• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Измерения в психологии и образовании»

В этом году магистерской программе ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» исполняется три года. О том, чего удалось достичь за это время, рассказывают соруководитель программы Юлия Тюменева, преподаватель Елена Карданова и выпускник Дмитрий Аббакумов.


Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» была открыта в 2010 году на базе факультета психологии НИУ ВШЭ и Института развития образования НИУ ВШЭ в ответ на имеющийся в России дефицит специалистов в сфере образовательного тестирования и оценки профессиональных компетенций. Это первая и пока единственная в России программа, которая готовит сегодня высококвалифицированных специалистов в области разработки тестов и количественного анализа данных. Главным партнером и консультантом в разработке учебного плана программы стал Массачусетский университет — Центр оценки качества образования (Амхерст, США) — мировой лидер в области психометрики и разработки тестов.



В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы.

— Если вспомнить, с чего начиналась программа, и сравнить с сегодняшним днем, что изменилось, каких результатов удалось достичь?

Юлия Тюменева: Во-первых, у нас появился новый партнер — Стэнфордский университет, США. Главным результатом сотрудничества явилось открытие в 2012 году Международной лаборатории анализа образовательной политики под руководством профессора Мартина Карноя. Основными партнерами лаборатории также стали колледжи образования Пекинского и Лондонского университетов. Деятельность лаборатории направлена на исследование важных процессов и насущных проблем российского образования, на оценку его положительных и отрицательных сторон. Преподаватели и студенты магистерской программы активно принимают участие в исследованиях лаборатории, также сотрудничество со Стэндфордским университетом помогает нашим преподавателям и студентам готовить публикации для лидирующих американских и европейских журналов.

В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы. Например, сейчас на стадии завершения находится межрегиональный проект по разработке теста, который позволяет оценить индивидуальный прогресс ребенка в области овладения конкретным учебным предметом.

Елена Карданова: Сегодня можно говорить о повышении значимости нашей магистерской программы и в стенах родного университета. Скажем, студенты и выпускники программы активно участвуют в проекте по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) к образовательным стандартам НИУ ВШЭ. В рамках данного проекта они оказывают помощь преподавателям — разработчикам КИМ в проведении апробаций и статистической обработке ее результатов. Также совместно с методическим управлением НИУ ВШЭ нами были разработаны специальные шаблоны оформления спецификации теста, оформления самого теста, а также анализа данных в рамках классической теории тестирования. В этом году мы приступили к разработке банков заданий для компьютерного адаптивного тестирования. Пока это пилотный проект, к участию в котором также активно привлекаются магистранты.

Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

Дмитрий Аббакумов: Как выпускник, а теперь и преподаватель программы хочу отметить, что обучение в магистратуре сформировало мои цели и интересы в жизни. Интересоваться вопросами компьютерного тестирования и электронного обучения я начал еще до поступления в магистратуру. В течение двух лет руководил проектом в этой области в компании «Роснефть». Однако именно обучение на программе открыло для меня что-то новое. Во-первых, я увлекся преподавательской деятельностью и по окончании магистратуры разработал курс «Теория и практика компьютерного тестирования», который сегодня читаю студентам. Во-вторых, у меня возрос интерес к исследовательской и инновационной деятельности. При написании магистерской диссертации я разработал алгоритм адаптивного обучения, позволяющий выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, отталкиваясь от его способностей и подготовленности. Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

— Для того чтобы поступить на программу, нужно ли обладать какими-то специальными знаниями?

Юлия Тюменева: Конечно, предпочтение мы отдаем людям, которые пришли из областей социальных наук и образования, но никаких ограничений для остальных мы не делаем. Чтобы поступить на магистерскую программу, необходимо иметь бакалаврскую степень и знать английский язык на хорошем уровне. Всему остальному мы обучим сами. Знание языка обязательно, потому что 90% наших учебных материалов — на английском языке. Набор на программу по-прежнему осуществляется на бюджетной (20 мест) и коммерческой основе.

 

Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Бизнес-психология позволяет предпринимателям развивать бизнес и оставаться людьми

В 1990-е годы в Великобритании бизнесмены осознали, что для повышения эффективности компаний нужны психологи, ведь успех зависит от людей. Но у специалистов, которых тогда мог предложить рынок, был слишком узкий взгляд на вещи. Так появилась бизнес-психология и бизнес-психологи. В Вышке специалистов по этому направлению готовят на программе «Психология в бизнесе», и показатель их трудоустройства близок к 100%.

Психологи ВШЭ переехали из Текстильщиков в центр

У психологов Вышки произошло долгожданное событие — департамент психологии, который находился в одном из самых отдаленных корпусов университета на Волгоградском проспекте, переехал в Армянский переулок. По соседству (в Кривоколенном переулке) разместились его лаборатории. Рассказываем и показываем, где и как будут учиться студенты уже с сентября.

Чего боится ребенок в городе

Детские страхи, связанные с городскими объектами, замешаны на иррациональных представлениях и информации, получаемой от взрослых и из СМИ.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Счастливы ли россияне

Россияне счастливее, чем кажутся, просто они об этом не рассказывают. Сравнительное кросс-культурное исследование Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ показало, что с друзьями жители России так же открыты, как американцы. Но, в отличие от жителей Северной Америки, при общении с незнакомцами или представителями власти наши соотечественники считают, что свое счастье нужно скрывать.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

Почему подростки не спешат взрослеть

Современная молодежь принимает серьезные решения значительно позже, чем это делали их родители. Причины изучали ученые НИУ ВШЭ.

Как бессонница влияет на самооценку

Люди с расстройством сна склонны видеть на собственном лице печать усталости.

Откуда берется бессонница

Перфекционизм в связке с повышенной тревожностью может лишить человека способности полноценно отдыхать ночью.