• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как стать специалистом по инновациям?

Магистерская программа «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» — первая программа в ВШЭ, реализуемая по направлению «Инноватика». Об особенностях программы, ее задачах и перспективах, которые она открывает перед выпускниками, рассказывает руководитель программы Иван Бортник.

— Иван Михайлович, сегодня производные от слова «инноватика» довольно часто встречаются в названиях многих учебных программ и исследовательских проектов. Что стоит за этим термином?

— Как и любая другая деятельность, исследования и разработки требуют развития научных подходов к своей организации и управлению. Причем по сравнению с производством инновационные процессы имеют более высокие риски. Нередко реализуемые проекты имеют уникальный характер, что требует нетривиальных управленческих решений. Есть и своя специфика коммуникаций, которые в НИОКР более сложны и зависимы от конкретных участников инновационных процессов. Все это привело к необходимости развития инноватики — новой отрасли науки, в которой исследуются теоретические основы инновационной деятельности, разрабатываются принципы и методы ее организации, обосновываются подходы к управлению инновационными процессами. Инноватика позволяет и прогнозировать результаты исследований и разработок, и разрабатывать стратегии технологического развития, и оптимизировать структуру и логистику инновационных процессов, а также эффективно контролировать и поддерживать высокие темпы инновационного развития. Сегодня, когда предприятия, чтобы выжить в конкурентной борьбе, осваивают новые продукты и технологии, потребность в разработке данного научного направления достаточно высокая. Именно с этой целью в 2009 году в Вышке был создан Институт менеджмента инноваций, а в 2011 — кафедра менеджмента инноваций.

— В концепции магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» указано, что ее цель заключается в подготовке кадров, способных провести инновационный процесс целиком, в неразрывной связи его этапов. А какова обычная образовательная практика в сфере подготовки инновационных менеджеров?

— Действительно, ключевые особенности программы состоят именно в том, что в ходе обучения слушатель должен пройти весь технологический коридор инноваций: от рождения инновационной идеи на основе нового знания до ее превращения в реализуемый на рынке продукт. Обычно в образовательном процессе этот коридор изучается по частям: или от науки — до разработки, или от разработки — до рынка. По этим разорванным этапам готовят и «разорванных» специалистов, менеджеров в сфере инновационных процессов. Это, в том числе, способствует сохранению той ситуации в отношениях между наукой и бизнесом в России, которую я называю «слушать, но не слышать». Они просто говорят на разных языках. Поэтому и надо, чтобы в данных сферах появились люди, говорящие на одном языке, то есть понимающие всю процедуру инновационного процесса. Взаимопроникновение инженерного и экономического менталитетов — это необходимая и существенная часть предлагаемой магистерской программы.

Кстати, одно из направлений, получающих развитие в современном образовательном процессе в мире, — это ориентация на прикладные знания, позволяющие решить задачи, с которыми выпускник столкнется в первые же дни работы на производстве. Снижение универсализма? Да. Но и повышение практицизма. Дело абитуриента выбирать, какая «идеология» обучения ему больше по душе.

— Какова ваша потенциальная аудитория? Специалистам, обладающим каким бэкграундом, будет интересна и полезна данная программа?

— Приветствуется специалисты любого профиля, если они заинтересованы именно в такой идеологии обучения. Обучение предусматривает блок адаптационных дисциплин, а логика образовательного процесса ориентирована на постепенное и глубокое погружение студентов с техническим и естественнонаучным образованием в экономическую среду. Но конечно, оптимальный вариант — люди с опытом инновационной деятельности, в любой части ее технологического коридора, желающие разобраться и потом активно участвовать во всех этапах осуществления проекта.

Это могут быть руководители среднего и нижнего звеньев, сотрудники управлений научно-исследовательской деятельности компаний, кадровый резерв компаний, менеджеры технологических проектов, инженеры конструкторских бюро и отделов перспективных разработок компаний, руководители малых и средних инновационных предприятий. Нам бы хотелось привлечь тех, кто в университетах планирует участвовать в организации коммуникаций с промышленностью, а в промышленности — тех, кто заинтересован в установлении партнерских отношений с научными учреждениями. Такие «сквозные» специалисты нужны и в случае, когда вся инновационная цепочка сосредоточена внутри компании или корпорации. Как показывает опыт, эффективно управлять процессами R&D могут в основном люди, имеющие опыт работы в области НИОКР в качестве рядового инженера, исследователя. Между тем, это не означает, что мы «закрываем двери» для вчерашних студентов, заинтересованных в построении карьеры в инновационных секторах экономики. Нет, но базовое требование о техническом образовании сохраняется.

— Можно ли говорить о том, что благодаря подготовке на программе выпускники приобретают уникальные навыки и компетенции? Чем подготовка здесь отличается от других программ в сфере менеджмента и инноватики?

— Компетенции, которые приобретают студенты, обучаясь на нашей программе, можно получить и на других программах. Уникальность программы в том, что только у нас эти компетенции идут в «одном пакете». Также преимуществом программы является непосредственное участие в разработке и реализации программы руководителей R&D подразделений компаний и признанных специалистов инновационной сферы, готовых передавать свой уникальный опыт слушателям программ.

Сейчас основными заказчиками обучения (программа платная) мы видим крупные и средние компании, заинтересованные в инновационном развитии своего бизнеса. Обучение сотрудников на программе позволит компаниям получить современные кадры для управления R&D и инновациями, а также сформировать кадровый резерв.

— Каков запрос рынка труда в сфере инновационного менеджмента? Какие задачи предстоит решать выпускникам программы по окончании обучения?

— Для обеспечения рыночного успеха в настоящее время предприятиям недостаточно просто улучшать качество выпускаемой продукции, конкурировать по цене, а необходимо предлагать потребителю принципиально новую, инновационную продукцию и формировать новые рынки товаров и услуг, осваивать новые — более эффективные и производительные — промышленные технологии и методы управления, поскольку иначе все это сделают конкуренты.

В крупных компаниях особенно остро стоит вопрос внедрения инновационных технологий. Этому способствует ряд причин: от исчерпания довольно малозатратных и быстродействующих механизмов обеспечения конкурентоспособности до вступления нашей страны в ВТО. Внутренняя организация работ в крупных компаниях требует специализации управленцев по отдельным частям технологического коридора. И при этом каждому участнику процесса необходимо видеть его целиком, а на уровне вице-президентов, директоров по развитию, не только видеть, но и грамотно организовывать.

— Каковы перспективы трудоустройства после окончания программы?

— Специалисты, освоившие данную программу, будут профессионально подготовлены для работы на различных должностях, начиная от руководителей среднего и нижнего звеньев управления НИОКР и инновациями в компаниях и менеджеров технологических проектов, заканчивая позициями экспертов-аналитиков и консультантов организаций, вовлеченных в инновационную сферу деятельности в России и на глобальных рынках.

— Кто преподает на программе? Каково соотношение практических и теоретических курсов?

— Программа базируется на научном потенциале Института менеджмента инноваций и Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, в которых аккумулирован высокий научный потенциал знаний в области управления исследованиями, разработками и инновациями. Занятия проводят ведущие преподаватели ВШЭ, приглашенные преподаватели из других вузов России и мира. Скажем, в числе наших преподавателей профессор Университета Ванкувера Алексей Кожевников, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова, профессор института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Светлана Ляпина, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков, заместитель министра образования и науки РФ Алексей Пономарев. И это только часть нашей команды.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.

В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры

К программе «Дизайн», которая  реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.