• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Собирать элиту новой России

На днях завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике, которую вот уже 11 лет организует и проводит Высшая школа экономики.

Последние три года «у руля» олимпиады — ученый секретарь ГУ-ВШЭ Наталья Савельева, а начальник отдела дистанционного образования факультета довузовской подготовки Ирина Филимонова все 11 лет участвует в олимпиадном движении. Вместе с ними мы и подводим первые итоги олимпиады. И здесь, конечно, цифры говорят сами за себя: из 223 участников стали победителями 19 человек, а призерами — 63.

Но какими бы прекрасными и убедительными ни были эти цифры и факты, эмоциональность организаторов, признаться, оказалась гораздо убедительнее. Вот что они говорят:

— Все участники олимпиады оцениваются по какой-то определенной балльной шкале. А как вы могли бы оценить саму олимпиаду?

Ирина Филимонова: — Нынешняя олимпиада прошла супер. Мне кажется, что это вообще была лучшая олимпиада.

— Давайте все-таки попробуем определить — «лучшая» по каким критериям?

Ирина Филимонова: — Во-первых, дети, т.е. участники олимпиады, оказались какими-то поразительно активными и талантливыми. Низких результатов просто не было ни у кого. Во-вторых, руководители тоже проявили небывалую активность.

— А разве руководители не одни и те же?

Ирина Филимонова: — По большей своей части они, конечно же, одни и те же, но пришли и новые. Но даже вот эти «одни и те же», которые раньше могли быть пассивны, не пойти на лекции, в этом году пошли. Возможно, тема лекций о кризисе оказалась слишком животрепещущей… А дети меня просто потрясли: после тестов, после занятий они бежали слушать лекции. В этот раз наши залы буквально ломились.

Наталья Савельева: — К примеру, планировалась лекция Николая Иосифовича Берзона для сопровождающих. Дети до часу занимались. Мы им повесили объявление: ребята, у вас есть возможность попасть на лекцию Берзона. И они, не заходя к себе в номера, просто ни на что  не отвлекаясь, бегом бежали его послушать…

Ирина Филимонова: — А наши внеконкурсные мероприятия? После разбора заданий, после тестов наши студенты, которые были членами жюри, организовали интерактивную лекцию по разбору заданий, и вот участники пошли на нее аж в 21.30, и до 23 часов они там сидели. Это же просто немыслимо…

Наталья Савельева: — Думаю, что такую удивительную активность можно объяснить новой системой отбора участников олимпиады.

Ирина Филимонова: — Пожалуй, и впрямь новая система действительно сработала.

— А что это за новая система отбора?

Наталья Савельева: — В этом году впервые отбор участников на заключительный этап Всероссийской олимпиады проходил по новой схеме. Раньше были так называемые квоты. Каждый регион имел свою определенную четкую квоту. К примеру, у Москвы и Московской области была максимальная квота по 10 человек. У регионов варьировалось от 4 до 8 человек.

Ирина Филимонова: — Даже меньше, у некоторых регионов и 2 человека было. Но при этом в эти квоты должны были входить и победители, и призеры. При этом организаторы на каком-то своем местном, региональном уровне могли «втолкнуть» туда, скажем, какого-то девятиклассника. Давали ему шанс, но зачем — непонятно. Ведь лучше бы одиннадцатикласснику дали такую возможность. А сейчас стали отбирать по баллам.

Наталья Савельева: — На региональном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 2 136 школьников, олимпиады проходили в 68 субъектах РФ, победителями и призерами стал 401 участник. Дальше победители из каждого региона автоматически попадали на Всероссийскую олимпиаду. Все остальные призеры выстраивались в общий рейтинг по набранным баллам. Поскольку региональный этап проводился по единым заданиям (разница была лишь в том, что оценивали работу разные команды жюри), то общий рейтинг оказался возможным. Максимальное количество детей на Всероссийской олимпиаде могло быть 250 человек. На нашу олимпиаду попали призеры, набравшие от 35 до 85 баллов. И так получилось, что от Москвы в этом году участвовали 47 человек, а от Челябинской области — 10 человек.

Получается, что те регионы, в которых традиционно сильная экономическая подготовка, выиграли от новой системы отбора. Но главное, что средний уровень самой олимпиады тоже возрос.

Ирина Филимонова: — На нашей олимпиаде было на 30 человек больше, чем в прошлом году, но можно сказать, что прирост шел в основном за счет Москвы. Кстати, в 2007-м у нас было 204 человека из 57 субъектов Федерации, так что Москва действительно сыграла свою роль. Но у московских школьников и подготовка пока реально сильнее.

Наталья Савельева: — На языке цифр: сейчас из наших 82 победителей 33 — представители Москвы.

— А вы не интересовались, хотя бы примерно, сколько из этих 82-х собирается поступать в Вышку?

Наталья Савельева: — Я могу это косвенно оценивать, например, по «университетскому часу», который был в программе. В нем участвовали представители и ГУ-ВШЭ, и МГУ. Они рассказали об университетах, об особенностях обучения на факультетах. Но больше вопросов задавалось нам.

В принципе у детей была реальная возможность увидеть все своими глазами, услышать, сделать вывод и принять решение. Судя по тому, как они реагировали, мне лично показалось, что олимпиадники более нацелены на Вышку.

Кстати, в прошлом году из 35 победителей четверо было десятиклассников. Но из 31 — 23, окончив школу, пришли в Вышку, а это 75%. Один мальчик пошел в МГУ, но сейчас он работал с нами в составе неофициального молодежного жюри.

— А что это за «университетский час» такой? И почему вы думаете, что детям, которые приехали просто на олимпиаду, нужны еще какие-то дополнительные мероприятия?

Наталья Савельева: — Коллеги из МГУ предложили такое название, нам показалось, что оно точно соответствует нашим желаниям. Мы хотели познакомить ребят с факультетами экономического профиля двух университетов. В. Карачаровский, В. Данилина и Д. Локшин представляли факультет экономики, мировой экономики и мировой политики и МИЭФ нашего университета, В. Эченикэ, Н. Иващенко и В. Красков — экономический факультет МГУ. Получилась замечательная, открытая, даже, можно сказать, дружеская встреча. И ребята могли увидеть, что между факультетами нашего университета существует полное взаимопонимание, и все мы стараемся как можно лучше  организовать учебный процесс. Они увидели также и то, что мы и наши коллеги из МГУ с большим уважением относимся друг к другу…

Мы хотели, чтобы участники олимпиады получили информацию из первых уст, увидели наших профессоров, которые для них почти легенды. Поэтому мы организовали для них встречи с Евгением Ясиным, Татьяной Матвеевой, Николаем Берзоном, Игорем Липсицем. В основном, конечно, все их выступления были про финансовый кризис. Но, возможно, и тема эта, и сами встречи во многом помогли участникам написать эссе.

Ирина Филимонова: — Игорь Липсиц про российский кризис говорил, а Берзон вообще, в целом про ситуацию в мире.

— Когда выступают профессора такого уровня, школьники их понимают?

Наталья Савельева: — Разумеется! Е. Ясин, И. Липсиц, Н. Берзон, А. Аузан — встреча с этими людьми дорогого стоит.

Ирина Филимонова: — Они все говорят простым доступным языком, и в этом их мудрость и профессионализм. Профессионализм и в том, что они излагают одинаково серьезные вещи и детям, и взрослым, и школьникам, и министрам, за что мы их все так и ценим. В анкетах дети потом написали, что им было очень приятно получить такую насыщенную информацию из первых уст.

Наталья Савельева: — На закрытие к нам приезжали декан факультета экономики Владимир Автономов и директор Международного института экономики и финансов Сергей Яковлев. И г-н Яковлев на следующий день мне даже позвонил и сказал по-настоящему приятные для нас как для организаторов слова: что было видно единство команды, единство оргкомитета, участников и их руководителей. Но самое главное — что все друг к другу относятся с очень большой симпатией. Как написала в своем отзыве одна участница, на олимпиаде не было соперничества, а царила дружеская атмосфера. И это несмотря на то, что борьба развернулась нешуточная. Так что наша насыщенная программа и наши подарки понравились всем.

Ирина Филимонова: — Подарки участникам оказались еще и полезными: рюкзачки, разноцветные банданы. Дети все время с ними там ходили.

Наталья Савельева: — Отдельно хочется сказать большое человеческое спасибо членам жюри и оргкомитета, которые мало спали, практически не гуляли, не плавали в бассейне, а делали свое дело, полностью отдавая все свои силы. Практически все участники олимпиады очень высоко оценивают ее уровень. И задания, и туры, и лекции, и разбор заданий. Новое, что вошло в программу олимпиады, — это интеллектуальная игра, интерактивный разбор задач. Эти мероприятия подготовили и провели наши студенты, в первую очередь хочется отметить Алексея Суздальцева, Данила Федоровых и Григория Хацевича (он, правда, сейчас учится в РЭШ).

Наталья Савельева: — Ну а теперь победителей ждут лучшие экономические вузы. И, я думаю, они будут гордиться этими ребятами-студентами. А вот выбор — куда пойти учиться — ребята сделают сами.

Ирина Филимонова: — Но мы уверены, куда бы они ни пошли, они везде будут первыми!

И ведь действительно, победители прошлогодней олимпиады, которые пришли в Высшую школу экономики, сегодня лидируют в наших рейтингах.

Александр Иванов
Александр Иванов
Александр Иванов (Орловская область), студент факультета бизнес-информатики, первый в рейтинге и просто кандидат в мастера спорта по шахматам, считает, что стремления каждого человека должны быть направленными, а не хаотическими.

— Что для вас означала победа на Олимпиаде?

— По сути именно олимпиады открыли мне путь в ГУ-ВШЭ. Очень тяжело описать свои эмоции, когда после объявления результатов олимпиады понимаешь, что фактически уже можешь выбирать любой вуз страны и поступить в него, не сдавая экзамены! Самой запоминающейся стала Всероссийская олимпиада по экономике позапрошлого года. Тогда я учился еще в 10 классе и, когда ехал на ту олимпиаду, не мог даже и предположить, что получу диплом. Но победа послужила для меня отличным стимулом!

А бизнес-информатику я выбрал потому, что на Всероссийской олимпиаде добился успеха и по экономике, и по информатике, вот мне и не захотелось бросать ни то, ни другое, а совместить их и работать на стыке двух наук. Здесь я и хочу найти свое призвание.

Ну а самый захватывающий предмет для меня — это математический анализ. Преподаватель показывает такие фокусы (в плане применения предмета), о которых я и не подозревал. Самая нестандартная методика преподавания, конечно, по отечественной истории. Самым сложным пока считаю английский язык. А вообще очень сильно помогает школьная подготовка. Учителя (за что им большое спасибо!) заложили фундамент, который я намереваюсь развивать.

В Вышке началась моя полностью самостоятельная жизнь. Надеюсь, что университет поможет мне стать специалистом в области информационных технологий, профессионалом, хорошо разбирающимся в данной области.

Артем Жорин
Артем Жорин
Победитель Всероссийской Олимпиады по экономике — 2008 Артем Жорин (Нижегородская область) сегодня четвертый в рейтинге МИЭФ, признается, что раньше о  МИЭФ боялся даже задумываться. Считал, что слишком дорого тут учиться, и планировал поступать на факультет экономики. А потом получилось, что выиграл на Всероссийской олимпиаде по экономике и получил предложение пойти в МИЭФ, от которого, конечно, не смог отказаться:

— Многое в МИЭФ произвело на меня большое впечатление, потому что это совсем другая атмосфера и место обитания, нежели обычный российский вуз или школа. Постоянное общение с людьми из-за рубежа — к этому надо привыкнуть, особенно тем, кто, как я, раньше никогда с иностранцами и не разговаривал-то. Специально я бы, конечно, выделил курс интеллектуальной истории Европы (истории западноевропейской философии, говоря обычным языком), полностью читаемый на английском языке Кристофером Сайрсингхом. Уверяю, для вчерашнего школьника воспринимать и понимать такие вещи, а уж тем более сразу на английском языке — дело совсем непростое и удивительное. Но иногда даже захватывает.

— Помните свои впечатления от победы на олимпиадах?

— Впечатления от побед помню — это как выброс адреналина, как наркотик, только интеллектуальный. Как от решения трудной задачи испытываешь удовольствие, так и победа на олимпиаде — это такой кайф, такая радость и такая гордость за себя. Ни с чем не сравнимое чувство, особенно если эта олимпиада — Всероссийская по экономике, а то, к чему ты пришел, ты создал сам. Ну, не сам, конечно, а с помощью родителей. Спасибо им большое за помощь!

А еще думаю, что самое главное, непременное, незыблемое и обязательное условие для успешной учебы — это желание учиться. Если ты не хочешь учиться, то кто бы ты ни был, ты проиграешь. Человек, истинно жаждущий знаний, тот, который каждый день ходит в университет, обязательно добьется своего.

Всероссийские олимпиады школьников по экономике, которые организует и проводит Высшая школа экономики, на протяжении всех 11 лет отличаются чрезвычайно насыщенными и яркими программами, которые, помимо различных учебных мероприятий, включают в себя и мероприятия культурные, а также встречи с руководством и ведущими профессорами ВШЭ. В этом году одним из самых ярких событий в программе олимпиады стала встреча ее участников с научным руководителем ГУ-ВШЭ Евгением Ясиным.

Наталья Савельева и Евгений Ясин
Наталья Савельева и Евгений Ясин
Встреча проходила в Культурном центре Высшей школы экономики, и многие школьники были удивлены уже и этому факту — наличию собственного, такого большого и красивого университетского Культурного центра. Ну а Евгений Григорьевич, как они сами потом признавались, просто покорил их своей доброжелательностью и отзывчивостью. «Нам кажется, что в вузе, где такие добродушные профессора, учиться — сплошное удовольствие», — говорили они.

Евгений Григорьевич обратился к школьникам — возможно, будущим абитуриентам — с напутственным словом, а также ответил на все волнующие ребят вопросы. Поначалу многие даже боялись задавать вопросы «самому бывшему министру экономики». Но г-н Ясин призвал всех никогда не стесняться задавать вопросы: «Одно из важных качеств, которые вы должны в себе сформировать, — вы не должны стесняться. Конечно, надо всегда оставаться приличными людьми, излишне не приставать, но стесняться не надо. И, главное, не надо стесняться задавать глупые вопросы».

Преодолев первый барьер, ребята потом долго не отпускали Евгения Григорьевича, все хотели узнать у него, и в чем истинная причина нынешнего мирового финансового кризиса, и какое отношение Высшая школа экономики имеет к Правительству России, и действительно ли всех их ждет судьба министров, миллионеров или профессоров.

Профессиональная и человеческая уникальность Евгения Григорьевича состоит из многих замечательных качеств, но одним из них является то, что ни один вопрос он никогда не оставляет без ответа. И умеет тонко и иронично ответить даже на самый глупый вопрос.

Но больше всего, конечно, школьникам запомнилось напутственное слово г-на Ясина:

— Руководство, профессора, сотрудники Высшей школы экономики глубоко убеждены в том, что мы должны собирать элиту новой России. А вопрос элиты — это не вопрос происхождения и благосостояния. Это вопрос способностей. Это вопрос таланта. Это вопрос умений. Элита — это собрание лучших. Это не зависит от того, кто ваши папа, мама, какие там карманы, счета, кошельки и т.д.

И страна заинтересована в том, чтобы такие люди были выявлены и чтобы они нашли свое место. Страна, которая обеспечивает реализацию этого принципа, в конце концов получает ответственный правящий класс, который думает не только о своих шкурных интересах, а думает о стране. Это тоже эгоистическое побуждение, потому что думать о стране, думать о миссии — это особое удовольствие. Думать и придумывать. Это такой вид творчества, которого я всем вам желаю.

Олимпиады как бы и предусмотрены для такого отбора: те люди, которые вышли из них победителями, делают заявку на попадание в элиту, — сказал г-н Ясин. — Я хочу сказать, что в слове «элита» ничего плохого нет. Еще раз это подчеркиваю, чтобы вы не пугались, в элите тоже должны быть демократы. Но принципиально важно — выделить самых способных, самых талантливых людей, которые смогут двигать науку, которые смогут двигать все стороны жизни: управление страной, образованием, в том числе инновациями и проч. А для этого нужны способности. Олимпиады устраиваются для этого.

Я вам всем желаю успеха, — сказал научный руководитель ГУ-ВШЭ, — и надеюсь на то, что мы увидим вас в стенах Высшей школы экономики, и вы там будете продолжать добиваться успехов, демонстрируя свои способности. А мы будем стараться делать так, чтобы ваши способности раскрывать и приумножать!

Итак, Высшая школа экономики будет рада видеть и принять в своих стенах победителей и призеров Всероссийской олимпиады по экономике. Но даже после настоящих олимпийских побед легко не бывает — учиться будет трудно, зато интересно! Проверено! Душевных травм нет!

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой
 

Вам также может быть интересно:

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.

«При поиске ответов Интернет не поможет, нужна голова!»

В этом году в Межрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба», регистрация на которую продлится до 13 ноября включительно, появились три новых профиля для учеников 9-11 классов — биология, химия и культурология. 11-классники, ставшие победителями или призерами олимпиады по этим профилям, при поступлении в ВШЭ получат баллы за индивидуальные достижения.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.