• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публичная политика как двигатель Болонского процесса

О том, как магистерская программа Вышки "Политический анализ и публичная политика" вышла на международный уровень и как о ней узнали в немецком университете Виттен-Хердеке, рассказала заведующая кафедрой публичной политики Нина Беляева.

— Нина Юрьевна, многие международные проекты зачастую начинаются с личных контактов и связей. Так было и на этот раз?

— Да, и мы, конечно, скрывать не будем, что профессор Виттенского университета Карстен Херрманн-Пиллат — давний друг директора Вышки по международным связям Александра Юльевича Чепуренко. Узнав о появлении у нас магистерской программы по публичной политике, он порекомендовал своим студентам прослушать курсы нашей программы. Основной специализацией Виттенского университета является обучение менеджменту и экономике, управлению крупными международными компаниями, выстраивающими глобальные сети в разных странах мира. Специалисты в области экономики должны разбираться не только в международной обстановке, но и в политических процессах тех стран, с которыми работают. Руководство университета сочло необходимым предоставить своим студентам, кроме экономических и менеджерских курсов, также и политологические дисциплины. Поэтому возможность использовать для этих целей нашу магистерскую программу немецкие коллеги восприняли с большим энтузиазмом.

— А какие курсы из программы привлекли их наибольшее внимание?

— Курс "Крупные корпорации как субъект политики", курсы по лоббизму, по организации влияния, по выявлению отношений бизнеса и общества, бизнеса и власти, по построению государственно-общественных консорциумов, а также курсы, в которых изучаются аспекты популярного на Западе "корпоративного гражданства". В итоге получилось, что Херрманн-Пиллат поставил "галочки" над 80% курсов, которые предлагались в рамках магистерской программы ГУ-ВШЭ.

К сожалению, мы пока не можем подобрать полный состав преподавателей, которые могли бы читать все эти курсы на английском языке, но продвигаемся к этой цели — так что, пользуясь случаем, хочу пригласить к сотрудничеству преподавателей ГУ-ВШЭ, свободно владеющих английским языком.

— Сразу ли нашлись желающие прослушать ваши курсы в Вышке?

— Да, причем безо всякой активной рекламы. Особенно приятно, что, по оценкам немецких коллег, к нам приехали действительно лучшие студенты Виттена, имеющие опыт учебы за пределами Германии. В июле 2006 года мы подписали соглашение с Виттенским университетом, а в апреле 2007 года ребята уже приехали в Москву. Вот это настоящая студенческая мобильность!

Гости с огромным желанием включились в работу, хотя им поначалу пришлось непросто, ведь выбранные ими курсы не были адаптированы под "преподавание для иностранцев". Для того чтобы объяснить гостям ряд терминов и понятий российской политической культуры ("партия власти", "вертикаль власти" или, например, понятную любому русскому человеку метафору "поступили, как декабристы"), приходилось делать экскурсы в российскую политическую историю.

Немецкие студенты принимали активное участие в дискуссиях вместе с нашими ребятами. В этом основная ценность подобных международных групп.

— Будут ли баллы, полученные студентами в ГУ-ВШЭ, зачтены в их родном университете? По какой системе выставлялись оценки?

— Как известно, Россия включилась в Болонский процесс, поэтому мы можем пересчитать и перезачесть немецким студентам их "учебные затраты" в нашем вузе. Показатели при этом такие: количество аудиторных часов, общее число часов студенческой учебной нагрузки, итоговые отметки по 10-балльной системе и их соответствие системе ECTS — и надо рассчитать, сколько кредитов студенты получили. Рассчитывается все достаточно просто: учебные курсы "кредитуются" в зависимости от их продолжительности, сложности, выполнения письменных работ. Самый краткий курс в 54 академических часа — это около трех-четырех кредитов, в зависимости от сложности, а самый большой курс, который может длиться два модуля, может достигать девяти кредитов.

Очень важно, что студентам большинства вузов, работающих по Болонской системе, и студентам Виттенского университета, в частности, половину из кредитов, которые можно заработать по магистерской программе, разрешают получить не в своем вузе, а за рубежом.

— Наши студенты, обучающиеся за рубежом, могут получать такие кредиты в своих вузах?

— Конечно, могут! Они и должны этого добиваться в соответствии с правилами, установленными в рекомендациях Болонского процесса. Конечно, это не всегда еще легко получается, и 50% кредитов, заработанных в зарубежном вузе, — это революционная мера в отношении студенческой мобильности, ответственности студентов, которые получают возможность самостоятельно определять свою "учебную траекторию". Главное, чтобы вуз, в котором студент получает диплом, согласился зачесть кредиты. В Вышке сейчас обсуждается эта идея — и она требует решения и на уровне нашего Ученого совета, и на уровне Министерства образования и науки.

Немецкие студенты успешно прошли выбранные курсы, никаких поблажек мы им не делали. Итог обучения занесен в специальный сертификат, оформленный в соответствии с системой ECTS, и представлен в экзаменационную комиссию Виттенского университета. Поскольку к нам никакие возражения не поступили, значит, выданные нами кредиты "засчитаны" и ГУ-ВШЭ прошел "тест" на соответствие требованиям Болонского процесса. И все другие иностранные студенты, которые будут учиться в Вышке по программе "Политический анализ и публичная политика", смогут идти по уже проторенному пути, смогут зачесть полученные в Вышке кредиты в своем университете.

Соответственно, если наши студенты едут учиться в зарубежный вуз, они должны заранее выяснить, какие прослушают курсы, сколько в них учебных часов, рассчитать, сколько кредитов они могут заработать.

— Здесь, наверное, уместно вспомнить про Летнюю школу "Практика на Балтике"…

— Действительно, именно через нашу международную Летнюю школу Высшая школа экономики становится полноценной частью европейского образовательного процесса. На летних школах мы несколько лет изучали Болонский процесс, что сыграло важную роль. "Практика на Балтике — 2007", которую мы проводим вместе с немецкими студентами, тоже в "болонском мейнстриме".

В течение недели в Виттенском университете пять рабочих групп обсуждали конкретные проблемы российско-германских отношений, на пленарных заседаниях выступали известные немецкие эксперты, студенты делали доклады и презентации. Такой объем студенческой работы в Виттене приравнивается к "межблоковому научному семинару", за который студентам обычно начисляется три кредита. Соответственно, немецкие студенты, которые работали вместе с нами, в Виттенском университете получат по три кредита, а наши не получат ничего.

— А можно ли использовать в Вышке виттенскую систему кредитования?

— Думаю, что нет, это невозможно из-за специфики организации учебы в каждом вузе. Необходимо выстраивать собственную схему, что достаточно непросто. Общее требование состоит в том, что система по расчетам кредитов должна быть прозрачной и понятной.

— Что будет с обменами студентами в 2007—2008 учебном году?

— В договоре с Виттеном записано, что мы готовы на обменной основе до пяти студентов принимать бесплатно. Следующая группа немецких студентов может приехать к нам уже в октябре. Мы ожидаем, что в числе тех, кто приедет этой осенью, будут граждане КНР — студенты Виттенского университета. Они также планируют стать менеджерами транснациональных корпораций и интересуются тем, как устроена политическая среда, в которой работает бизнес.

— Как иностранные студенты чувствуют себя в гостях?

— Думаю, лучше организовывать семестровые, а не модульные поездки, поскольку одного модуля маловато не только для учебы, но и для бытовой адаптации в новой стране. Членам немецкой группы пришлось дописывать свои итоговые работы уже в Германии. В Германии российским студентам надо на что-то жить. Нужны спонсоры, ведь речь идет не о краткосрочной поездке, а о трех-четырех месяцах учебы.

— С какими еще вузами намечается сотрудничество?

— Первоначально предполагался такой "треугольник" сотрудничества: ГУ-ВШЭ, Виттенский университет и Центрально-европейский университет в Будапеште, где хорошо развиты политологические дисциплины. В Вышке провели опрос, и выяснилось, что наши студенты в Будапешт поехали бы и за свой счет, так как это очень престижный и известный вуз, где политологические курсы преподают по американским программам, а сам университет создавался на средства Джорджа Сороса. В перспективе можно подключить к проекту и китайские вузы, что обеспечит многоступенчатый студенческий обмен.

— То есть возникнет своеобразный консорциум…

— …а если вы в него попадаете, "мили" вам засчитывают везде. Мы готовы состыковать свои учебные программы, мы также отлично понимаем требования и уровень друг друга, уровень подготовки студентов, возможности преподавателей. Скажем, кредитный "вес" курсов мы без труда согласовали еще на начальном этапе. Обменялись программами, предметными базами. К нам приезжали преподаватели и убедились, что в Вышке уровень не ниже, а иногда и выше, чем в Виттенском университете. Таким образом, студенты Виттенского университета будут ездить к нам, мы — в Центрально-европейский университет, студенты Центрально-европейского университета — в Китай, а китайцы будут ездить везде. Это, собственно, и есть Болонский процесс в действии.

Пресс-служба ГУ-ВШЭ

Ссылки:

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве

Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.

Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома

Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.

«Хорошим германо-российским отношениям нет альтернативы»

17 января посол Германии в России Рюдигер фон Фрич выступил в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему «Россия, Германия, Европа — как дальше?». Новостная служба Вышки приводит некоторые тезисы его выступления.

«Для Германии нет альтернативы хорошим отношениям с Россией на основе взаимопонимания»

Первого декабря  в Высшей школе экономики состоялась встреча студентов и преподавателей с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигером фон Фричем.

«Практика на Балтике» разворачивается на Восток

Международная летняя школа «Практика на Балтике», организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ, отметила свое 15-летие. Ее организаторы и участники рассказывают о главном, что нужно знать о «Практике», и о том, почему спустя 15 лет школа сменит направление развития.

«Имя университета — это вы все»

2 июня ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов встретился в Берлине с выпускниками университета, живущими в Германии, а также со студентами и аспирантами, продолжающими сейчас обучение в университете Гумбольдта. На встрече обсуждали развитие Высшей школы экономики, разницу в подходах к организации учебного процесса в университетах России и Германии, оценивали перспективу переноса некоторых западных практик в российские реалии.

15 школ Северо-Кавказского федерального округа станут партнерами Вышки

19-20 мая во Владикавказе проректор ВШЭ Вячеслав Башев и руководитель дирекции общего образования ВШЭ Вячеслав Лозинг провели переговоры о сотрудничестве с руководством Республики Северной Осетии — Алании и с директорами школ Северо-Кавказского федерального округа.

Германия: новая ответственность и старые опасения

В Высшей школе экономики с лекцией «Берлин и Москва в новой Евразии. Субъективные впечатления от современной германской политики» выступил известный политолог, журналист-международник, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Федор Лукьянов.

Немецких студентов учат работать в российских условиях

С 30 марта по 3 апреля 50 немецких студентов приняли участие в очной сессии программы «Бизнес в России», проводимой ВШЭ совместно с Германской службой академических обменов (DAAD) и Российско-германской внешнеторговой палатой с 2012 года. В рамках этой программы студенты проходят шестимесячную стажировку в представительствах немецких компаний в России и готовят групповые проекты.

Россия и Германия: как не сжечь мосты

Высшая школа экономики и Фонд «Либеральная миссия» провели в университете традиционный совместный круглый стол — на этот раз поводом для встречи стал выход русского издания книги Ганса-Дитриха Геншера и Кристиана Линднера «Наводить мосты: два поколения, одна страсть».