• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Постараюсь поступить именно сюда»

9 июня в Культурном центре ВШЭ прошло вручение дипломов победителям и призерам всероссийских олимпиад школьников. Об олимпиадах рассказывают сами школьники, а также директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич и волонтеры из числа студентов Вышки, помогавшие в организации состязаний.

Тамара Протасевич
Тамара Протасевич
В 2012 году Высшая школа экономики выступила в качестве главного организатора семи олимпиад школьников. При этом олимпиады по математике, экономике, обществознанию и праву входят в перечень, утвержденный Министерством образования и науки РФ, а три олимпиады — по русскому языку, литературе и востоковедению — в этот перечень не входят. Кроме того, ряд олимпиад Вышка проводила в качестве одного из соорганизаторов. Победителями и призерами стали в общей сложности около 1700 школьников старших классов.

Более 600 из них приехали в субботу на Покровский бульвар лично получить свои дипломы. Для них в фойе и залах Культурного центра ВШЭ были развернуты консультационные стенды, где школьники могли получить любую интересующую их информацию об университете.

Всего на старт нынешних олимпиад вышли более 19500 школьников — за три последних года количество участников олимпиад, организуемых ВШЭ, выросло более чем вдвое. Все олимпиады ВШЭ, входящие в перечень, являются теперь олимпиадами как минимум второго уровня, а олимпиада ВШЭ по экономике стала олимпиадой первого уровня (кстати единственной в стране). «Вообще по численности участников все наши олимпиады претендуют на первый уровень, — рассказала директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. — Но этого недостаточно для присвоения этого статуса, оценивается также наличие традиций проведения олимпиады, качество методического и информационного обеспечения, оригинальность олимпиадных заданий и многое другое. Мы получили результаты экспертизы наших олимпиад со стороны Российского совета олимпиад школьников и постараемся использовать рекомендации экспертов при организации и проведении олимпиад в следующем году».

Принципиальных изменений в схеме и структуре проведения олимпиад в нынешнем году не было — они были произведены годом ранее. Отличительной особенностью нынешнего цикла организаторы  считают увеличение и успешное проведение олимпиад вне перечня. «В олимпиаде по русскому языку, — поделилась Тамара Протасевич — приняли участие около двух тысяч человек. Это очень много, я бы сказала неожиданно много, если учесть, что олимпиада проводится нами впервые, а ее  победители и призеры не получают льгот при поступлении в вузы. Получается, что наши школьники не столь прагматичны и расчетливы, как принято думать. В олимпиадах они участвуют не только ради “бонусов”, а потому что это интересно, их привлекает сам дух интеллектуальных состязаний. Интересными для школьников оказались и две другие олимпиады – по литературе и востоковедению».

«В следующем году мы собираемся расширить перечень общеобразовательных предметов, по которым будут проводиться олимпиады, а также начнем активнее проводить олимпиады по направлениям ранней профессиональной ориентации, – продолжила Тамара Протасевич. – Мы уже начали подготовку к проведению олимпиад по физике, журналистике. Задачи, которые мы ставили перед собой несколько лет назад – расширение географии олимпиад, рост интереса к ним со стороны школьников и увеличение числа участников – в целом решены. Сейчас пришло время двигаться дальше».

В этом движении организаторам олимпиад помогают волонтеры — студенты Вышки, которые в свое время сами были участниками олимпиадных состязаний. К их числу, например, относится Владислав Земенков. «Я не особо полагался на олимпиады, — признается он, — использовал их скорее в качестве подготовки к экзаменам. Но, участвуя в них, заметил, что волонтерами выступают не преподаватели Вышки, а простые студенты, и дал себе слово, что если в Вышку поступлю, тоже пойду в волонтеры. Поэтому я сейчас здесь. Я не вижу ничего особенно сложного в совмещении волонтерства с занятиями в Вышке и собственными делами. Если выпадает свободное время, как, например, сегодня, почему не прийти и не помочь родному университету? Да и школьники, мне кажется, комфортнее себя чувствуют, когда в аудитории с ними находятся не «грозные» преподаватели, а студенты. Я по себе знаю, насколько ты волнуешься, находясь по ту, школьную, сторону олимпиад. Моей задачей как волонтера было создать такую атмосферу, в которой ребята могли бы немножко расслабиться и показать тот результат, на который они действительно были способны».

Похожими мотивами руководствовались Елизавета Кузнецова и Надежда Ефимова с факультета права ВШЭ. «Мне в принципе близка идея волонтерства — я состою в организации вышкинской школы тренинга, которая проводит лагеря для абитуриентов, деловые игры и другие мероприятия, — рассказала Елизавета. — К тому же я сама участвовала в олимпиадах Вышки, поэтому знаю, как ощущают себя ребята. Ты сидишь, нервничаешь, стараешься сконцентрироваться только на себе и не очень-то слушаешь организаторов. Оказавшись по другую сторону баррикад, я старалась разрядить обстановку, снять напряжение, заставить ребят улыбнуться, в конце концов. Кроме того, интересно было понять их мотивацию — почему они выбрали тот или иной предмет, на какие факультеты хотели бы поступить. Скажем, на олимпиаде по экономике большинство опрошенных нами сказали, что надеются поступить в Международный институт экономики и финансов ВШЭ».

«Я тоже прошла много олимпиад, и мне было интересно взглянуть на эту систему изнутри, — призналась, в свою очередь, Надежда. — Хотелось помогать ребятам, которые переживают то, что уже пережил ты сам. Интересно было предотвращать списывание. Мы сразу говорили ребятам о том, что последует наказание, и они внимали этому предостережению. Я работала с одиннадцатыми классами и могу сказать, что ребята были настроены очень серьезно. Для меня участие в волонтерстве было важным еще по одной причине. Если, находясь в университете, все время погружаться только в учебу, можно потерять себя. Общественная работа, возможность расширить круг общения, как мне кажется, очень важны для саморазвития».

«Мы очень благодарны ребятам, — говорит Тамара Протасевич. — Без бескорыстной помощи почти  двух сотен волонтеров, студентам разных факультетов и отделений, мы бы успешно организовать олимпиады не смогли. Когда я только начинала работать в дирекции, я говорила о том, что одна из наших целей — собрать некий неформальный коллектив, группу молодых ребят, преданных олимпиадному движению. Думаю, нам это удалось».

Своими впечатлениями об участии в олимпиадах и планами по поступлению в вуз поделились и некоторые победители и призеры олимпиад ВШЭ.

 «Прошлым летом я ездила в Гуманитарную школу Высшей школы экономики, и там, можно сказать, влюбилась в этот университет, — вспоминает Екатерина Кашпур (Москва, 11-й класс, призер олимпиады по праву). — Очень многое узнала о факультетах, образовательных программах, о том, как сюда можно поступить, и поняла, что это именно то, что мне нужно, что здесь я могу осуществить свою цель — получить юридическое образование. У меня в Вышке много друзей и знакомых. Кроме того, я знаю людей, которые окончили факультет права ВШЭ и стали успешными профессионалами. Чтобы поступить сюда, я не только участвовала в олимпиаде, но и ходила в Открытую правовую школу при факультете права, посещала курсы на факультете довузовской подготовки ВШЭ. Мне нравится, что Вышка предлагает абитуриентам столько возможностей для подготовки, столько возможностей попробовать себя в самых разных направлениях. Я могла проверить себя и в социологии, и в философии, и в истории. Благодаря такому выбору, такой конкуренции факультетов ты можешь более четко определится со своими предпочтениями».

«В этом году я решил испытать себя на олимпиаде по востоковедению, — говорит Константин Щербинин (Киров, 10-й класс, победитель олимпиады по востоковедению). — Знаю, что она не входит в перечень министерства, однако она была мне очень интересна — я увлекаюсь китайской философией. Она не дает готовые ответы на вопросы, а заставляет по-настоящему задуматься, что полезно для развития и личности, и интеллекта. Сейчас, имея в виду этот свой интерес, собираю информацию по факультетам, на которые, вероятно, буду поступать через год. Выбирать буду между факультетом истории и отделением востоковедения ВШЭ, отделением востоковедения МГИМО и историческим факультетом МГУ. Уже задавал их представителям вопросы, сопоставлял и пока могу сказать, что больше доволен тем, что услышал и узнал в Вышке. Мне нравится, что здесь для абитуриентов проводится столько мероприятий, на которых можно получить консультацию. Кроме того, у моего учебного заведения — Кировского экономико-правового лицея — налажены связи с Вышкой, наш учитель обществознания долгое время сотрудничает с вашим университетом».

«Информацию об олимпиадах ВШЭ я нашла в интернете, решила попробовать свои силы — выбрала английский язык и обществознание, — рассказывает Яна Мирошникова (Ставрополь, 10-й класс, призер олимпиады по обществознанию). — Именно обществознанием занялась всерьез, прошла все этапы состязаний, стала призером, и вот — я здесь. Честно говоря, первоначальный мой выбор был в достаточной степени случайным, о возможности поступления в Высшую школу экономики я начала задумываться позже. Меня интересуют международные отношения, поэтому в Вышке меня привлекает факультет мировой экономики и мировой политики. На нем, судя по тому, что мне известно, готовят очень хороших специалистов, да и иметь диплом ВШЭ — это престижно. Теперь буду стараться поступить именно сюда.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.