• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В центре внимания нашей программы — человек»

В новом учебном году на факультете психологии ВШЭ стартует восьмой набор студентов, обучающихся по магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности». О программе рассказывают ее руководитель Александр Орлов и преподаватели Елена Кириллова, Анна Паукова и Вениамин Колпачников.

— Расскажите, пожалуйста, о программе в целом.

Александр Орлов
Александр Орлов
Александр Орлов: Магистерская программа «Исследование, консультирование и психотерапия личности» предполагает особый подход к исследованиям в психологии личности и к психологической помощи. Этот подход был разработан в середине прошлого века в рамках американской гуманистической психологии самым влиятельным из американских психологов — Карлом Роджерсом. Этот подход получил название человекоцентрированного (Person-Centered Approach). Суть его заключается в том, что каждый человек обладает огромными внутренними ресурсами самоактуализации и самоосуществления, а это означает, что главная задача психолога-исследователя заключается в изучении и понимании этих ресурсов, а главная задача психолога-практика (консультанта, психотерапевта) — в создании психологических условий, способствующих актуализации этих ресурсов. Исследованию и актуализации этих ресурсов и посвящена наша магистерская программа. В этом состоит ее основное отличие от других магистерских программ в области психологического консультирования и психотерапии, предлагаемых как нашим университетом, так и другими вузами нашей страны. Хотел бы подчеркнуть, что наша магистерская программа — единственная в России человекоцентрированная программа.

Вениамин Колпачников: И еще: наши ведущие преподаватели — не просто «остепененные» исследователи (кандидаты и доктора наук), но и сертифицированные специалисты-практики в области человекоцентрированного подхода, прошедшие специальную подготовку в Австрии и США и имеющие многолетний опыт консультативной и психотерапевтической работы с клиентами. Следует также отметить, что преподаватели нашей программы входят в руководство Общества человекоцентрированного подхода. В последнее время наша программа интенсивно развивает свои международные контакты. В прошлом году стратегическим партнером программы стал Центр исследований человека (Center for the Studies of the Person, LaJolla, California, USA), созданный К.Роджерсом, его учениками и последователями. А в июле делегация в составе четырех преподавателей программы (Елена Кириллова, Анна Паукова, Вениамин Колпачников, Александр Орлов) примет участие в 10-й Конференции Всемирной ассоциации человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования, которая пройдет в Антверпене, Бельгия. Мы готовимся также к участию в XII Международном форуме, посвященном человекоцентрированному подходу, который пройдет в мае-июне 2013 года в Бразилии.

Елена Кириллова
Елена Кириллова
Елена Кириллова: Мне представляется, что главная идея магистерской программы состоит в неразрывном единстве еетеории, исследовательской работы и практики психотерапии и консультирования. Теория личности К.Роджерса, его представления о сущности человека составляют основу для проведения исследований. Сформулированные К.Роджерсом необходимые и достаточные условия психотерапии и консультирования реализуются на практических занятиях. Человеческие взаимоотношения, о которых писал К.Роджерс, практикуются во взаимоотношениях между преподавателями и студентами. Такая тесная взаимосвязь теории, исследований и практики взаимоотношений существует и между учебными дисциплинами программы. Например, в рамках дисциплины «Гуманистическая групповая психотерапия» студенты занимаются самопознанием, учатся строить гармоничные взаимоотношения друг с другом, учатся понимать и принимать себя и других; здесь вскрываются личные проблемы и обстоятельства, которые требуют разрешения. В свою очередь личные психологические затруднения могут найти свое разрешение в процессе занятий по курсу «Экспрессивная психотерапия», а проблемы во взаимоотношениях интенсивно обсуждаются и прорабатываются в «триадах» (консультант, клиент, наблюдатель) на занятиях курса «Практика психотерапевтического взаимодействия».

Анна Паукова: Хочу добавить, очень много внимания уделяется тому, чтобы слушатели не просто что-то узнавали о том, что такое психологическое исследование, консультирование и психотерапия, но и сами активно пробовали себя в этих областях. Мы стараемся буквально в каждом учебном курсе отвести пространство для того, чтобы показать, как то или иное теоретическое положение работает на практике.

— На кого ориентирована программа? Кого вы хотите видеть в качестве слушателей?

Анна Паукова
Анна Паукова
Анна Паукова: Конечно, программа ориентирована на бакалавров психологии, но не только. Поскольку человекоцентрированный подход в своем развитии вышел далеко за пределы психологической науки и практики, мы приглашаем специалистов из самых разных сфер: педагогики и образования, политологии, социологии, экономики, юриспруденции, медиации, бизнеса и управления. Мы ждем тех, кому интересны новые горизонты социальных практик, новые перспективы социального развития. Другими словами, мы приглашаем тех людей, которым интересно исследовать скрытые потенциалы развития человека и уметь активизировать эти потенциалы в самых разных сферах человеческой практики.

— Где могут быть востребованы выпускники этой магистерской программы?

Александр Орлов: Практически всюду, поскольку в нашем мире нет такой области, в которой бы так или иначе не присутствовал человек. Он — альфа и омега нашего мира. Приведу несколько примеров: психонавтика, тьюторство, архитектурный дизайн, медиация конфликтов, стратегии экономического развития. Каждая из этих сфер остро нуждается в настоящее время в новых импульсах развития, в новых, практически не задействованных человеческих ресурсах. Наша программа призвана подготовить, оснастить психологическим инструментарием специалистов из самых разных областей гуманитарного (и не только!) знания для решения огромного количества теоретических, исследовательских и практических задач в нашем пока еще не совсем очеловеченном мире. И я абсолютно уверен в том, что перспектива полноты реализации человека — это единственно возможная перспектива нашего мира в целом. Все иные линии развития связаны с обострением кризисных явлений, со стагнацией.

— Существуют ли аналоги этой программы в других вузах?

Александр Орлов: Программ, аналогичных нашей магистерской программе, в России нет. Одна из задач нашей поездки в Бельгию — найти аналогичные программы в зарубежных университетах. Мы будем также вести переговоры о сертификации нашей программы Всемирной ассоциацией человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования. В этом смысле мы предлагаем абсолютно эксквизитный образовательный продукт для нашего рынка.

Следует сказать, что наша магистерская программа стала такой не сразу. Когда все начиналось, а было это в теперь уже далеком 2006 году, магистерская программа стартовала в виде своего рода кентаврического Тяни-Толкая, достаточно эклектического смешения отечественной психологии личности и зарубежных психотерапевтических практик. Нам пришлось много поработать над тем, чтобы рафинировать ее содержательное наполнение и кадровый состав. Хочу отметить в связи с этим еще один аспект нашей уникальности: мне представляется, что программа является еще и самой открытой и толерантной, поскольку, следуя принципам человекоцентрированного подхода, мы никак не ограничиваем, но, напротив, всячески приветствуем любые исследовательские интересы своих студентов. Наш опыт показывает, что студенты программы могут весьма успешно проводить свои исследования в разных областях и на разных кафедрах. Например, в этом году одна из диссертаций была защищена в области возрастной психологии, а другая — в области психофизиологии.

Вениамин Колпачников
Вениамин Колпачников
Вениамин Колпачников: Уникальность нашей программы видится нам также в характере отношений, которые поддерживают преподаватели программы между собой и со студентами. Мы убеждены, что воспитать по-настоящему человекоцентрированного специалиста невозможно только в процессе академических занятий, пусть даже самых продуманных и интенсивных. Необходима среда, в которой люди искренно, уважительно, внимательно и понимающе относятся друг к другу. Мы — в силу своего профессионального опыта, личной склонности к таким отношениям и на основе сознательного решения — поддерживаем такие отношения на нашей программе. Эти отношения и психологический климат программы способствуют как профессиональным и академическим успехам, так и личностному росту ее участников. Свидетельство тому — отклики наших студентов и выпускников о программе .

— Кто преподает на программе? Это только преподаватели факультета психологии Вышки, или это и специалисты из других вузов и организаций?

Александр Орлов: Конечно, основной состав — это преподаватели факультета, люди, которые разрабатывали и продвигали программу. Но, кроме того, мы все активнее привлекаем в образовательный процесс ведущих специалистов в области человекоцентрированного подхода из-за границы. Так, в завершившемся учебном году интенсивный практико-ориентированный семинар с нашими студентами провел ученик и последователь К.Роджерса, сотрудник Центра исследований человека (США), доктор Роберт Ли. Надеюсь, что с ним и его коллегами мы продолжим наше сотрудничество. Такое продолжение очень важно в пропедевтическом плане, студенты должны понимать, что человекоцентрированный подход — не мертвая схема, что он существует в вариантах, что на одну и ту же проблему можно посмотреть по-разному и только в контексте научного полилога вырабатывается собственная точка зрения.

Анна Паукова: В истории нашей магистерской программы есть прецеденты студенческой международной мобильности. В ближайшей перспективе мы планируем выйти на подписание соглашений о сотрудничестве с несколькими зарубежными университетами. Мы, несомненно, будем посылать наших магистрантов на учебу или стажировку в эти университеты, а также принимать у себя магистрантов из этих университетов. Одна из наших ключевых задач — стать частью международной сети учебных заведений, ведущих подготовку специалистов в области человекоцентрированного подхода.

— Как будет осуществляться отбор слушателей?

Александр Орлов: Подробная информация для абитуриентов нашей программы представлена на соответствующей странице портала ВШЭ. В июле для поступающих предполагаются экзамены по психологии и английскому языку. Программа вступительного испытания по психологии также опубликована на портале университета, но она, конечно же, в будущем будет совершенствоваться и дополняться.

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.