• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление образованием: секреты эффективного менеджмента

Магистерская программа «Управление образованием» существует в Высшей школе экономики уже третий год. В этом году дипломы получили первые выпускники программы. О том, для кого создана программа и чему на ней учат, рассказал ее руководитель Анатолий Каспржак.

— На кого ориентирована программа в первую очередь? Как осуществляется прием абитуриентов?

— Большинство наших студентов — это люди, уже имеющие опыт руководства образовательными организациями и желающие повысить свою квалификацию. Правда, среди студентов есть и недавние выпускники бакалавриата, но чаще всего это молодые люди уже имеющие опыт преподавания в школе, и/или желающие впоследствии работать управленцами в сфере образования. Ведь готовим мы профессиональных руководителей школ, колледжей, работников муниципальных и региональных систем образования.

Что касается приема, то он осуществляется на основании конкурса портфолио, который подает в приемную комиссию каждый абитуриент. Суммарная оценка портфолио, являющаяся основанием для рейтинга (конкурс обычно составляет около трех человек на место), складывается из баллов, накопленных по отдельным критериям оценки. Учитывается качество образования претендента, наличие сертификатов о дополнительном образовании, научные публикации, содержание мотивационного письма, в котором абитуриент должен соотнести возможности программы, на которую он собирается поступать со своей карьерной перспективой, и прочее (более подробная информация об этом опубликована на странице программы).

В этом году, как и в прошлом, мы планируем принять на бюджетные места 50 человек.

— Планируются ли в этом году какие-то изменения в программе?

— Любая образовательная программа (в первую очередь магистерская) — это живой организм, ее содержание, формы организации учебных занятий могут и должны меняться в соответствии с требованиями времени. В этом году, как и в прошлом, мы планируем принять на бюджетные места 50 человек, еще 5-10 рассчитываем принять для обучения на коммерческой основе. При этом 30 из них будут учиться по прежней очно-заочной схеме, которая предполагает, что каждый студент будет три раза в год приезжать на две недели в Москву на очные сессии (семь очных сессий за два с половиной года обучения). Студенты оставшихся 20 бюджетных мест будут учиться в новом для нас формате: очно-заочном с использованием дистанционных технологий (два приезда в Москву за два с половиной года). Пошли мы на такую программу, понимая сложности, которые испытывают весьма занятые на работе люди и те, кто проживает в отдаленных от Москвы регионах. В промежутках между очными сессиями, обучение и для тех, и для других будет проходить в электронно-образовательной среде Высшей школы экономики.

— Претерпевают ли какие-то изменения учебные дисциплины?

— Конечно. Например, в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, расширится блок учебных дисциплин, связанных с их использованием в образовательном процессе, управлении образовательными системами… Планируем мы в этом году предложить студентам образовательный модуль, который позволит успешно освоившим его молодым людям приобрести навык разработки электронных средств обучения. В ближайших планах: разработка, апробация и внедрение образовательных модулей по образовательному праву, системе оценивания уровня достижений учащихся и прочему.

— Что отличает программу ВШЭ «Управление образованием» от аналогичных программ других вузов?

Программа задумана как место, пребывая в котором действующий или потенциальный руководитель образовательной организации может попробовать изменить взгляд на происходящее, поставить, как говорил Бертран Рассел «знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными…».

— Думаю, что основное отличие состоит в том, что мы не ставим своей целью дать студенту набор теорий и управленческих техник, как это принято на тех российских программах, которые мне известны (вероятно, есть и другие). Наша программа ориентирована на смену позиции директора школы: ему надлежит за время учебы превратить себя из администратора в управленца. Программа задумана как место, пребывая в котором действующий или потенциальный руководитель образовательной организации может попробовать изменить взгляд на происходящее, поставить, как говорил Бертран Рассел «знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными…». Именно по этой причине программа устроена так, чтобы предоставить каждому студенту возможность поработать со своим собственным опытом, и если удастся — сменить позицию.

— Кто преподает в рамках программы?

— Возможности Вышки таковы, что нам удалось собрать на программе великолепную команду преподавателей. При этом при подборе преподавателей дисциплин, мы придерживались старого как мир принципа: человек по-настоящему хорошо преподает только то, что отлично делает сам. Именно по этой причине преподавателем дисциплины «Практика анализа образовательной политики» является Исак Давидович Фрумин, который, работая научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ, является действующим игроком именно на этом поле. Дисциплину «Развитие образовательной организации в условиях изменений» преподает Константин Михайлович Ушаков, который является не только профессором Вышки, но и более двадцати лет сам руководит издательской фирмой. Этот список можно продолжить. Не говоря уж о том, что практику наши студенты проходят в лучших школах Москвы, в школе Рачевского, например.

 

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ будет готовить специалистов по инвестициям в человеческий капитал

Институт образования ВШЭ открывает новую магистерскую программу «Экономика и управление образованием», выпускники которой смогут оценивать эффективность образовательных программ и целесообразность инвестиций в образование. Спрос на таких специалистов есть и у государства, и у бизнеса.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.

Четыре выпускника магистратуры ВШЭ взялись за изменение отдельно взятой школы

Директор и три заместителя директора школы № 777 Рязанского района Москвы в 2016 году окончили магистерскую программу «Управление образованием». Они пришли на программу независимо друг от друга из разных школ и даже городов, а во время учебы объединились в одну команду. Сегодня они используют в работе полученные в университете знания и продолжают с ним сотрудничать в рамках совместных образовательных проектов.