• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая в России магистерская программа по урбанистике

Этим летом в Вышке стартует новая магистерская программа «Управление пространственным развитием городов». О ней рассказывает руководитель программы, декан Высшей школы урбанистики ВШЭ Александр Высоковский.

— Александр Аркадьевич, что такое «пространственное развитие городов»?

— Это один из ключевых элементов новой для нашей страны научной дисциплины, которая за рубежом называется «урбанистика». Объект ее изучения — все, что связано с городом.

Традиционно в СССР и России градостроительство, пространственное планирование, были частью архитектуры, а не системы управления или экономики. Логика была примерно такой: существуют разные направления подготовки архитекторов, связанные с промышленной, жилой, ландшафтной архитектурой, и градостроительство — это одно из таких направлений. С советских времен считалось, что архитектор может спроектировать целый город так же, как здание. Это глубочайшее заблуждение.

Человек, который занимается планированием городского развития, не должен воспринимать город как сочетание архитектурных, а тем более, эстетических решений. Он должен разбираться в экономике, управлении, логистике, транспорте, рынке недвижимости… Во всем мире это поняли еще сто лет назад. Поэтому в 1920–1930-е годы в Западной Европе и США планирование пространственного развития отделилось от архитектуры, составив самостоятельную дисциплину.

Настала пора готовить специалистов по урбанистике и в России. Города становятся все более значимыми элементами национальной и мировой экономики. Невероятно усложнилась система городского управления. Кадров для научного планирования городского развития решительно не хватает. В частности, многочисленные проблемы Москвы — яркое тому подтверждение. Поэтому столь актуальна новая образовательная программа, отвечающая современным требованиям исследования и управления городами и агломерациями. Собственно, в ответ на эту задачу факультет государственного и муниципального управления совместно с Высшей школой урбанистики ВШЭ открывает в этом году первую в России магистерскую программу, связанную с управлением пространственным развитием городов.

— Какие курсы предполагает программа?

— Она будет основана на совмещении гуманитарных наук с дисциплинами, связанными с организацией пространства, социальными, жилыми, инженерными и транспортными инфраструктурами. В частности, впервые появится курс теории пространственной организации городов. Это область изучения на стыке географии, экономики и социологии. Примером подобной междисциплинарной интеграции могут служить главные курсы программы: территориальное планирование и градостроительное регулирование, в которых будут объединены все перечисленные выше компоненты. При этом первая из них делает акцент на методологию исследования города и принятие долгосрочных решений, а вторая — на правовые вопросы застройки и краткосрочные решения. Важная часть программы — курсы по муниципальному и государственному управлению и особенно по идеологии и методам стратегического планирования. Кроме того, у нас будет преподаваться экономика, социология, культурология города, основы политологии.

Как я уже сказал, наши магистранты также будут изучать технические дисциплины, которые позволят им понять, как управлять жильем, транспортными, инженерными системами. Будут курсы, связанные с застройкой, в том числе основы планирования девелопмента. Без них человеку, который до этого не имел дела со строительством, трудно осознать многие городские проблемы.

Несмотря на большое количество теоретических курсов, программа у нас ориентирована на практику. В обучении будут использоваться в основном практические методики: кейс-стади, проекты, групповые задания.

Главная цель всей программы — дать слушателям социально-экономическое видение города, потому что наша задача — подготовить специалистов, которые могли бы сделать городскую среду удобной для проживания людей.

— Если в России нет других подобных программ, как и самой дисциплины «урбанистика», то кто возьмет на себя труд учить всему этому?

— У нас есть целый ряд специалистов-практиков, работающих в области градостроительства и девелопмента в различных научных и проектных институтах и фондах. Кроме того, мы активно привлекаем иностранных преподавателей. Сейчас мы устанавливаем связи с Лондонской школой экономики и политических наук (London School of Economics), где есть центр, занимающийся изучением городов, и Нью-Йоркским институтом Пратта (The Pratt Institute). Интерес есть большой, думаю, удастся организовать летние школы, обмены профессорами и студентами.

— А где будут работать выпускники вашей программы?

— Прежде всего, в них остро нуждаются администрации городов, испытывающие сейчас самый настоящий кадровый голод. Сегодня муниципальные специалисты не имеют требуемого образования, плохо представляют себе, как оценить отдачу от инвестиционного проекта, не знают, как работают рынки недвижимости, что такое девелопмент… Вне их понимания остается необходимость проведения социологических и экономических исследований, а без этого не разобраться, в чем кроются главные проблемы города, каковы главные приоритеты управленческих действий. Поэтому наши выпускники будут иметь огромное преимущество в продвижении в администрациях городов.

Следующая область — бизнес. Наши выпускники могут эффективно работать в девелоперских компаниях, где нужны люди, знающие не только, как класть кирпич на кирпич, но и как оценить выгодность инвестиций, «прозреть» перспективы изменения стоимости недвижимости, понять и учесть конъюнктуру рынка. Точно так же наши выпускники будут востребованы и в риэлторских компаниях, особенно в тех, которые занимаются управлением недвижимостью. Для этого мы ввели курс девелопмента — «бизнес-планирование проектов», который будет вести наш, отечественный специалист уже более 20 лет работающий в США.

Наконец, третья сфера — научно-практическая: это работа в институтах и фондах, создающих генеральные планы городов, стратегии городского развития, ведущих различные исследовательские проекты, такие как московский Институт экономики города, Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана Москвы.

— Сколько будет мест для магистрантов? Когда заканчивается набор на программу?

— Планируется 20 бюджетных мест и 10 платных. Набор уже начался и продлится приблизительно до середины июля.

— Программа предполагает весьма разностороннее обучение. На каких абитуриентов вы рассчитываете?

— Мы хотим видеть бакалавров любых специальностей, заинтересованных в изучении города, а еще лучше — уже имеющих опыт такой работы. Город — поле деятельности настолько широкое, что и политолог, и врач, и эколог — все могут найти свое место. Поэтому мы не ограничиваем в поступлении к нам специалистов каких-то определенных направлений.

— Но ведь экзамены при поступлении нужно будет сдавать? Какие?

— Достаточно будет портфолио. Оно включает стандартный набор: мотивационное письмо (мы хотели ли бы понять, чем поступающего заинтересовала наша программа) и реферат. В качестве реферата можно представить свою бакалаврскую работу. Нам небезразлично, как человек пишет и о чем он пишет. Если поступающий может представить рекомендации от преподавателей или работодателей, мы будем этому очень рады. Обязательное условие для поступления — экзамен по английскому языку. Ведь большая часть учебной литературы — на английском, и магистранты должны владеть им достаточно хорошо. Подробности приема описаны на сайте ВШЭ. В целом, я думаю, требования к абитуриентам у нас пока лояльные.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.