• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектирование современного обучения

В следующем учебном году в рамках магистерской программы «Управление в высшем образовании» открывается новая специализация «Проектирование современного обучения». Об особенностях программы, ее задачах и перспективах рассказывают руководитель специализации Олег Подольский и руководитель магистерской программы Кирилл Зиньковский.

— В чем заключается особенность специализации «Проектирование современного обучения», на что будет ориентировано обучение в рамках данной специализации?

Олег Подольский
Олег Подольский
Олег Подольский: Современное образовательное пространство трансформируется вслед за происходящими в обществе изменениями, что связано с проникновением во все сферы жизни информационных технологий. Но, на мой взгляд, трансформации скорее носят локальный и эпизодический характер, в России пока не существует системы подготовки специалистов, готовых взять в свои руки процесс реформирования сложившихся образовательных моделей и внедрения на практике новых инновационных форм обучения.

Специализация «Проектирование современного обучения» ориентирована на подготовку проектировщиков образовательных программ, людей, которые способны анализировать потребности современного общества в тех или иных специалистах, разрабатывать в соответствии с этими запросами соответствующие программы и способы их реализации, предлагать образовательные технологии, а затем внедрять инновационные формы обучения в вузах, школах, центрах дополнительного образования. Мы рассчитываем, что выпускники программы будут в состоянии правильно понять заказчика и грамотно ставить цели, чтобы получать ожидаемый образовательный результат, плюс — смогут в случае необходимости вносить изменения в образовательные технологии. То есть они будут понимать логику всего цикла создания и реализации образовательных программ.

— А кого вы подразумеваете под заказчиком образования?

Кирилл Зиньковский: Заказчиком могут выступать не только внешние по отношению к университету агенты, но и сами вузы, в которых сегодня остро стоит вопрос создания качественных образовательных программ. В большинстве вузов доминирует классическая лекционно-семинарская система, которая очень хорошо вписана в существующую «индустриальную» экономику российского университета. Но возможен и другой подход, на мой взгляд, более эффективный с точки зрения достижения целей образования. Суть этого подхода заключается в проблемно-ориентированном обучении. Оно требует совершенно другой структуры процессов обучения: нелинейно организованного учебного плана, снижения лекционной нагрузки, перераспределении времени в пользу самостоятельной и групповой работы студентов, включения в процесс обучения тьюторов и другое. С помощью таких инструментов, как, например, система тьюторства, или организация реальных и виртуальных пространств общения между студентами и преподавателями, или экспертная поддержка и организация центров отработки стандартных навыков, — с их помощью формируется среда, которая способствует эффективному обучению и развитию творческих способностей.

— На кого ориентирована специализация «Проектирование современного обучения»?

К. Зиньковский: У специализации есть несколько групп потенциальных слушателей. Во-первых, это все те, кто занят изменением процесса обучения или внедрением новых программ в вузах, то есть деканы и заместители деканов по учебно-методической работе, руководители и менеджеры магистерских и бакалаврских программ, руководители департаментов дополнительного образования, заинтересованные в создании конкурентоспособных и рентабельных курсов. Это могут быть и частные образовательные компании, предоставляющие услуги в сфере бизнес-образования. Программа будет интересна представителям корпораций, которые проектируют свои собственные образовательные программы, а также компаниям, оказывающим консалтинговые услуги по разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий. В мировой практике деятельность проектировщиков образовательных программ относительно новое явление, ей чуть более 40 лет, но на Западе уже сложился консалтинговый рынок в сфере образовательных услуг и появились соответствующие институции для подготовки специалистов в данной области. Скажем, достаточно молодой Маастрихтский университет (Нидерланды) с момента своего основания успешно работает на базе проблемно-ориентированного подхода к обучению. В России же наша программа является первой, в которой целенаправленно осуществляется подготовка профессиональных экспертов по проектированию обучения, менеджеров образовательных инноваций.

О. Подольский: Мы были бы рады, если бы на программу пришли слушатели, которые уже поставили перед собой конкретную задачу, связанную с проектированием обучения. Например, разработать и оценить конкретную магистерскую программу с точки зрения качества и прогнозируемой эффективности результатов обучения. Учеба, стимулом для которой является практическая задача создания нового инновационного образовательного продукта, становится более интересной и продуктивной как для слушателей, так и для нас, преподавателей и исследователей.

— Как будет построено обучение на специализации?

Кирилл Зиньковский
Кирилл Зиньковский
О. Подольский: Наша специализация включена в рамки магистерской программы «Управление в высшем образовании», которая была запущена в прошлом году Институтом развития образования (ИРО) и факультетом менеджмента ВШЭ. Это полноценная магистерская программа, обучение на ней проходит в течение двух с половиной лет и носит очно-заочный характер: три очных модуля по две недели на каждый год обучения и межсессионные дистанционные модули. Возможно как бюджетное, так и платное обучение.

Теоретический фундамент программы составляют классические и постклассические теории обучения, современные технологии обучения, а также основы проектирования, разработки и реализации образовательных продуктов. Мы используем современные инновационные образовательные технологии и инструменты, успешно применяемые за рубежом. Отмечу, что многие из них появились на основе открытий и наработок советской школы психологии, к сожалению, не нашедших должного применения на родине. Например, на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Петра Яковлевича Гальперина и ее современных модификаций были разработаны некоторые образовательные продукты в Голландии, Бельгии, Германии. В частности, упоминавшийся уже, очень успешный Маастрихтский университет использует их в своей деятельности.

Часть обучающих материалов будет предоставляться студентам в онлайн формате, так как, на наш взгляд, электронное обучение — одно из самых перспективных направлений развития образовательного рынка.

Отдельное внимание на программе уделяется умению оценивать образовательные результаты и качество обучения. Для этого уже с первого года учебы слушатели смогут участвовать в реальных проектах по совершенствованию и разработке образовательных программ НИУ ВШЭ, прежде всего в рамках деятельности Центра проектирования и развития обучения ИРО. Также все слушатели в течение всего обучения будут работать над собственным исследовательским проектом, который затем надо будет защитить в качестве магистерской диссертации.

— Кто будет преподавать все эти знания и умения?

К. Зиньковский: Среди наших преподавателей ведущие зарубежные и российские эксперты и исследователи в области образования. Мы сотрудничаем с несколькими европейскими университетами, такими как Католический университет Левена, Университет Маастрихта, Университет Фрайбурга. В научный совет программы входят научный руководитель ИРО Исак Фрумин, директор ИРО Ирина Абанкина, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович. Среди консультантов программы профессор Стэндфордского университета Мартин Карной, профессор Университета Висконсин Мэдисон Марк Джонсон, профессор Маастрихтского университета Ерун ван Мериенбур, доктор Педагогического университета Фрайбурга Патрик Блюмшайн и доктор Университета прикладных наук Саксиона Кейс Терлоу. Один из ведущих отечественных специалистов в области психологии обучения и развития Андрей Ильич Подольский, профессор ВШЭ и МГУ имени Ломоносова, специально для нашей программы готовит не имеющие аналогов учебные курсы «Классические и современные теории обучения» и «Научно-методические основы формирования компетенций».

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета

В Тихоокеанском государственном университете начались занятия на магистерской программе «Управление образованием», выпускники которой смогут получить два диплома — и своего вуза, и Вышки. Это уже вторая сетевая программа, построенная по модели и при участии управленческой магистратуры Института образования ВШЭ, но в силу специфики регионов каждая «франшиза» получается уникальной и решает свои задачи.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.