• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Учиться у таких людей — невероятная удача"

Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова рассказывает о том, к чему надо готовиться абитуриентам бакалавриата, поступившим на этот факультет, а также о том, чем может помочь любому студенту Вышки Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ.

— Алла Константиновна, близится к завершению набор студентов бакалавриата. Что ждет тех, кто в сентябре придет на факультет психологии слушать первые лекции?

— Прежде всего, мне хотелось бы поприветствовать тех абитуриентов, которые уже поступили на наш факультет, и сказать им, что они сделали правильный выбор, потому что психология дает человеку шанс реализоваться в самых разных сферах деятельности. Знания, полученные на факультете психологии, позволят им стать успешными управленцами, специалистами по кадровому аудиту, менеджерами по персоналу, грамотными специалистами в области рекламы и маркетинга, без таких работников не обходится сегодня ни одна корпоративная организация или международная компания.

Диплом психолога предоставляет также широкие возможности для частной консультативной деятельности, позволяет стать профессиональным консультантом, помощником и советником высокопоставленных персон.

Кадровый менеджмент и управление персоналом в бизнес-организациях сегодня находится в поиске эффективных решений управления рисками, что требует постоянной мобильности. В центре этих изменений HR-менеджеры, специалисты по управлению человеческими ресурсами. Подготовка таких специалистов в области прикладной психологии — одна из сфер учебной деятельности факультета психологии. Значительное место при подготовке психолога в учебных планах факультета отводится изучению научной классической психологии. Думается, что среди поступающих к нам студентов кто-то впоследствии наверняка станет ученым или исследователем, автором оригинальных психологических теорий или разработает собственные программы по антикризисному управлению человеческими ресурсами. То есть возможности, открывающиеся перед нашими студентами, касаются самых различных областей психологической науки и практики и все зависит только от меры приложения сил, целеустремленности и увлеченности избранной деятельностью.

— Это всё — послеуниверситетские перспективы. А если говорить о первом курсе бакалавриата, с чего будущему студенту стоит начать подготовку к учебному году?

— Поскольку психология не изучается в средней школе, я могла бы порекомендовать для начала почитать такие книги, как "Тринадцать диалогов о психологии" Елены Соколовой, "Психология: введение в профессию" Владимира Карандышева, "Введение в общую психологию" Юлии Гиппенрейтер и "Что такое психология" Жоржа Годфруа.

— Алла Константиновна, вы сами ведете курс лекций "Социальные коммуникации" для студентов первого курса. Какие еще лекции ждут первокурсников, кто будет их читать?

— Программа обучения построена так, что в первом семестре студенты получат основные базовые представления о науке психологии и ее основных разделах. Курс "Введение в психологию" в рамках учебной дисциплины "Общая психология" читает академик РАО Владимир Дмитриевич Шадриков, "Введение в профессию" — академик РАО Владимир Петрович Зинченко. Профессор ГУ-ВШЭ и МГУ Валерий Яковлевич Романов (опять же — в рамках учебной дисциплины "Общая психология") прочитает интересный курс, посвященный проблемам внимания и памяти человека — эти знания помогут студентам, прежде всего, правильно и грамотно вести собственную учебную деятельность, распределять силы и планировать дела так, чтобы быть успешными в учебе.

— На факультете психологии работают более двадцати профессоров. Какое влияние они оказали на составление учебного плана?

— Помимо уже упомянутых мною академиков, на нашем факультете преподают также академики РАО Ксения Александровна Абульханова и Вадим Артурович Петровский, другие выдающиеся профессора, имена которых известны всему "психологическому миру". При их участии на факультете разработаны курсы общей, экспериментальной, социальной, возрастной, клинической психологии. Учиться у таких людей — это невероятная удача. Но кроме перечисленных базовых курсов, наши студенты получают практические навыки, участвуя в различных мастер-классах, семинарах, тренинговых занятиях, мозговых штурмах, изучают искусство принятия решений в конфликтных ситуациях, проходят тренинги управления рисками в бизнес-организациях.

— У факультета, я знаю, налажено сотрудничество и с иностранными преподавателями.

— Да, и мы ими очень гордимся. Скажем, Альфрид Лэнгле ведет на факультете уникальные лекции и семинары по экзистенциальной психологии, психологии бытия. Это удивительный ученый, который является одновременно профессором университета Вены и профессором ГУ-ВШЭ. Ученые из Университета Кельна во главе с профессором Мартином Шустером ведут занятия по психотерапии и игровой терапии. Из Канады приезжает к нам читать лекции по организационной психологии и управлению персоналом профессор Валерий Чирков. Таким образом, наши студенты находятся в курсе последних тенденций в мировой психологии.

— Насколько велика доля практических занятий у студентов-психологов?

— В психологии теория и практика тесно взаимосвязаны. Все, что изучается в теории, имеет также и прикладное значение, поэтому каждый лекционный курс обязательно подкрепляется семинарскими занятиями. Я хотела бы подчеркнуть, что наш факультет делает ставку на прикладную психологию, чтобы наши студенты были не только подкованы теоретически, но и умели применять полученные знания на практике. Ведь психолог — это человек, который анализирует все сложности житейских и производственных ситуаций с тем, чтобы рационально и продуктивно эти проблемы решать.

— Чего преподаватели ждут от первокурсников?

— Мы стремимся к тому, чтобы уже с первого курса студенты учились высказывать критические замечания по тем проблемам, мнениям или книгам, которые они сами выбрали. Мы также не навязываем конкретные темы рефератов и курсовых работ. Нам чрезвычайно важно, чтобы наши студенты формировали собственный взгляд на проблему, чтобы они умели обоснованно возразить высказанному мнению, даже если это мнение крупного ученого. Нам важно развить в них креативное мышление и умение грамотно формулировать свои мысли. С этой целью на факультете преподается, в том числе, риторика, психология общения, стратегия и тактика ведения переговоров, а также специальный курс, посвященный психологии и феноменологии презентации и самопрезентации.

— Как студенты, заинтересованные в научной и исследовательской деятельности, могут реализовать свой интерес?

— У нас есть научное студенческое общество, и студенты имеют возможность не только готовить собственные доклады под руководством научных руководителей, но и принимать участие в научно-студенческих конференциях, в том числе международных. Активность студентов вознаграждается системой специальных грантов, в том числе, к примеру, грантов Оксфордского университета.

— А как организована внеучебная деятельность?

— Студенты могут занять себя в целом ряде неформальных проектов — от театральной студии и университетского хора до так называемого "Веревочного курса", на котором выпускники факультета обучают студентов младших курсов азам общения.

И еще важная информация: силами факультета организован Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ, который предоставляет студентам всех факультетов и отделений Вышки консультации по любым психологическим проблемам. Это, к примеру, могут быть проблемы адаптации к мегаполису, или, скажем, трудности адаптации к новому коллективу в общежитии, или семейные неурядицы, "несчастная любовь", неуверенность в себе — все, что угодно. Мы заинтересованы в том, чтобы наши студенты как можно скорее адаптировались к жизни в новых для них условиях и чтобы они в течение всей учебы могли эффективно осваивать знания.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.