• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Воспитать ученика — умного, креативного»

С 22 июня по 16 июля в Высшей школе экономики проводится первая Летняя школа для учителей и методистов средних общеобразовательных школ. Об этом рассказывает Тамара Протасевич, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ.

— Тамара Анатольевна, каковы основные цели Летней школы?

— Наша дирекция в ВШЭ занимается профориентацией и работает с одаренными учащимися, организацией и проведением олимпиад и других интеллектуальных соревнований школьников и студентов. Понятно, что развитие школьных олимпиад напрямую связано с повышением уровня школьного образования. «Через» олимпиады в школу приходит понимание того, какими должны быть требования к уровню подготовки учеников, а это в свою очередь стимулирует учителя к профессиональному развитию. Важно искать и поддерживать школьных учителей, готовых и умеющих работать с одаренными детьми — с теми учениками, которых мы, естественно, затем хотели бы видеть среди абитуриентов Вышки. Наша Летняя школа для учителей и методистов средней общеобразовательной школы как раз и нацелена на это: повышая профессионализм учителя, мы надеемся воспитать ученика — умного, креативного. Важно еще и другое. Ученики, выбирая высшее учебное заведение, часто обращаются за советом именно к учителям, которым доверяют. Опрос участников Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ 2009–2010 года показал, что четверть из них о существовании Высшей школы экономики и об олимпиаде узнали от учителей.

— Какова программа Летней школы?

— Несмотря на весеннюю олимпиадную активность, мы тщательно готовились к этому событию: заранее разослали информацию, провели анкетирование учителей, выяснили какие темы, методики преподавания, встречи с какими преподавателями Вышки, наконец, им наиболее интересны и постарались максимально учесть запросы будущих слушателей при формировании программы Летней школы. И программа получилась очень насыщенной. Она включает три отдельных подпрограммы для учителей экономики, математики и обществознания, причем каждая объемом не менее 72 часов. Самый большой интерес к Летней школе у учителей экономики — приехали более семидесяти человек. На этой Школе с учителями уже работали профессора Марк Иосифович Левин, Николай Иосифович Берзон, Елена Владиславовна Савицкая, разработчики олимпиадных заданий со стажем Игорь Александрович Ким, Дмитрий Викторович Акимов, Вера Николаевна Данилина, Игорь Георгиевич Ковалев, Сергей Александрович Вериго. Должна заметить, кстати, преподаватели Вышки не впервые работают со школьными учителями, многие из них сами преподают в школах, являются авторами учебников и задачников для общеобразовательной школы. Профессор Московского института открытого образования Александр Сергеевич Прутченков, известный в стране игротехник, поделился со слушателями методикой использования деловых игр на уроках экономики.

Учителя экономики уже завершили Летнюю школу, а учителя обществознания и математики начали работу 5 июля. В программу Школы по обществознанию включены разделы по праву, философии и социологии. С учителями будут работать команды соответствующих факультетов Вышки, в состав которых вошли известные ученые, преподаватели, авторы олимпиадных заданий, председатели методических комиссий. Чтобы сложилось представление, назову лишь нескольких — Владимир Карлович Кантор, Алексей Михайлович Руткевич, Дмитрий Михайлович Носов, Владимир Натанович Порус, Сергей Александрович Маркунцов, Кирилл Валентинович Сорвин.

Для учителей математики тоже приготовлена насыщенная программа. Она включает такие разделы, как методы решения отдельных типов задач (например, задач с параметром или стереометрических задач), методики преподавания специальных тем и разделов (скажем, математической статистики и теории вероятностей, комбинаторики). Также на Школе состоится разговор о концепции факультета математики ГУ-ВШЭ и перспективах развития математического образования в стране в целом, о методике подготовки школьников к ЕГЭ по математике. Программа (включая темы с той или иной точки зрения интересные современным учителям математики) выглядит довольно эклектично, но для формата Летней школы это, по-видимому, неизбежно. И опять же — ряд известных имен: с учителями встретятся профессора Сергей Константинович Ландо, Игорь Вадимович Артамкин, Алексей Александрович Быков, ведущие специалисты Центра непрерывного математического образования Иван Валерьевич Ященко, Алексей Львович Семенов.

— Какова география участников Летней школы?

— Среди участников — учителя из Новосибирска, Томска, Омска, Челябинска, Ярославля, Воронежа, Липецка и других городов и регионов. Для учителей Москвы и Московской области Дирекция планирует провести семинар в период осенних и весенних каникул. Программа рассчитана также на 72 часа и предполагает выдачу свидетельств о повышении квалификации тем учителям, кто с ней успешно справится. О возможности получить свидетельства о повышении квалификации участники узнали только по прибытии на Летнюю школу, так что Школа собрала подвижников, приехавших из регионов исключительно за знаниями, компетенциями, навыками, а не за «корочками». Некоторые из них даже самостоятельно оплачивали транспортные расходы. Я заметила среди участников Школы немало учителей экономики из Москвы и Московской области, которые, по-видимому, не захотели ждать осенне-весеннего семинара.

— Подобная Школа проводится в первый раз?

— Да, насколько мне известно, Летняя школа для учителей и методистов общеобразовательной школы проводится в стране впервые. Программы повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных школ в рамках проекта TACIS были рассчитаны на более длительный период и проводились с отрывом слушателей от работы. Надеюсь, первый блин не вышел комом. А вот опыт осенне-весеннего постоянно действующего семинара для учителей из Москвы и области в Вышке есть, и речь идет, скорее, о возрождении утраченной практики. Разнообразные программы повышения квалификации предлагают краевые и областные институты повышения квалификации работников образования. Да и высшие учебные заведения в условиях сложной демографической ситуации вынуждены менять свою стратегию работы с поступающими и все больше обращать внимание на общеобразовательную школу, в том числе реализуя программы повышения квалификации учителей. Вместе с тем, для учителей экономики программы повышения квалификации предлагают далеко не все институты повышения квалификации. О том, что школьное экономическое образование с введением профильного обучения на старшей ступени и отсутствием ЕГЭ по экономике переживает далеко не лучшие времена, участники Летней школы говорили много. Что касается учителей математики и обществознания, то ситуация здесь намного лучше. Надеюсь, что Вышка выигрывает в качестве предлагаемых образовательных услуг, привлекает возможностью общения с известными учеными, высококвалифицированными преподавателями. По крайней мере, на каждое из этих направлений приехало по 50 участников.

— Планируете продолжить эту практику?

— Обязательно. Мы хотели бы предложить учителям пакет краткосрочных программ повышения квалификации разного формата, рассчитанных как на разный уровень подготовки аудитории — начинающих, продвинутых, — так и разной тематики. Придется хорошо подумать над наполнением программ, чтобы учителям общеобразовательных школ это было интересно.

— Как вы будете измерять результативность работы Летней школы?

— Напрямую вряд ли это возможно: мы же не сможем приехать во все регионы и провести мониторинг успеваемости ребят, учителя которых повышали квалификацию у нас. Но косвенно оценить результативность можно: если учитель был у нас на Летней школе, и число его учеников среди участников интеллектуальных состязаний, которые проводит Вышка, выросло, не говоря даже о победителях и призерах — это явный показатель успеха. Была ли Школа полезна и результативна, покажет и количество заявок на Летнюю школу в следующем году.

Своими впечатлениями о работе Летней школы делятся ее участники

Участники Летней школы для учителей и методистов средних общеобразовательных школ
Участники Летней школы для учителей и методистов средних общеобразовательных школ
Татьяна Кушниренко, методист Института повышения квалификации работников образования, учитель академического лицея Томска:

— Мы с моими учениками давно участвуем в олимпиадах по экономике и, таким образом, сотрудничаем с Высшей школой экономики. Ребята из Томска часто становятся победителями конкурсов и олимпиад. Но хочется двигаться вперед, готовить учеников еще лучше. Мы давно ждали такого мероприятия, как эта Летняя школа. Хотелось встретиться и пообщаться с преподавателями Вышки не день-два, а дольше. Тем более что программа была ориентирована на подготовку к олимпиадам, очень насыщена полезной информацией. Кроме того, это возможность общения с коллегами из других регионов, а также с авторами школьных учебников по экономике и заданий к олимпиадам. В целом все было организовано и проведено на высоком уровне. Мне лично несколько не хватило работы в проектном режиме по разным формам взаимодействия с одаренными детьми.

Надежда Будахина, учитель, руководитель методического объединения учителей экономики Ярославля:

— Я возглавляю методическое сообщество учителей экономики уже шесть лет. Конечно, много проблем — в школах на наш предмет отводится совсем мало времени. Часть трудностей помогла разрешить эта Летняя школа. Преподаватели Высшей школы экономики, которые работали с нами, коснулись  математических основ экономики, плюс, разумеется, макро- и микроэкономики, мировой экономики. Особенно помог математический раздел Летней школы — знаний по методике в этой части экономики многим учителям не хватает. Словом, это хорошая возможность для учителей, которые хотят повысить свое мастерство. Дополнить программу будущих летних школ можно было бы круглыми столами и семинарами по обмену опытом, ведь у каждого имеются удачные методические находки, наработки, и обмен мнениями необходим.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Завершилась летняя школа по компьютерным наукам ФКН ВШЭ

В июле факультет компьютерных наук Вышки провел восьмую летнюю школу по компьютерным наукам. Ее основная цель — подготовка участников к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и другим перечневым олимпиадам. Мероприятие было организовано на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (г. Липецк) при поддержке Липецкого института развития образования. Чтобы принять участие, 95 учеников 8-10 классов из 30 городов России прошли два этапа отбора, решая задачи на платформе Codeforces. Среди других требований — владение языком программирования C++ и умение реализовывать базовые алгоритмы.

Гостеприимный Узбекистан: студенты Вышки побывали на Международной летней школе в Ташкенте

Учащиеся НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе «Узбекистан — страна толерантности». Мероприятие состоялось в июле в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУз), вузе-партнере Высшей школы экономики. Студенты Вышки поделились впечатлениями о местных красотах и восточной отзывчивости.

«Я понял, что магистратура — не продолжение бакалавриата. Это начало аспирантуры!»

В МИЭМ НИУ ВШЭ прошла четвертая летняя школа «Суперкомпьютерное моделирование и системы управления в инженерии». Ее участники смогли ознакомиться с тематикой и принципами обучения в магистратуре «Системный анализ и математические технологии».

Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки

С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.

В МИЭМ прошла летняя школа «Электроника, фотоника и интернет вещей»

В течение трех дней ее участникам были представлены главные предметные области магистерских программ департамента электронной инженерии НИУ ВШЭ. Всего в работе летней школы приняли участие около трех десятков студентов и выпускников бакалавриата из разных вузов страны. В числе докладчиков школы были как ведущие преподаватели МИЭМ, так и приглашенные сотрудники профильных российских компаний. Они рассказали о перспективных направлениях развития электроники, фотоники, квантовых технологий и интернета вещей (IoT).

«Если не научитесь применять ИИ в работе сейчас, вы потеряете ее в течение пяти лет»

До 21 июля летняя школа ВШЭ «Коммуникации, основанные на данных» проводит онлайн-встречи с приглашенными экспертами. В рамках этого проекта состоялся вебинар «Зачем в маркетинге искусственный интеллект?». Его спикерами выступили Роман Нестер, профессор департамента интегрированных коммуникаций ФКМД НИУ ВШЭ, и Михаил Степнов, руководитель R&D-направления платформы «МТС Маркетолог».

На ФКН ВШЭ прошла вторая школа по финансовым технологиям

На факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась вторая школа по финансовым технологиям, организованная совместной магистерской программой НИУ ВШЭ и Сбера «Финансовые технологии и анализ данных». В этом году школа проводилась в очном формате в Центре культур НИУ ВШЭ и в аудиториях кампуса на Покровском бульваре. За пять дней работы школы почти 300 человек смогли познакомиться с разными областями финтеха.

Расти с Вышкой: открыт сезон летних школ для старшеклассников

Каждый год НИУ ВШЭ проводит сезонные школы для старшеклассников, большая часть которых приходится на лето. И если в предыдущие два года, в условиях эпидемиологических ограничений, их приходилось устраивать в основном онлайн, то этим летом все школы снова вышли в офлайн-формат. Часть из них сохранила возможность удаленного участия. Регистрация на некоторые школы завершается в ближайшие дни.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.