• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Программа позволит сделать прорыв в российской аспирантуре»

28 мая Ученый совет Высшей школы экономики принял одно из тех решений, о которых можно сказать, что они изменили систему высшего образования в стране — была одобрена концепция аспирантуры полного дня, которая создается в университете. Введение нового формата аспирантуры комментирует проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин.

—  Сергей Юрьевич, что значит «аспирантура полного дня», чем она отличается от обычной аспирантуры?

— Аспирантура полного дня ­— условное название, по сути же —  это аспирантская программа, но иного формата, чем все, что были до этого и есть на сегодняшний день на российском образовательном рынке. Она предполагает серьезную обучающую программу для аспирантов. В первый год обучения аспирантам будут читаться продвинутые курсы по базовым профессиональным знаниям, а также курсы, связанные с развитием академических знаний и навыков. Второй год ориентирован на специализированные курсы, связанные с темами их исследований, эти курсы будут читаться не только в Вышке, но и в других университетах мира, нашими зарубежными коллегами, партнерами, что позволит держать качество подготовки на уровне мировых стандартов.

Этому же будет способствовать наличие у аспиранта соруководителя из числа зарубежных исследователей, а также наставников работающих во ВШЭ, которые защищали степень PhD и хорошо понимают академические стандарты подготовки. Важно, чтобы аспирант вращался в среде, которая позволяет выходить на соответствующий уровень исследований. Сегодня академический мир отказывается от ситуации, когда есть только один руководитель, большинство передовых исследований возникают на стыке дисциплин, при участии ученых с различным исследовательским и методологическим бэкграундом. Концепция программы аспирантуры полного дня подразумевает, что программа будет функционировать как некоторое единое целое, и раз в полгода  аспиранты  будут собираться на исследовательский семинар, представлять свои результаты, обсуждать их вместе с научными руководителями, нашими профессорами и зарубежными коллегами. Для программы будет сформирован академический совет с участием наших зарубежных коллег для оказания консультационной помощи и, в том числе, для оценивания достижений аспирантов.

— Какие цели ставит перед собой Высшая школа экономики, открывая аспирантуру полного дня?

— Мы надеемся, что программа позволит сделать прорыв в российской аспирантуре. А для этого необходимо решить несколько принципиальных проблем, прежде всего, изменить ресурсное обеспечение аспирантуры. Необходимо предоставить аспиранту возможности для того, чтобы он постоянно учился. К сожалению, нынешний статус аспирантских программ в России не может обеспечить нормальную работу молодых исследователей над диссертациями. Аспирантская стипендия у нас полторы тысячи рублей. Даже стипендии Президента и Правительства России — это всего четыре с половиной тысячи рублей. Очевидно, что молодым людям на это физически нельзя прожить. Что, естественно, создает сильные стимулы к тому, чтобы совмещать работу над диссертацией с зарабатыванием денег. Хорошо, если они зарабатываются в рамках академической работы, в исследовательских проектах, преподаванием, но часто это происходит  в рамках профессиональной деятельности за пределами академических институтов и университетов, что не позволяет аспирантам полноценно заниматься исследованиями. В силу этого эффективность современной российской аспирантуры чрезвычайно низка, и странно ждать от нее каких-то серьезных прорывов и результатов.

Согласно решению Ученого совета ВШЭ, университет за счет своих средств будет выделять ежемесячную стипендию в двадцать пять тысяч рублей. При этом аспиранты также смогут работать внутри университета в исследовательских проектах, участвовать в работе наших институтов, центров, научных лабораторий. С учетом такого размера стипендии, плюс возможный заработок, речь идет примерно о сорока тысячах рублей в месяц, которые уже вполне могут позволить существовать. Но при этом ставится условие: нигде больше, как в академических проектах Вышки, аспирант работать не может. Это условие, кстати, будет обеспечиваться еще и объемом обучающих программ — как я уже сказал, их будет много, и аспиранту будет просто некогда еще где-то работать.

— Что «говорит» мировой опыт, насколько распространен подобный формат аспирантуры в зарубежных вузах?

— Тот «дизайн» аспирантуры, который мы имеем сейчас, достался нам еще от советских  времен, он никогда не предполагал значительных обучающих программ. Тем не менее, современные программы PhD, аналоги российской аспирантуры, программы  поствузовского образования, связанного с получением научной степени, уже довольно давно имеют серьезную, насыщенное обучающую составляющую. То есть внимание уделяется не только написанию диссертации, но и качественной подготовке к этому. Преподавание сильных, продвинутых курсов в аспирантуре, на программах PhD — в первую очередь, это традиция американских университетов, если быть точным — англо-саксонских. Часто аспирантура, PhD, совмещается с программами магистерской подготовки. Что касается европейских университетов, сейчас они также потихоньку реструктурируют свои программы, создавая обучающие программы по типу американских — то, что называют structured programmes (структурированные программы) PhD.

Какой набор планируется в этом году на аспирантуру полного дня в Вышке?

— Мы предполагаем, что переход к аспирантуре, связанной с обучением, — это первая ласточка к изменениям всей программы подготовки аспирантов. Для этого требуются немалые ресурсы, университет их выделяет, но их не может быть бесконечно много, поэтому мы начинаем с небольшой группы. И в рамках приема в аспирантуру в этом году мы намерены набрать около двадцати пяти учащихся по приоритетным для нас направлениям — экономике и социологии. Планируется, что в зависимости от успешности этой программы в будущие годы спектр направлений, по которым будет работать такая аспирантура полного дня, расширится.

Какие требования предъявляются к кандидатам в новую аспирантуру?

— Как и поступающие в обычную аспирантуру, студенты, желающие поступить в аспирантуру полного дня, сдают обычные вступительные экзамены, затем они должны пройти собеседование со специальной комиссией, в которую будут входить ведущие профессора университета. На собеседовании будут оцениваться как уже имеющиеся научные достижения, так и потенциал того, что можно ожидать в будущем от аспиранта. Предполагается, что все участники этой программы должны свободно владеть иностранными языками. Отсутствие языковых навыков является существенным барьером для мобильности и для академической деятельности.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Репортаж о заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ 28 мая

Вам также может быть интересно:

ВШЭ открывает новые международные лаборатории

28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году

В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.

Ученый совет одобрил регламент оценки публикационной активности научных работников ВШЭ в 2013 году

В университете создан департамент иностранных языков

ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.

«Высокие требования окупаются большими возможностями»

Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.

Ученый совет: последнее заседание учебного года

28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.

ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников

31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.

Ученый совет: апрельские решения

26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.