• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В образовании настало время аналитиков

В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.

— Александр Михайлович, в этом году ваш институт открывает новую магистерскую программу «Доказательная образовательная политика». Даже похожего названия в российских вузах никогда не было. Что за ним скрывается? Почему образовательная политика должна быть доказательной?

— «Доказательная политика» — это перевод английского термина 'evidence-based policy', то есть стратегия развития, основанная на анализе предварительно собранной статистической и иной информации, а не на основе авторитетных мнений. Образовательная политика должна быть доказательной — в этом идея программы.

Изначально термин 'evidence-based policy' был применен к медицинской практике. Оказалось, например, что многие виды лечения, предписываемые докторами, не имеют никакого научного подтверждения. Потом в США и Великобритании стали таким же образом подходить к другим видам принятия решений, в том числе реформам образования. Термин распространился на другие области.

В России сбор образовательной статистики растет быстрее, чем наша коллективная способность ее осмысливать. Поэтому планирование образовательной политики происходит в основном на основе здравого смысла. Цель нашей новой программы — подготовить для российских органов управления образованием специалистов, которые смогут понять, какие данные о работе системы образования нужно собирать, как наладить ее сбор и обработку. Очень важно понять, что использование «сырых», недоосмысленных данных порой ведет к серьезным ошибкам. Например, использование ЕГЭ как единственного источника показателя эффективности школы — одна из таких ошибок. В большинстве регионов идет строительство центров оценки качества. Каждый руководитель задумывается о том, кто в них будет работать.

В ближайшее время программу будут рассматривать на ученом совете ВШЭ; думаю, ее утвердят.

— Какие проблемы российского образования может решить «доказательная образовательная политика»? Чем именно будут заниматься выпускники вашей программы?

— Задача номер один — создание различных инструментов объективной оценки достижений школьников. Пока для этого используются ЕГЭ, данные международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Понятно, что для анализа ситуации в каждом российском регионе и муниципалитете этого недостаточно, нужно создавать общероссийскую систему оценки качества образования.

Другая важная задача — изучение результатов труда учителей и способов его оценки и оплаты. В экспертном сообществе нет единого мнения относительно того, что такое результат труда учителя и как его можно измерить и стимулировать. Где, собственно, то, что ребенку дает именно учитель в школе, а не родители, кружок, секция или репетитор? И здесь не стоит торопиться, потому что дети приходят в класс с разной степенью подготовки и разным уровнем поддержки со стороны семьи. Данные должны информировать учителей, а не наказывать их за плохую работу. Ответы на эти вопросы нужно давать на основе серьезного анализа данных, а не просто после обсуждения в узком кругу руководителей. Даже широкое обсуждение с практиками часто ведет к ошибкам, потому что если никто не знает истинной картины, демократические решения ведь тоже не помогают.

Слушатели будут проходить часть курсов онлайн, чтобы сделать их учебные планы действительно индивидуальными, и чтобы высвободить время для участия в реальных исследовательских проектах. Онлайн образование набирает обороты во всем мире; часть вузов просто не выдержит конкуренции. Выиграют те, кто сумеет предложить то, чему трудно обучиться онлайн — опыт работы в исследовательском сообществе, индивидуальную работу с очень квалифицированными преподавателями. Парадокс, но сделать это можно только сдвинув часть учебного процесса онлайн.

— Как изучать доказательную образовательную политику в России, если ее у нас нет? Кто может этому научить?

— Этому могут научить ведущие мировые исследователи образования, и мы их будем привлекать к работе со слушателями. В нашем институте преподает, например, профессор Стэнфордского университета Мартин Карной, он как раз занимается сравнением результатов международных исследований общего образования, в том числе на примере России.

Каждый студент будет работать в составе команды исследователей одного из научных центров Вышки и получать за это до 20 тыс. рублей в месяц. Это в дополнение к общежитию, и естественно, бюджетному финансированию самого обучения. Со студентами будут работать тьюторы, помогающие разобраться в огромном мире открытых образовательных ресурсов. Мы надеемся договориться о практике с Минобрнауки России, Рособрнадзором, и другими органами управления образованием. Программа доступна на сайте Института образования ВШЭ.

 

Вам также может быть интересно:

Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности

17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Как развивается образование в России с 2000 года

Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил статистический сборник «Образование в Российской Федерации: 2014». Он обобщает информацию о состоянии образования с 2000 по 2013 год.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно

Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

От «испуганной самобытности» к «достойной интеграции»

С 17 по 19 апреля в Ярославле прошел международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого была Высшая школа экономики.

Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы

19 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Форсайт компетенции 2030» выступил Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково».

От информирования — к коммуникации?

11 февраля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий приняли участие в пресс-конференции в РИА Новости, на которой был представлен рейтинг официальных сайтов региональных органов управления образованием.

Комиссии АВВЭМ: оценка качества и повышение квалификации

8 февраля в Высшей школе экономики состоялись очередные заседания двух комиссий Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ): по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации, по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций.

Списывать — нехорошо, но только не в России

Конец декабря и начало января для студентов означают не только череду праздников, но и очередную сессию. А сдача экзаменов неизменно сопровождается списыванием. Эта проблема получила свое развитие и в современной экономической литературе.