• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Междисциплинарность — не проблема программы, а ее ресурс»

В Высшей школе экономики уже год действует российско-французская магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование». О результатах работы за год и перспективах развития программы рассказывает ее руководитель Андрей Россохин.

— Андрей Владимирович, каковы основные результаты прошедшего учебного года? Оправдались ли ваши ожидания?

— Этот год показал, что программа появилась в нужном месте и в нужное время, так как в условиях существующего сегодня в России «дикого» рынка коучинга она стала примером высокопрофессиональной программы, задающей образовательные стандарты в данной сфере. Что касается ожиданий, мы, конечно, надеялись, что на программу придут профессионалы высокого уровня, но реальность превзошла ожидания. Мы набрали 36 человек, среди них один доктор наук, около десяти кандидатов психологических, экономических, педагогических наук, преподаватели и доценты факультета психологии МГУ и НИУ ВШЭ, собственники бизнеса, HR-директора крупных компаний. И что самое главное, к нам пришли люди, являющиеся сегодня лидерами коучинга в России, владельцы коучинговых компаний, бизнес-тренера с многолетним стажем работы. Таким образом, приблизительно треть аудитории — это психологи, вторая треть из сферы HR, и еще одна треть — профессионалы коучинга и бизнес-консультирования.

— А не является проблемой такой разнородный состав слушателей?

— Междисциплинарность программы и разнородность аудитории — это не проблема, а ее ресурс и специфика. Задумывая эту программу, мы надеялись, что к нам придут профессионалы из разных направлений, которые смогут не только учиться у преподавателей, но и обучать друг друга. И это действительно произошло. На программе сформировалась потрясающая творческая атмосфера, у каждого слушателя есть возможность организовать собственный факультатив, для того чтобы поделиться накопленными знаниями и умениями.

Также междисциплинарность предполагает, что кроме психологических знаний наши студенты получают дополнительные знания и умения в области менеджмента, управленческого консультирования, организационного поведения, бизнеса. И в этом принципиальное отличие в подготовке коуча и психолога. Образование коуча требует не меньшего количества часов (как иногда можно услышать), а большего  в сравнении с подготовкой практического психолога, так как коучу предстоит работать в специфической бизнес-среде.

— Работа в специфической бизнес-среде, вероятно, накладывает определенный отпечаток и на те задачи, которые решает коуч? В чем разница между работой психолога и коуча?

— В консультировании и психотерапии больший акцент делается на познание и понимание себя, на проработке внутренних, глубинных процессов, на поддержке клиента, в коучинге же все направлено на получение конкретного результата в профессиональной сфере. Это не означает, что коуча не интересует личность клиента, но работа с глубокими, травматическими, экзистенциальными и иными проблемами необходима ему в том случае, когда она помогает клиенту выйти на иной, более высокий уровень профессиональной самореализации в сфере бизнеса. Главный фокус внимания здесь — бизнес. На первом плане в бизнес-коучинге стоит не развитие личности и не психическое здоровье, а получение результатов в области профессиональной самореализации, в карьерном движении. Личностное развитие клиента при этом, конечно, не только не игнорируется, но и реализуется, но как вторичный результат. Поэтому профессионально подготовленный бизнес-коуч должен быть одновременно и хорошим психологом-консультантом, способным на глубокое психоаналитическое понимание ситуации, умеющим применять психотерапевтические методы, если это необходимо. Но повторюсь, главная его задача — использовать весь потенциал человека для решения бизнес-задач.

Образование коуча требует не меньшего количества часов (как иногда можно услышать), а большего  в сравнении с подготовкой практического психолога, так как коучу предстоит работать в специфической бизнес-среде.

— На ваш взгляд, почему программа оказалась столь востребована с среде профессионалов?

— Программа на сто процентов ориентирована на практику — как в сфере консультирования, так и в сфере бизнес-коучинга. По отзывам наших иностранных коллег, она уникальна даже для западного рынка образовательных услуг в сфере бизнес-консультирования и коучинга.

— В чем проявляется «практичность» программы?

— На постоянных мастер-классах слушатели осваивают практику как традиционного бизнес-коучинга, так и психоаналитического executive-коучинга. Каждый вторник я провожу мастер-класс,  посвященный анализу реальной практики executive-коучинга с топ-менеджерами ведущих отечественных компаний. Слушатели имеют возможность посмотреть видеозаписи моей работы с клиентами, которые разрешили мне их использовать в учебном процессе. У них есть возможность переживать консультативный процесс как вместе с клиентом, так и с консультантом. Каждый случай детально разбирается, анализируется тактика и стратегия работы коуча, его успехи и ошибки, инструментарий, который он применяет в своей работе. В последнее время я начал проводить в ходе мастер-класса психоаналитический executive-коучинг по скайпу, и слушатели получили возможность присутствовать на консультации в режиме реального времени (хотя они и не видят клиента, но могут слышать нашу беседу).

Также в течение всего учебного года на программе проходили и продолжают проводиться мастер-классы с участием руководителей ведущих российских компаний, которые рассказывают о роли психологии в бизнесе, делятся своим опытом развития лидерства и пониманием проблем, возникающих на этом пути. Например, две недели назад состоялся мастер-класс «Диалог двух лидеров» с участием вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова и управляющего партнера московского офиса «McKinsey & Company» Ермолая Солженицына. На мастер-классе шла речь о том, кто такой развивающийся лидер, какими качествами он обладает и какие задачи ставит перед собой.

Благодаря помощи нашего генерального спонсора банка ВТБ нам удалось создать на программе уникальную концентрацию зарубежной профессуры. За этот учебный год было проведено 15 многодневных мастер-классов профессоров зарубежных бизнес-школ, знаменитых бизнес-консультантов и психоаналитиков.

— С какими сложностями вы сталкивались в процессе реализации программы?

— С одной стороны, нам удалось собрать на программе чрезвычайно сильный профессорско-преподавательский состав за счет привлечения на программу практически всех знаковых профессионалов высшего уровня, которые работают в сфере подготовки специалистов бизнес-консультантов и коучей в Москве. В  частности, у нас проводят занятия Сергей Ростиславович Филонович, Тахир Юсупович Базаров, Леонид Маркович Кроль. С другой стороны, направление психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования продолжает оставаться абсолютно новым для России, и нам не хватает преподавателей, специалистов в этом направлении. Поэтому одна из наших главных задач, которая уже успешно реализуется, подготовить из числа первых слушателей сильный профессорско-преподавательский состав для последующей учебной работы.

Жизнь не слишком часто предоставляет нам уникальные возможности и шансы. На мой взгляд, было бы опрометчиво упустить возможность обрести элитную профессию и погрузиться в высокотворческую среду профессионалов-практиков, формирующих завтрашний день коучинга и бизнес-консультирования.

— В какой момент слушатели программы начинают собственную консультативную и коучинговую деятельность?

— Важнейшей частью магистерской программы является программа «Практика», в которую входит получение собственного опыта консультирования и коучинга в качестве клиента, начало индивидуальной и групповой работы в качестве специалиста под постоянным и обязательным супервизорским сопровождением. Программа имеет кабинет индивидуального психологического консультирования и бизнес-коучинга, расположенный в здании ВШЭ по адресу Покровский бульвар, 8. В прошедшем учебном году, уже начиная с ноября, слушатели начали в нем проводить консультации (на бесплатной основе). В начале февраля стартовала программа практики бизнес-коучинга в реальных компаниях. Слушатели начали практику в «Кредит Европа банке», где они провели коучинговые сессии с 20 руководителями этого банка. Подобную же практику слушатели провели в компании «МТС», где некоторым из них после ее окончания предложили продолжить работу с клиентами уже на коммерческой основе. В настоящий момент мы начинаем практику в международной консалтинговой компании «Молтон» и в банке «ВТБ-24». Начиная с сентября также запланирована практика в ряде ведущих отечественных и зарубежных компаний.

— Что бы вы посоветовали тем, кто задумывается о поступлении на программу?

— Жизнь не слишком часто предоставляет нам уникальные возможности и шансы. На мой взгляд, было бы опрометчиво упустить возможность обрести элитную профессию и погрузиться в высокотворческую среду профессионалов-практиков, формирующих завтрашний день коучинга и бизнес-консультирования. Уже сейчас мы запланировали на сентябрь-октябрь следующего учебного года  семь мастер-классов зарубежных экспертов, знаковых фигур в сфере коучинга и бизнес-консультирования. Среди них один из основателей Международного общества психоаналитического исследования организаций (ISPSO), профессор университета Окланда Ховард Швартц, профессор Европейского института делового администрирования (INSEAD) Грэм Уард, заслуженный профессор Школы бизнеса и экономики имени Йозефа Шумпетера в Германии Буркард Сиверс, а также директор Центра психоанализа и психотерапии имени Жана и Эвелины Кестембергов Ален Жибо.

Так что тем, кто планирует связать свою профессиональную жизнь с бизнес-консультированием и коучингом, я посоветовал бы не колебаться и принимать решение.

 

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.

В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры

К программе «Дизайн», которая  реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.

Магистерские программы, посвященные медиа, используют экспериментальные форматы

В этом учебном году магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна пробуют новую форму привлечения к работе со студентами практиков из индустрии медиа — это недельные и двухнедельные серии мастер-классов по актуальным темам. На следующий год эти блоки предполагается включить в обязательную программу. Расскажем о нескольких текущих проектах.