• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Измерения в психологии и образовании»

В этом году магистерской программе ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» исполняется три года. О том, чего удалось достичь за это время, рассказывают соруководитель программы Юлия Тюменева, преподаватель Елена Карданова и выпускник Дмитрий Аббакумов.


Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» была открыта в 2010 году на базе факультета психологии НИУ ВШЭ и Института развития образования НИУ ВШЭ в ответ на имеющийся в России дефицит специалистов в сфере образовательного тестирования и оценки профессиональных компетенций. Это первая и пока единственная в России программа, которая готовит сегодня высококвалифицированных специалистов в области разработки тестов и количественного анализа данных. Главным партнером и консультантом в разработке учебного плана программы стал Массачусетский университет — Центр оценки качества образования (Амхерст, США) — мировой лидер в области психометрики и разработки тестов.



В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы.

— Если вспомнить, с чего начиналась программа, и сравнить с сегодняшним днем, что изменилось, каких результатов удалось достичь?

Юлия Тюменева: Во-первых, у нас появился новый партнер — Стэнфордский университет, США. Главным результатом сотрудничества явилось открытие в 2012 году Международной лаборатории анализа образовательной политики под руководством профессора Мартина Карноя. Основными партнерами лаборатории также стали колледжи образования Пекинского и Лондонского университетов. Деятельность лаборатории направлена на исследование важных процессов и насущных проблем российского образования, на оценку его положительных и отрицательных сторон. Преподаватели и студенты магистерской программы активно принимают участие в исследованиях лаборатории, также сотрудничество со Стэндфордским университетом помогает нашим преподавателям и студентам готовить публикации для лидирующих американских и европейских журналов.

В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы. Например, сейчас на стадии завершения находится межрегиональный проект по разработке теста, который позволяет оценить индивидуальный прогресс ребенка в области овладения конкретным учебным предметом.

Елена Карданова: Сегодня можно говорить о повышении значимости нашей магистерской программы и в стенах родного университета. Скажем, студенты и выпускники программы активно участвуют в проекте по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) к образовательным стандартам НИУ ВШЭ. В рамках данного проекта они оказывают помощь преподавателям — разработчикам КИМ в проведении апробаций и статистической обработке ее результатов. Также совместно с методическим управлением НИУ ВШЭ нами были разработаны специальные шаблоны оформления спецификации теста, оформления самого теста, а также анализа данных в рамках классической теории тестирования. В этом году мы приступили к разработке банков заданий для компьютерного адаптивного тестирования. Пока это пилотный проект, к участию в котором также активно привлекаются магистранты.

Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

Дмитрий Аббакумов: Как выпускник, а теперь и преподаватель программы хочу отметить, что обучение в магистратуре сформировало мои цели и интересы в жизни. Интересоваться вопросами компьютерного тестирования и электронного обучения я начал еще до поступления в магистратуру. В течение двух лет руководил проектом в этой области в компании «Роснефть». Однако именно обучение на программе открыло для меня что-то новое. Во-первых, я увлекся преподавательской деятельностью и по окончании магистратуры разработал курс «Теория и практика компьютерного тестирования», который сегодня читаю студентам. Во-вторых, у меня возрос интерес к исследовательской и инновационной деятельности. При написании магистерской диссертации я разработал алгоритм адаптивного обучения, позволяющий выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, отталкиваясь от его способностей и подготовленности. Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

— Для того чтобы поступить на программу, нужно ли обладать какими-то специальными знаниями?

Юлия Тюменева: Конечно, предпочтение мы отдаем людям, которые пришли из областей социальных наук и образования, но никаких ограничений для остальных мы не делаем. Чтобы поступить на магистерскую программу, необходимо иметь бакалаврскую степень и знать английский язык на хорошем уровне. Всему остальному мы обучим сами. Знание языка обязательно, потому что 90% наших учебных материалов — на английском языке. Набор на программу по-прежнему осуществляется на бюджетной (20 мест) и коммерческой основе.

 

Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Букварь революции

Как Советская власть обучала и воспитывала народ.

Прогноз имеет значение

Как уверенность в результате экзамена связана с реальной оценкой.

Неизмеримая твердость характера

Что такое «грит» и почему его пора переосмыслить.

Бизнес-психология позволяет предпринимателям развивать бизнес и оставаться людьми

В 1990-е годы в Великобритании бизнесмены осознали, что для повышения эффективности компаний нужны психологи, ведь успех зависит от людей. Но у специалистов, которых тогда мог предложить рынок, был слишком узкий взгляд на вещи. Так появилась бизнес-психология и бизнес-психологи. В Вышке специалистов по этому направлению готовят на программе «Психология в бизнесе», и показатель их трудоустройства близок к 100%.

Психологи ВШЭ переехали из Текстильщиков в центр

У психологов Вышки произошло долгожданное событие — департамент психологии, который находился в одном из самых отдаленных корпусов университета на Волгоградском проспекте, переехал в Армянский переулок. По соседству (в Кривоколенном переулке) разместились его лаборатории. Рассказываем и показываем, где и как будут учиться студенты уже с сентября.

Чего боится ребенок в городе

Детские страхи, связанные с городскими объектами, замешаны на иррациональных представлениях и информации, получаемой от взрослых и из СМИ.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Счастливы ли россияне

Россияне счастливее, чем кажутся, просто они об этом не рассказывают. Сравнительное кросс-культурное исследование Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ показало, что с друзьями жители России так же открыты, как американцы. Но, в отличие от жителей Северной Америки, при общении с незнакомцами или представителями власти наши соотечественники считают, что свое счастье нужно скрывать.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.