• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эволюция создания трудностей

 Видеозапись

28 ноября в рамках проекта «Университет, открытый городу», профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Александр Поддьяков выступил в Дарвиновском музее с лекцией «Эволюция создания трудностей».

Выбор темы лекции (о том, как в природе и обществе создаются трудности) для выступления в Дарвиновском музее был, конечно, неслучаен. Создавая трудности для окружающих, организмы в живой природе и организации в обществе тем самым борются за выживание, качественно к лучшему, развиваются. Например, есть такой креозотовый кустарник. Он отравляет вокруг себя почву, чтобы не дать разрастись другим растениям и застолбить таким образом собственную территорию. Или — самка глухаря, она заставляет токовать претендентов на брачный союз, чтобы выбрать достойного кандидата для продолжения рода. А Высшая школа экономики обучает своих студентов по самым современным и сложным методикам, предельно нагружая и тестируя их, чтобы подготовить к будущей трудовой деятельности.

Все три примера говорят об одном и том же: создание трудностей для окружающих входит в «компетенции» всего живого на Земле, и трудности эволюционируют вместе с живыми организмами. И все эти примеры наполнены разным смыслом. И смысл этот тоже эволюционирует вместе с живыми организмами и создаваемыми ими трудностями.

Обо всем этом, а еще о Федоре Достоевском и Фазиле Искандере, акулах и космонавтах говорил психолог, доктор наук Александр Поддьяков в своей лекции в Дарвиновском музее.

Слушать и смотреть в любом случае лучше, чем читать пересказ, поэтому надо посмотреть видеозапись лекции и самостоятельно разобраться в том, что имел в виду ученый, сравнивая нашу деятельность с деятельностью значительно более примитивных организмов.

В лекции говорится об альтернативном альтруизме, логике наименьшего зла и цене счастья. И если каждый из нас достаточно легко может понять без специальной подготовки, что ЕГЭ входит в число диагностирующих трудностей, то нелегко примириться с тем, что в этом смысле система высшего образования (и Вышка в том числе) от самки глухаря не сильно отличается. Ведь Вышка тоже создает трудности, чтобы оценить претендента на обучение. Гораздо приятнее сравнить экзамен с чем-нибудь другим, потому что только человек оказался способен превратить процесс создания интеллектуальных трудностей в особый вид деятельности.

Итак, мы эволюционировали настолько, что смогли не только выработать нравственное отношение к трудностям и разработать глобальный индекс миролюбия, но и наши трудности, учтите это, эволюционируют вместе с нами. Так что слушайте и смотрите лекцию и чаще задумывайтесь о том, чем же мы все-таки отличаемся от животных или растений.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Человечество движется к финишу?

Развитие человека было необходимо истории, но будущего у человечества, кажется, нет. Доклад заведующего Лабораторией исторических исследований ВШЭ Леонида Васильева на семинаре под руководством Евгения Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода».