• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Международный бизнес невозможен без политической стратегии»

В начале марта в ВШЭ открывается новая программа профессиональной переподготовки «Международный бизнес», созданная Школой мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ при поддержке факультета менеджмента. О программе рассказывают ее соруководители — декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Николай Филинов и профессор факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Максим Братерский.

— Расскажите, пожалуйста, чем мотивировано создание новой программы, для кого она предназначена?

Николай Филинов
Николай Филинов
Николай Филинов: Участниками программы станут профессионалы, работающие в компаниях трех типов. В российских компаниях, ведущих либо собирающихся организовывать экспорт или производство за рубежом. В зарубежных компаниях, ведущих бизнес в России (а это - целые отрасли, как табачная или пивная). И, наконец, в компаниях, ведущих часть бизнеса за рубежом, то есть использующих импортные поставки, как автодилеры или фармдистрибуторы, или опирающихся на иностранных партнеров в технологиях или производстве отдельных компонентов — словом, речь о компаниях, связанных с зарубежным бизнесом.

Поскольку нашим компаниям за рубежом приходится взаимодействовать и с политическими и с общественными структурами другого государства, задача их сотрудников — хорошо понимать все условия ведения бизнеса за пределами России: правовые и экономические. Совершенно необходимо научиться взаимодействовать с иностранными сотрудниками, контрагентами, партнерами — людьми другой культуры, менталитета. Сотрудники одной и той же международной компании, работающие в разных странах, по-разному реагируют на предлагаемые стимулы, они сталкиваются с трудностями в унификации бухгалтерского учета, с проблемами валютного регулирования, репатриации прибыли.

Для того чтобы ответить на практические потребности специалистов, занятых во внешнеэкономической сфере, нужны компетенции ученых и преподавателей, которые работают на двух факультетах ВШЭ — мировой экономики и мировой политики и менеджмента. Только объединенными усилиями мы можем решить эту задачу.

Максим Братерский: Программа рассчитана на зрелых людей, выстраивающих свою карьеру в международных компаниях — и иностранных, работающих в России, и отечественных, которые ведут операции за рубежом. Она адресована и тем, кто находится в самом начале своей карьеры, и тем, кто уже достиг определенных высот в управлении компанией, освоив основные принципы и правила самостоятельно или интуитивно.

В программе заинтересованы компании, которые торгуют с другими государствами или занимаются прямыми иностранными инвестициями, которые строят свои объекты за границей и будут их эксплуатировать. Что касается отраслей, то они могут быть любыми. У нас были предварительные переговоры с нефтяными компаниями, которые занимаются долгосрочными инвестициями и эксплуатацией нефтяных объектов за рубежом. Им эта программа интересна. Одна из ведущих оружейных компаний планирует участие своих сотрудников в программе. Телекоммуникационные, транспортные, торговые компании тоже проявили заинтересованность в обучении у нас своих сотрудников.

— Изучению проблем международного бизнеса уделяют внимание и другие вузы. В чем отличие данной программы от уже существующих на рынке образования?

Максим Братерский
Максим Братерский
Максим Братерский: В нашей программе есть свои особенности. Традиционные программы по менеджменту и международному бизнесу, которые предлагаются в России, действуют примерно в одном предметном поле — как управлять компанией, как планировать ее продвижение, как работать с финансовыми потоками. Все они исходят из постулата, что законы бизнеса по существу везде одинаковы. Да, есть особенности ведения бизнеса в той или иной стране, особенности выхода на рынки, особенности анализа этих рынков — и этим все и ограничивается. Мы же считаем, что дело обстоит совершенно иначе. Отличие международного бизнеса от национального — не в том, что компания выходит на чужие рынки, а в том, что компания входит в зону чужого государственного суверенитета, где действуют другие правила, где другая атмосфера в обществе, где надо уметь договариваться по другим правилам, учитывать местные традиции, интересы профсоюзов и правящих кланов. Кроме того, наши компании, работающие за рубежом, находятся в среде определенных валютных, торговых и экономических режимов, которые для нас являются внешними. Эти правила устанавливаем не мы, поэтому их необходимо не только усвоить, но и учитывать их положительное или отрицательное влияние на бизнес. Мы сконцентрируемся на практике международного бизнеса: какие перспективы у той или иной торговой зоны; в какой валюте вести расчеты; как формируются режимы экономических санкций, которыми можно выгодно воспользоваться, а можно на них и проиграть; как просчитать политические риски инвестиций. К слову, я думаю, что проблемы РУСАЛа в Гвинее войдут в учебники как пример пренебрежения политическими рисками.

Сведения и знания, которые мы дадим своим слушателям, будут востребованы в компаниях всех размеров, которые ведут средние и долгосрочные проекты. Именно в длительных проектах появляется необходимость выяснить те обстоятельства нерыночного характера, которые значительно влияют на ведение бизнеса.

Николай Филинов: Главным конкурентным преимуществом программы будет, во-первых, инновационный дизайн и структура учебного плана, что, думаю, могут быстро скопировать другие вузы, и во-вторых, преподаватели, которых мы привлекаем к работе. У нас будут работать специалисты, не просто читающие соответствующие курсы лекций, а постоянно и успешно ведущие научную работу — профессор Алла Стерлигова, эксперт в области процессного подхода к управлению; профессор Игорь Гурков, известный специалист в области стратегического менеджмента, помогавший запускать «с нуля» международные проекты; Александр Сеттлз, выпускник University of Delaware, США, ныне штатный профессор ВШЭ, читающий курсы по корпоративному управлению; Мэри Энн Бичингер из Германии, специалист в такой интересной и важной области, как слияние и поглощение компаний. Для реализации такого важного аспекта программы, как курс налогообложения, мы пригласили экспертов одной из ведущих консалтинговых компаний мира. Я перечислил только преподавателей факультета менеджмента, а в работе программы примут участие и специалисты в области политических и экономических аспектов международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Мы запланировали много специализированных курсов: курс «Мировые финансы» будет читать лучший специалист страны по этому вопросу, профессор Евстигнеев; «Международное частное право» - профессор Кулебякин, один из сильнейших юристов МГИМО; курсы по политике в бизнесе будет читать профессор Братерский с коллегами.

— Программа называется программой переподготовки. Означает ли это, что участники должны иметь менеджерское образование? Смогут ли люди с гуманитарным образованием освоить программу?

Максим Братерский: В основной массе менеджерских дисциплин гуманитарий легко может ориентироваться. Сложности могут возникнуть с изучением финансов, но ничего запредельно сложного в программе не будет. Что же касается акцента программы на некоммерческие составляющие международного бизнеса, то с этим гуманитариям будет разобраться даже легче, потому что они, как правило, лучше ориентируются в исторических и общественных явлениях.

— Каким формам обучения будет отдано предпочтение?

Николай Филинов: Обучать принципам менеджмента только с помощью лекций невозможно. У меня есть хороший пример из личной жизни на эту тему. Когда моему старшему сыну, который был тогда еще ребенком, подарили велосипед и предложили научить кататься на нем, он удивился и ответил: «Зачем меня учить? Я прочитаю книжку и сам научусь». Он был убежден, что всему на свете можно научиться при помощи книг. К счастью или сожалению, есть масса вещей, которыми нельзя овладеть по книгам, к ним относится и менеджмент. Разумеется, у нас в программе будут традиционные формы обучения: лекции, семинары, анализ кейсов и видео-кейсов. Но настолько же важно для участников программы будет научиться формулировать, объяснять, убеждать, представлять материал, проводить презентации.

Международный бизнес опирается на коммуникативные возможности и способности людей, которые в этой сфере работают. Специалист должен уметь так общаться со своими партнерами и контрагентами, чтобы не только быть понятым, но и достигать поставленных целей. Коммуникативные навыки включают в себя много компонентов, начиная со степени владения иностранным языком и заканчивая умением вести переговоры и убеждать собеседника. Но по-настоящему развить эти навыки можно только в тренингах и практических занятиях, которые мы и предложим нашим слушателям.

— Почему выбрана именно годовая программа профессиональной переподготовки? И каков учебный план?

Максим Братерский: Программа рассчитана на год потому, что мы не уложились бы в более короткие сроки с подачей необходимого материала. К тому же мы ориентировались на некий стандарт, принятый в Вышке. Логика программы достаточно проста. Начинается она в марте с курса по английскому языку, что даст хороший шанс кому-то поднять уровень владения языком, а кому-то — освоить деловой английский. Потом перерыв на два летних месяца — июль и август. И с сентября занятия возобновятся. У нас практически не планируется общетеоретических занятий. На занятиях мы будем обсуждать практику ведения бизнеса — в чем особенности корпоративного управления международных компаний, как собирать капитал на международных рынках, как работают торговые и таможенные правила, как регулируются валютные рынки, как формировать политическую стратегию компаний. В отличие от национального бизнеса, международный бизнес невозможен без политической стратегии, потому что компания оказывается не просто на чужом рынке, а в другом государстве, так что главная задача — выяснить, как в это государство встроиться и стать там «своим». Несколько курсов будут читать зарубежные профессора на английском языке. Именно поэтому мы и начинаем программу с интенсивных занятий английским. Нам не хотелось бы заниматься переводом этих курсов, международный бизнес без английского — это нонсенс, но, если уровень подготовки наших слушателей не позволит им понимать лекции на английском, перевод будет обеспечен.

— Поскольку занятия начнутся уже в марте, что можно сказать о расписании?

Максим Братерский: Занятия будут проходить три раза в неделю, как это обычно принято в подобных программах московских вузов экономического профиля. Два раза вечером в рабочие дни и один раз по субботам. Уточнить информацию по программе профессиональной переподготовки «Международный бизнес» можно по телефонам (495) 771-32-56, 8-985-177-53-35.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Магистерская программа «Международный бизнес» стала программой двойных дипломов

С этого года студенты магистерской программы «Международный бизнес» смогут получить сразу два диплома: российский диплом магистра государственного образца по направлению «Менеджмент», специализации «Международный бизнес» в ВШЭ и диплом Master of International Business (MIB) в Школе бизнеса Дарла Мур Университета Южной Каролины, США (Darla Moore School of Business, University of South Carolina).

ВШЭ впервые в России открывает программу для менеджеров по компенсациям и льготам

Каждый год в России за нарушения дисквалифицируются около 5 тысяч специалистов в сфере оплаты труда. Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ предлагает новую программу профессиональной переподготовки, которая находится на стыке экономики труда, трудового права и управления человеческими ресурсами. Ее выпускники будут обладать значительно более широкими компетенциями, чем обычные специалисты отделов труда и заработной платы.

Остается ли Россия привлекательной для иностранных компаний?

Продолжается набор студентов в Международный институт управления и бизнеса (МИУБ) ВШЭ, реализующий программы двойных дипломов Master in European Business. Накануне Дня открытых дверей программы, который пройдет 15 июля,  один из экспертов-практиков, ведущих занятия в МИУБ, управляющий директор, руководитель юридического управления Sberbank CIB Жан-Люк Пипон рассказал, как он оценивает возможности ведения инвестиционного бизнеса в России.

Программа «Международный бизнес»: курс на двойные дипломы

23 марта пройдет День открытых дверей англоязычной магистерской программы ВШЭ «Международный бизнес». Об особенностях программы, на которой учатся представители разных стран, рассказывает ее руководитель, доцент кафедры мировой экономики ВШЭ Ирина Кратко.

«RussianTide»: тогда мы пошли к вам, в Россию

17 мая в Высшей школе экономике состоялась презентация книги экс-главы компании Procter&Gamble Джона Пеппера «Russian Tide» («Procter&Gamble. Путь к успеху в России»).

Два бренда, две страны и два диплома

В Международном институте управления и бизнеса (МИУБ) ВШЭ запускается уникальная годичная программа Master in European Business, открытая для выпускников Вышки, других российских вузов и стран СНГ. О ее особенностях, преимуществах и процедуре подачи заявок на программу рассказывает директор МИУБ Ирина Мальцева.

Взгляд итальянцев на реформы в России

1 февраля в ВШЭ состоялась презентация книги Роберто Пело и  «Sdelano v Italii: Итальянский бизнес в России». Встреча была организована Институтом международного бизнеса в рамках научного семинара «Актуальные проблемы международного бизнеса в России» и международной программы “Refreshing Minds Meetings” при поддержке Института Внешней Торговли Италии.

«Наша задача — предложить новые подходы к подготовке»

В апреле этого года начинается набор на новую программу профессиональной переподготовки «Налоговый менеджмент», открываемую Институтом экономики недвижимости ГУ-ВШЭ. Об особенностях программы рассказывает ее научный руководитель Галина Волкова.

«И гениальные идеи на миллион долларов»

Владелец веб-студии MILK Group (разработка и маркетинг интернет-проектов, программного обеспечения и приложений) Аксана Прутцкова — выпускница 2009 года Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. Она рассказывает о том, как за восемь месяцев стать профессионалом в сфере электронного бизнеса и запустить собственный интернет-проект.

«Успеха достигает тот, кто придумывает рынок»

3 марта в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ прошла открытая лекция генерального директора интернет-супермаркета программного обеспечения Softkey Феликса Мучника.