• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Через год учителям в школах придется вести новую и сложную дисциплину»

До 28 сентября продолжается набор слушателей на магистерскую программу «Политические вызовы современности», реализуемую Институтом развития образования ВШЭ. О задачах программы и о новых специализациях, открываемых на ней в 2011 году, рассказывает ее соруководитель, заместитель заведующего кафедрой всеобщей и отечественной истории ВШЭ Алексей Рябинин.

— Алексей Леонидович, текущий набор на программу — второй по счету. А кто стал вашими первыми студентами в 2010 году? И чему вы их за первый курс магистратуры научили?

— В 2010 году на программу поступило двадцать человек разного возраста (от 25 до 50 лет), но в основном это школьные учителя, которые сами прошли советскую или российскую школу и сохранили классическую отечественную парадигму преподавания. Так как среди них лишь несколько человек имели прямое отношение к политологии, для начала мы, конечно, предложили им адаптационный курс по политологии. Он читался в течение трех модулей и позволил им сформировать некое базовое представление об этой науке и тех понятиях, которыми она оперирует. Кроме того, поскольку мы все-таки находимся в Вышке, важно было познакомить слушателей с современными методиками научно-исследовательской деятельности. В частности, мы предложили им курс «Количественные и качественные методы изучения политологических и социологической информации». Что касается базовых дисциплин и дисциплин по выбору, то мы работали над изучением таких актуальных проблем современного общества, как этнокультурная интеграция, терроризм, глобализация, многополярность мировой политики и прочее.

— Магистерская программа рассчитана прежде всего на школьных учителей. Что, на ваш взгляд, может их ждать после окончания магистратуры?

— Конечно, большая их часть продолжит преподавать в школе, но некоторые — это заметно уже сейчас — мыслят себя в том числе и как методисты. Мы уверены, что они придут в научные учреждения и, что не менее важно с практической точки зрения, будут работать в министерстве и департаментах образования. В этом смысле наша магистерская программа становится для них полноценным образовательным курсом, куда большим, чем курсы повышения квалификации, к которым привыкли российские учителя. Но даже те, кто вернется в школу, получат новые, мощные знания, которые смогут распространять там. Дело в том, что наша магистерская программа прямо связана со школьным преподаванием. На семинарах наши слушатели занимаются не только исследованием актуальных политологических тем, но и разработкой тех форм, с помощью которых они будут затем передавать их своим ученикам на уроках обществознания и истории. Некоторые из них нам прямо говорят: «Мы тот материал, который в Вышке получаем, сразу переформатируем под свои преподавательские нужды». Таким образом, наши занятия дают прямой практический результат. Через этих учителей Вышка распространяет современные знания далеко за свои пределы. По сути дела мы готовим тех, кому в обозримой перспективе предстоит поднять качественный уровень подготовки школьников — потенциальных абитуриентов ВШЭ.

— Программа рассчитана только на московских учителей? Нет ли планов по расширению ее «географии»?

— Пока что мы ориентируемся на Москву, хотя некоторое количество мест в общежитиях за нами зарезервировано. Именно проблема проживания является фактором, сдерживающим рост программы: интерес к ней в регионах высок, это я знаю и по собственному опыту, и по опыту тех преподавателей, которые сами когда-то приехали в Вышку из регионов и сохранили контакты с коллегами на местах. Если бы в общежитиях было 100-150 свободных мест, мы смогли бы устроить на программу очень хороший конкурс.

— До прошлого года в Высшей школе экономики не было очно-заочных магистерских программ, а также магистерских программ для учителей. С чем связан выбор именно такой формы обучения и именно такой аудитории?

— К сожалению, в наше время в России существует стереотип об «ущербности» очно-заочных программ как таковых. В случае с нашей магистерской программой очно-заочный формат в первую очередь демонстрирует нашу ориентацию на людей работающих, осознанно выбравших сферу своей профессиональной деятельности и уже реализующих себя в ней, а никак не то, что здесь учатся те, кто не смог поступить на очную форму обучения. Я не приемлю утверждение о том, что очно-заочное отделение в качественном отношении уступает очному. Совершенно ошибочным также является стереотип об «облегченном» характере программ для учителей. В качественном отношении предлагаемая программа полностью соответствует требованиям Вышки, помимо того, сейчас проводится работа по ее совершенствованию с целью, при сохранении российской специфики, приблизить ее к американским стандартам программ уровня Master of Education в сфере социальных теорий и наук об обществе.

При этом нельзя сказать, что программа лишена научно-исследовательского компонента. Напротив, он на данном этапе играет крайне важную роль в подготовке магистров: 65-70 процентов учебного плана — это чисто политологические дисциплины. Такое превалирование объясняется тем, что классические постулаты, работы и концепции политической науки, сформировавшейся в основном за рубежом, во многих ее проявлениях почти неизвестны в нашей стране людям, которые занимаются преподаванием в школе, политикой или управлением. Также недооценены и многие отечественные разработки. Как следствие, наша цель — научить специалистов (историков, экономистов и других) думать «политологично», научно, объективно, быть «в дискурсе» зарубежной и отечественной политической науки, понимать и уметь транслировать ценности современного цивилизованного мира.

— С какими проблемами — организационными или методическими — вы столкнулись в первый год существования магистерской программы?

— Основная проблема — загруженность наших студентов, все работают и приезжают на наши занятия довольно уставшими. Занятия у нас проходят вечером по будням два раза в неделю и в субботу в первой половине дня. Справляться с такой нагрузкой действительно трудно, и у некоторых из наших слушателей в определенный момент появилась мысль уйти с программы, потому что, как они нам объясняли, «сил нет». Но никто этого не сделал: интерес оказался сильнее усталости. И качеством их работы в течение первого года мы вполне довольны.

В методическом плане сложным, но не невозможным, оказалось сделать программу одинаково полезной и интересной как педагогам, так и специалистам-политологам, историкам, экономистам и юристам. И та дружная команда единомышленников, в которую превратилась наша группа за этот год, яркий тому пример.

— Какие новшества ждут тех, кто впервые поступает на вашу программу в этом году?

— Главное новшество заключается в том, что с нового учебного года на магистерской программе появятся новые специализации: помимо нынешней, основной, «Политические вызовы современности» (теперь на ней 75 бюджетных мест), мы предложим нашим слушателям еще две — «Культура и религия в современном мире» (25 мест) и «Базовые концепции обществознания» (20 мест). В связи со значительным расширением количества бюджетных мест, выделяемых на очередной набор на программу, мы попросили руководство университета продлить срок зачисления на нее до 13 сентября: люди долго «раскачиваются», многие учителя сейчас вообще находятся в отпуске, так что новый всплеск подачи документов можно ожидать в конце августа и начале сентября.

В качестве вступительного испытания у нас сохраняется конкурс портфолио: необходимые документы, список которых можно найти на сайте, подаются в приемную комиссию лично или присылаются по почте. Портфолио абитуриентов будут рассматриваться компетентной комиссией, результаты отбора будут опубликованы до 20 сентября. Занятия начнутся 1 октября.

— С чем связано появление специализации «Культура и религия»?

— В российских школах со следующего года будет вводиться курс «Основы религиозных культур и светской этики», и нужно честно сказать, что учителя к нему абсолютно не готовы. В тех регионах, где этот курс уже был введен в порядке эксперимента, результаты неутешительные: светских преподавателей нет, и в процесс преподавания пытается активно вмешиваться церковь, то есть вместо диалога представителей церкви и образования, на практике мы получаем диктат одной из сторон. Этого необходимо избежать, а значит, необходимо подготовить большое количество светских учителей, которые были бы одинаково компетентны как в преподавании основ христианской культуры, так и других мировых религий — ислама, буддизма, иудаизма, индуизма. На нашей магистерской программе будут читаться специальные курсы по этим религиям. Мы можем себе это позволить, поскольку в Вышке, например, на кафедре всеобщей и отечественной истории, факультете философии и отделении востоковедения, достаточно специалистов, хорошо разбирающихся в этих вопросах. Курсы, которые они подготовят, будут очень интересными — главное, чтобы «народ пошел». Пока что мы вынуждены констатировать, что школьные учителя обществознания не отдают себе отчета в том, что через год им придется — хотят они того или нет — вести новую и сложную дисциплину.

— Как в таком случае можно привлечь внимание учителей и что для этого делается?

— Начнем с того, что и в этом, и в прошлом году мы проводили большую презентацию магистерской программы в департаменте образования Москвы. Нам удалось с большим количеством учителей пообщаться, и многие выразили готовность записаться на программу. Те, кто у нас уже учатся, тоже выступают в роли своего рода «агитаторов», делясь опытом и впечатлениями со своими коллегами. Кроме того, мы сами ездим по школам и представляем там магистерскую программу — до начала сентября мы планируем провести еще несколько презентаций и семинаров, в том числе и на базе ВШЭ. Нам нужны студенты заинтересованные, мобильные, способные проявлять себя в самых разных сферах, а конкретным компетенциям мы их научим.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.

В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры

К программе «Дизайн», которая  реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.