• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские вузы должны стать привлекательными для иностранных преподавателей

31 января в Высшей школе экономики прошло первое заседание представителей вузов, участвующих в программе повышения международной конкурентоспособности — так называемой программе 5/100. Обсуждалась проблема рекрутинга преподавателей на международном рынке труда.

В 599-м указе президента, подписанном в мае 2012 года сразу после инаугурации, была поставлена задача о вхождении не менее 5 российских вузов в топ-100 ведущих мировых университетов в 2020 году. На это были выделены субсидии из федерального бюджета  победителями открытого конкурса в 2013 году стали 15 вузов.

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Решать проблему повышения конкурентоспособности эти вузы теперь будут сообща. По ключевым направления модернизации — внедрению эффективного контракта, международному рекрутингу, развитию англоязычных программ  созданы рабочие группы, куда вошли их представители. В частности, по мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, вузам сообща необходимо выработать требования к эффективному контракту, и это понятие должно включать не только педагогическую нагрузку и исследовательскую работу, но и участие в университетском самоуправлении.

Мария Юдкевич
Мария Юдкевич
Привлечение специалистов с международного рынка труда характерно для очень немногих российских вузов. Один из них  НИУ ВШЭ, об опыте которого рассказала проректор Мария Юдкевич.

Университет может привлекать на разные сроки работы разных специалистов  от постдоков (исследователей, только что получивших PhD) до состоявшихся ученых с мировым именем. Однако, выходя на мировой рынок труда, нужно предлагать кандидатам не только хорошую зарплату, но и прочие достойные условия  например, медицинскую страховку. Из-за особенностей законодательства работа в России никак не отражается на пенсионном обеспечении иностранца, и это снижает привлекательность наших вузов на мировом рынке труда. Стоит также учитывать, что если один российский вуз делает иностранному преподавателю неадекватное предложение, это может отразиться на репутации всех остальных. Поэтому важно согласовывать свои действия.

Что нужно сделать российским университетам, чтобы стать привлекательными для иностранных преподавателей?

Прежде всего, создавать академическую среду, где международные специалисты смогут профессионально развиваться, взаимодействуя с коллегами. Необходима поддержка мобильности исследователей, организация семинаров, конференций, создание условий для исследований. Большим преимуществом будет сокращение преподавательской нагрузки: мировая норма — 2-6 часов в неделю, а у российских преподавателей  в разы больше.

Мартин Гилман
Мартин Гилман
К моменту выхода университета на мировой рынок труда необходимо создать систему релевантной оценки кандидатов на преподавательские должности. Директор Института фундаментальных междисциплинарных исследований ВШЭ Мартин Гилман рассказал, что отбор кандидата в Вышке проходит в два этапа. На первом этапе комиссия (ее члены сами имеют публикации в международных рецензируемых журналах) оценивает его исследовательский потенциал, на втором ведутся переговоры, где ключевую роль играет руководство соответствующего факультета, и потенциальный сотрудник проводит в университете лекции и семинары. В прошлом году в НИУ ВШЭ было рассмотрено несколько сотен заявок, но лишь 13 человек приняли на работу.

Как рассказала директор офиса управления проектами Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Ирина Евсюкова, в ее вузе было принято на работу несколько постдоков. Опыт оказался успешным: молодые исследователи хорошо поработали, опубликовали много статей в авторитетных журналах и повысили свои рейтинги в индексах цитирования.

В большинстве же случаев целенаправленную работу на международном рынке труда российские вузы не ведут. Иностранных преподавателей приглашают на работу конкретные подразделения университетов, используя связи с зарубежными партнерами. Как показывает практика, для продвижения в международных рейтингах такого формата на сегодняшний день недостаточно.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100

НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100

17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

«Вышка не боится рисковать»

В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.

Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится

19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100  Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.

ВШЭ выходит на второй этап реализации программы 5-100 в числе лидеров

Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ. Это единственный вуз, среди других участников проекта, который сохранил свои лидирующие позиции. О том, как удалось добиться такого успеха, и что Вышка определила для себя в качестве приоритетов на следующем этапе конкурентной борьбы за право войти в число сильнейших университетов мира, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, которая представляла Дорожную карту университета на заседании Совета в Томске.

ВШЭ вошла в число лидеров проекта «5-100»

Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ.

Ведущие вузы должны быть избавлены от излишней отчетности

24 декабря в Высшей школе экономики состоялось заседание Совета Ассоциации «Глобальные университеты» — ректоров вузов, участвующих в проекте по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Одной из тем для обсуждения стали экономические и организационные риски этого проекта.