• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В центре внимания нашей программы — человек»

В новом учебном году на факультете психологии ВШЭ стартует восьмой набор студентов, обучающихся по магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности». О программе рассказывают ее руководитель Александр Орлов и преподаватели Елена Кириллова, Анна Паукова и Вениамин Колпачников.

— Расскажите, пожалуйста, о программе в целом.

Александр Орлов
Александр Орлов
Александр Орлов: Магистерская программа «Исследование, консультирование и психотерапия личности» предполагает особый подход к исследованиям в психологии личности и к психологической помощи. Этот подход был разработан в середине прошлого века в рамках американской гуманистической психологии самым влиятельным из американских психологов — Карлом Роджерсом. Этот подход получил название человекоцентрированного (Person-Centered Approach). Суть его заключается в том, что каждый человек обладает огромными внутренними ресурсами самоактуализации и самоосуществления, а это означает, что главная задача психолога-исследователя заключается в изучении и понимании этих ресурсов, а главная задача психолога-практика (консультанта, психотерапевта) — в создании психологических условий, способствующих актуализации этих ресурсов. Исследованию и актуализации этих ресурсов и посвящена наша магистерская программа. В этом состоит ее основное отличие от других магистерских программ в области психологического консультирования и психотерапии, предлагаемых как нашим университетом, так и другими вузами нашей страны. Хотел бы подчеркнуть, что наша магистерская программа — единственная в России человекоцентрированная программа.

Вениамин Колпачников: И еще: наши ведущие преподаватели — не просто «остепененные» исследователи (кандидаты и доктора наук), но и сертифицированные специалисты-практики в области человекоцентрированного подхода, прошедшие специальную подготовку в Австрии и США и имеющие многолетний опыт консультативной и психотерапевтической работы с клиентами. Следует также отметить, что преподаватели нашей программы входят в руководство Общества человекоцентрированного подхода. В последнее время наша программа интенсивно развивает свои международные контакты. В прошлом году стратегическим партнером программы стал Центр исследований человека (Center for the Studies of the Person, LaJolla, California, USA), созданный К.Роджерсом, его учениками и последователями. А в июле делегация в составе четырех преподавателей программы (Елена Кириллова, Анна Паукова, Вениамин Колпачников, Александр Орлов) примет участие в 10-й Конференции Всемирной ассоциации человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования, которая пройдет в Антверпене, Бельгия. Мы готовимся также к участию в XII Международном форуме, посвященном человекоцентрированному подходу, который пройдет в мае-июне 2013 года в Бразилии.

Елена Кириллова
Елена Кириллова
Елена Кириллова: Мне представляется, что главная идея магистерской программы состоит в неразрывном единстве еетеории, исследовательской работы и практики психотерапии и консультирования. Теория личности К.Роджерса, его представления о сущности человека составляют основу для проведения исследований. Сформулированные К.Роджерсом необходимые и достаточные условия психотерапии и консультирования реализуются на практических занятиях. Человеческие взаимоотношения, о которых писал К.Роджерс, практикуются во взаимоотношениях между преподавателями и студентами. Такая тесная взаимосвязь теории, исследований и практики взаимоотношений существует и между учебными дисциплинами программы. Например, в рамках дисциплины «Гуманистическая групповая психотерапия» студенты занимаются самопознанием, учатся строить гармоничные взаимоотношения друг с другом, учатся понимать и принимать себя и других; здесь вскрываются личные проблемы и обстоятельства, которые требуют разрешения. В свою очередь личные психологические затруднения могут найти свое разрешение в процессе занятий по курсу «Экспрессивная психотерапия», а проблемы во взаимоотношениях интенсивно обсуждаются и прорабатываются в «триадах» (консультант, клиент, наблюдатель) на занятиях курса «Практика психотерапевтического взаимодействия».

Анна Паукова: Хочу добавить, очень много внимания уделяется тому, чтобы слушатели не просто что-то узнавали о том, что такое психологическое исследование, консультирование и психотерапия, но и сами активно пробовали себя в этих областях. Мы стараемся буквально в каждом учебном курсе отвести пространство для того, чтобы показать, как то или иное теоретическое положение работает на практике.

— На кого ориентирована программа? Кого вы хотите видеть в качестве слушателей?

Анна Паукова
Анна Паукова
Анна Паукова: Конечно, программа ориентирована на бакалавров психологии, но не только. Поскольку человекоцентрированный подход в своем развитии вышел далеко за пределы психологической науки и практики, мы приглашаем специалистов из самых разных сфер: педагогики и образования, политологии, социологии, экономики, юриспруденции, медиации, бизнеса и управления. Мы ждем тех, кому интересны новые горизонты социальных практик, новые перспективы социального развития. Другими словами, мы приглашаем тех людей, которым интересно исследовать скрытые потенциалы развития человека и уметь активизировать эти потенциалы в самых разных сферах человеческой практики.

— Где могут быть востребованы выпускники этой магистерской программы?

Александр Орлов: Практически всюду, поскольку в нашем мире нет такой области, в которой бы так или иначе не присутствовал человек. Он — альфа и омега нашего мира. Приведу несколько примеров: психонавтика, тьюторство, архитектурный дизайн, толерантность к сексуальным меньшинствам, медиация конфликтов, стратегии экономического развития. Каждая из этих сфер остро нуждается в настоящее время в новых импульсах развития, в новых, практически не задействованных человеческих ресурсах. Наша программа призвана подготовить, оснастить психологическим инструментарием специалистов из самых разных областей гуманитарного (и не только!) знания для решения огромного количества теоретических, исследовательских и практических задач в нашем пока еще не совсем очеловеченном мире. И я абсолютно уверен в том, что перспектива полноты реализации человека — это единственно возможная перспектива нашего мира в целом. Все иные линии развития связаны с обострением кризисных явлений, со стагнацией.

— Существуют ли аналоги этой программы в других вузах?

Александр Орлов: Программ, аналогичных нашей магистерской программе, в России нет. Одна из задач нашей поездки в Бельгию — найти аналогичные программы в зарубежных университетах. Мы будем также вести переговоры о сертификации нашей программы Всемирной ассоциацией человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования. В этом смысле мы предлагаем абсолютно эксквизитный образовательный продукт для нашего рынка.

Следует сказать, что наша магистерская программа стала такой не сразу. Когда все начиналось, а было это в теперь уже далеком 2006 году, магистерская программа стартовала в виде своего рода кентаврического Тяни-Толкая, достаточно эклектического смешения отечественной психологии личности и зарубежных психотерапевтических практик. Нам пришлось много поработать над тем, чтобы рафинировать ее содержательное наполнение и кадровый состав. Хочу отметить в связи с этим еще один аспект нашей уникальности: мне представляется, что программа является еще и самой открытой и толерантной, поскольку, следуя принципам человекоцентрированного подхода, мы никак не ограничиваем, но, напротив, всячески приветствуем любые исследовательские интересы своих студентов. Наш опыт показывает, что студенты программы могут весьма успешно проводить свои исследования в разных областях и на разных кафедрах. Например, в этом году одна из диссертаций была защищена в области возрастной психологии, а другая — в области психофизиологии.

Вениамин Колпачников
Вениамин Колпачников
Вениамин Колпачников: Уникальность нашей программы видится нам также в характере отношений, которые поддерживают преподаватели программы между собой и со студентами. Мы убеждены, что воспитать по-настоящему человекоцентрированного специалиста невозможно только в процессе академических занятий, пусть даже самых продуманных и интенсивных. Необходима среда, в которой люди искренно, уважительно, внимательно и понимающе относятся друг к другу. Мы — в силу своего профессионального опыта, личной склонности к таким отношениям и на основе сознательного решения — поддерживаем такие отношения на нашей программе. Эти отношения и психологический климат программы способствуют как профессиональным и академическим успехам, так и личностному росту ее участников. Свидетельство тому — отклики наших студентов и выпускников о программе .

— Кто преподает на программе? Это только преподаватели факультета психологии Вышки, или это и специалисты из других вузов и организаций?

Александр Орлов: Конечно, основной состав — это преподаватели факультета, люди, которые разрабатывали и продвигали программу. Но, кроме того, мы все активнее привлекаем в образовательный процесс ведущих специалистов в области человекоцентрированного подхода из-за границы. Так, в завершившемся учебном году интенсивный практико-ориентированный семинар с нашими студентами провел ученик и последователь К.Роджерса, сотрудник Центра исследований человека (США), доктор Роберт Ли. Надеюсь, что с ним и его коллегами мы продолжим наше сотрудничество. Такое продолжение очень важно в пропедевтическом плане, студенты должны понимать, что человекоцентрированный подход — не мертвая схема, что он существует в вариантах, что на одну и ту же проблему можно посмотреть по-разному и только в контексте научного полилога вырабатывается собственная точка зрения.

Анна Паукова: В истории нашей магистерской программы есть прецеденты студенческой международной мобильности. В ближайшей перспективе мы планируем выйти на подписание соглашений о сотрудничестве с несколькими зарубежными университетами. Мы, несомненно, будем посылать наших магистрантов на учебу или стажировку в эти университеты, а также принимать у себя магистрантов из этих университетов. Одна из наших ключевых задач — стать частью международной сети учебных заведений, ведущих подготовку специалистов в области человекоцентрированного подхода.

— Как будет осуществляться отбор слушателей?

Александр Орлов: Подробная информация для абитуриентов нашей программы представлена на соответствующей странице портала ВШЭ. В июле для поступающих предполагаются экзамены по психологии и английскому языку. Программа вступительного испытания по психологии также опубликована на портале университета, но она, конечно же, в будущем будет совершенствоваться и дополняться.

Вам также может быть интересно:

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.