• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы все — Вышка»

24 сентября в Профессорском клубе ВШЭ состоялась встреча руководства Высшей школы экономики с победителями олимпиад, поступившими в университет в этом году.

Профессорский клуб, в котором обычно проходят концерты классической музыки и, по меткому выражению Ярослава Кузьминова, «справляются 80-летние юбилеи», впервые стал местом неформальной встречи ректора и других руководителей Вышки с совсем молодой аудиторией. Как рассказала ученый секретарь ВШЭ Наталья Савельева, всего в 2012 году в Высшую школу экономики поступили 130 победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников по 21 предмету — от традиционных экономики и обществознания до физики и даже физкультуры. Собрать всех победителей всероссийской и межрегиональной олимпиад одновременно было, по понятным причинам, невозможно, но нескольким десяткам студентов места в Профессорском клубе хватило.

«Мы решили провести такого рода встречу, чтобы рассказать, чем Высшая школа экономики живет, и о том, чем она вам может быть полезна, — отметил Ярослав Кузьминов. — Надеюсь, что здесь собрались те, кто рассматривает университет не просто как способ получения диплома для дальнейшего зарабатывания денег. Мы рассчитываем, что вы и к академической работе не будете относиться только как к средству достижения этой цели. Жизнь и работа в университете — одно из самых замечательных занятий, которое вы можете себе найти».

Как выяснилось из последующего разговора, к которому студентов пригласил первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, и поиск занятия по душе, и цели обучения в университете воспринимаются ими по-разному. Так, Савва Дудин стал первокурсником Вышки уже во второй раз. Отучившись год на факультете мировой экономики и мировой политики, он по ряду причин (тут и избыток, на его взгляд, лекционных занятий, и проблемы с конкретным преподавателем) решил сменить факультет и заново поступил уже на факультет прикладной политологии. Савву весьма привлекает исследовательская карьера, но, как он обнаружил на собственном опыте, далеко не все лаборатории Вышки готовы привлекать к сотрудничеству первокурсников.

А вот Влад Ермаков, поступивший на отделение культурологии, сходу признался, что научная деятельность его не слишком интересует и даже по специальности работать он не собирается (не хочется ему быть «библиотекарем или музейным гидом»). «Что меня привлекло, — объяснил он, — так это условия, которые Вышка обеспечивает студентам, в частности общежитие №8, а также возможности внеучебной деятельности — большое число творческих студий, которые позволяют реализовать себя в различных неакадемических областях». Большие надежды Влад возлагает и на связи, установленные Вышкой с работодателями, а после окончания культурологического бакалавриата он рассчитывает на карьеру в сфере кино или театра.

«Были сказаны две вещи, которые мне кажутся очень важными, — ответил на это выступление Ярослав Кузьминов. — Первая — это инфраструктура. Это то, зачем в университет люди приходят. Влад сказал то, что сказал бы любой американский студент. Бакалавриат — это не место, где учат профессии, вы все профессиональные навыки доберете потом. Бакалавриат — это стадия высшего образования, которая в большинстве развитых стран становится общей, это стадия приобретения некоторых культурных навыков, социализации, и не нужно смотреть на это свысока».

«А вот то, что было сказано о культурологии и работе не по специальности, — это неверно, — продолжил ректор ВШЭ. — Кто вам сказал, что культурологи становятся только библиотекарями и музейными работниками? Вы получаете мощную общегуманитарную подготовку, которая позволит вам заняться самыми разными вещами. Напрасно вы уже сейчас пытаетесь запрограммировать свое будущее. Та карьера, которую человек себе представляет перед университетом, на втором-третьем курсе и после окончания бакалавриата — абсолютно разная. Вы увидите, как много карьерных траекторий вам доступно».

Об одной из таких траекторий — научной — подробно рассказала на встрече проректор ВШЭ Мария Юдкевич. Она напомнила, что в университете с 2005 года действуют научно-учебные лаборатории, специально для студентов организован конкурс научно-исследовательских работ (подача заявок на него в этом году уже завершается). В рамках Научного фонда ВШЭ проводится конкурс научно-учебных групп (бывший конкурс «Учитель — Ученики»), кроме того студенты могут претендовать на получение грантов для поездок на научные конференции, а также для участия в летних школах, семинарах и других научно-исследовательских мероприятиях. «Когда дело касается конкурсов и грантов, — подчеркнула Мария Юдкевич, — неизбежно возникают слухи, что их, условно говоря, дают профессорам и не дают студентам, или поддерживают летнюю школу в Европе, но не в Америке, потому что в Америке дороже, или еще что-то. Это совсем не так. Попробуйте сами — и вы в этом убедитесь. Если возникают проблемы, обращайтесь к нам. Мы всегда приветствуем идеи, если эти идеи конструктивны».

Проректор ВШЭ Сергей Рощин обратил внимание на «богатство учебных курсов и возможностей», которые предоставляет своим студентам Вышка. «Не ограничивайте свою любознательность и интересы только тем факультетом и образовательной программой, которую вы выбрали, пробуйте формировать свою индивидуальную учебную траекторию, — посоветовал он. — Конечно, это потребует усилий, в том числе логистических, поскольку наши факультеты разбросаны по Москве, но это достижимо. Помните и о летних и зимних школах, и о возможности провести и зачесть семестр в зарубежных университетах».

«Ваше стремление расширить набор дисциплин за счет «чужих» факультетов не всегда может найти поддержку в деканатах, — заметил по этому поводу Ярослав Кузьминов. — Тому есть ряд объяснений. Мы пытаемся изменить мышление коллег, но это трудно сделать. Поэтому если вам откажут в деканате, приходите к проректору Рощину — он вам поможет».

О различных формах стипендиальной поддержки, существующей в Вышке, рассказала директор центра стипендиальных и благотворительных программ ВШЭ Елена Голубинская. Помимо обычных государственных и социальных стипендий, стипендий Президента и Правительства РФ, университет выплачивает лучшим студентам несколько именных стипендий. Уже несколько лет Вышка участвует в стипендиальной программе «Альфа-банка» (стипендия «Альфа-Шанс» устанавливается на два года 20 первокурсникам из российских регионов). Наконец, студенты старших курсов бакалавриата и первого курса магистратуры могут участвовать в конкурсе на получение стипендий Oxford Russia Fund.

Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич призвала собравшихся в Профессорском клубе студентов не забывать о своих олимпиадных «корнях», участвовать в проведении будущих олимпиад и вообще «продвигать» Вышку. Кстати, из рассказов первокурсников стало ясно, что многих из них Вышка «преследовала» еще со старших классов, а кого-то — и со средней школы. А вот родители абитуриентов, не так хорошо ориентирующиеся в современных каналах коммуникации, с брендом ВШЭ знакомы в меньшей степени. Вадим Радаев предложил исправить эту ситуацию с помощью не только дней открытых дверей и поездок в школы, но и организуя специальные «родительские собрания».

А проректор ВШЭ Григорий Канторович, который из года в год является для олимпиадников и других абитуриентов «проводником» в новый университетский мир, дал им такой совет: «Теперь между нами уже нет границы, нет «нас» и «вас». Мы все — Вышка. И от вашей активности не в меньшей, а даже в большей степени, чем от нашей, зависит, какой Вышка будет».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.

«При поиске ответов Интернет не поможет, нужна голова!»

В этом году в Межрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба», регистрация на которую продлится до 13 ноября включительно, появились три новых профиля для учеников 9-11 классов — биология, химия и культурология. 11-классники, ставшие победителями или призерами олимпиады по этим профилям, при поступлении в ВШЭ получат баллы за индивидуальные достижения.

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.