кажется, что это в определенной степени преимущество, потому что тогда сразу возникает кросс-культурная среда. Мы очень надеемся видеть в качестве своих слушателей студентов из разных стран, для которых английский язык будет объединяющим языком и для которых не так уж и важно, какой перед ними преподаватель — российский, французский или американский.

— Каковы принципы отбора слушателей на программу, какие вступительные испытания предусмотрены?

— Вступительные испытания проводятся в форме портфолио — это обычный конкурс документов, резюме, рекомендаций. Рекомендательные письма мы советуем получать от преподавателей, научных руководителей или работодателей, то есть от тех людей, которые могут оценить какие-то личные качества соискателя и охарактеризовать его с профессиональной точки зрения. Разумеется, мы будем обращать внимание на выполненные проекты, на публикации, на выступления на конференциях, семинарах, круглых столах.… Одним словом, любая информация, которая может сказать что-то о слушателе, будет приветствоваться, это в интересах абитуриента.

Кроме того, предусмотрен экзамен по английскому языку. Абитуриент может представить сертификат об уровне владения английским (TOEFL либо европейский сертификат). Если такого сертификата нет, значит, абитуриент будет сдавать экзамен по английскому языку при поступлении в ВШЭ.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.