• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Измерения в психологии и образовании»

В этом году магистерской программе ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» исполняется три года. О том, чего удалось достичь за это время, рассказывают соруководитель программы Юлия Тюменева, преподаватель Елена Карданова и выпускник Дмитрий Аббакумов.


Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» была открыта в 2010 году на базе факультета психологии НИУ ВШЭ и Института развития образования НИУ ВШЭ в ответ на имеющийся в России дефицит специалистов в сфере образовательного тестирования и оценки профессиональных компетенций. Это первая и пока единственная в России программа, которая готовит сегодня высококвалифицированных специалистов в области разработки тестов и количественного анализа данных. Главным партнером и консультантом в разработке учебного плана программы стал Массачусетский университет — Центр оценки качества образования (Амхерст, США) — мировой лидер в области психометрики и разработки тестов.



В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы.

— Если вспомнить, с чего начиналась программа, и сравнить с сегодняшним днем, что изменилось, каких результатов удалось достичь?

Юлия Тюменева: Во-первых, у нас появился новый партнер — Стэнфордский университет, США. Главным результатом сотрудничества явилось открытие в 2012 году Международной лаборатории анализа образовательной политики под руководством профессора Мартина Карноя. Основными партнерами лаборатории также стали колледжи образования Пекинского и Лондонского университетов. Деятельность лаборатории направлена на исследование важных процессов и насущных проблем российского образования, на оценку его положительных и отрицательных сторон. Преподаватели и студенты магистерской программы активно принимают участие в исследованиях лаборатории, также сотрудничество со Стэндфордским университетом помогает нашим преподавателям и студентам готовить публикации для лидирующих американских и европейских журналов.

В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы. Например, сейчас на стадии завершения находится межрегиональный проект по разработке теста, который позволяет оценить индивидуальный прогресс ребенка в области овладения конкретным учебным предметом.

Елена Карданова: Сегодня можно говорить о повышении значимости нашей магистерской программы и в стенах родного университета. Скажем, студенты и выпускники программы активно участвуют в проекте по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) к образовательным стандартам НИУ ВШЭ. В рамках данного проекта они оказывают помощь преподавателям — разработчикам КИМ в проведении апробаций и статистической обработке ее результатов. Также совместно с методическим управлением НИУ ВШЭ нами были разработаны специальные шаблоны оформления спецификации теста, оформления самого теста, а также анализа данных в рамках классической теории тестирования. В этом году мы приступили к разработке банков заданий для компьютерного адаптивного тестирования. Пока это пилотный проект, к участию в котором также активно привлекаются магистранты.

Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

Дмитрий Аббакумов: Как выпускник, а теперь и преподаватель программы хочу отметить, что обучение в магистратуре сформировало мои цели и интересы в жизни. Интересоваться вопросами компьютерного тестирования и электронного обучения я начал еще до поступления в магистратуру. В течение двух лет руководил проектом в этой области в компании «Роснефть». Однако именно обучение на программе открыло для меня что-то новое. Во-первых, я увлекся преподавательской деятельностью и по окончании магистратуры разработал курс «Теория и практика компьютерного тестирования», который сегодня читаю студентам. Во-вторых, у меня возрос интерес к исследовательской и инновационной деятельности. При написании магистерской диссертации я разработал алгоритм адаптивного обучения, позволяющий выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, отталкиваясь от его способностей и подготовленности. Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

— Для того чтобы поступить на программу, нужно ли обладать какими-то специальными знаниями?

Юлия Тюменева: Конечно, предпочтение мы отдаем людям, которые пришли из областей социальных наук и образования, но никаких ограничений для остальных мы не делаем. Чтобы поступить на магистерскую программу, необходимо иметь бакалаврскую степень и знать английский язык на хорошем уровне. Всему остальному мы обучим сами. Знание языка обязательно, потому что 90% наших учебных материалов — на английском языке. Набор на программу по-прежнему осуществляется на бюджетной (20 мест) и коммерческой основе.

 

Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Открываются три программы повышения квалификации для семейных психологов и психотерапевтов

Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.

Управлять звездой

Россия богата талантливыми людьми, но плохо умеет привлекать их в бизнес. По этому показателю у нее 107 место из 118 в Глобальном индексе конкурентоспособности талантов (GTCI). Причины парадокса кроются как в самих организациях, так и в состоянии рынка труда. Исследователи ВШЭ изучили вопрос на примере отрасли информационных технологий.

Инфантилизм как норма

Представления о возрастах человека нуждаются в ревизии. Ценность взрослости как периода определенности для многих уже не та, что раньше, поэтому он откладывается. Процессы становления личности тоже идут вразнобой, у взрослых людей остаются признаки инфантилизма. 

Свои среди чужих

У слабых школ есть свой плюс: они помогают детям мигрантов интегрироваться и снимают межэтнические противоречия. Это показало исследование, проведенное среди учеников и педагогов Москвы и Подмосковья. Статья о нем опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».

В ВШЭ открылся Институт когнитивных нейронаук

Новый институт возглавил профессор ВШЭ Василий Ключарев, который до этого занимал пост руководителя департамента психологии Вышки. О том, что удалось сделать команде департамента за четыре года, чем займется новый институт и как на наших глазах меняется отношение к психологии и нейронаукам, Василий Ключарев рассказал новостной службе ВШЭ.

Сила отрицательного примера

При всей значимости друзей, семья остается для подростков главной ценностью, показали исследователи НИУ ВШЭ. При этом молодые люди часто не хотят следовать примеру своих родителей.

Свобода, а не принуждение

Ощущение свободы и чувство ответственности прямо связаны друг с другом. Это впервые на экспериментальных данных с участием респондентов из России и США доказала группа ученых Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, Университета Миссури и Омского государственного университета.

Основой экономического роста в России становится образование

Образование должно создавать ощущение единства, которое позволяет стране быстро развиваться, а людям — верить в нее, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. На Форуме действий Общероссийского народного фронта «Россия, устремленная в будущее», который начал работу 18 декабря в Москве, он рассказал о достижениях отечественного образования и его потенциале для ответа на вызовы глобальной конкуренции.

Омоложение науки

В России увеличилось число исследователей в возрасте до 30 лет.

Пережить культурный шок

Что помогает иностранным студентам в адаптации за рубежом.