• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Знакомство с Россией лучше начинать с Сибири!»

Легко ли европейцам учиться в Высшей школе экономики? К каким трудностям нужно готовиться тем, кто собирается приехать в Россию? Что российский вуз может предложить иностранному студенту? Об этом рассказывает Маттиа Романо, который в течение семестра обучался в ВШЭ на магистерской программе «Политический анализ и публичная политика».

— Маттиа, зачем студенту Болонского университета понадобилось ехать в Россию, и как получилось, что знакомство с нашей страной вы начали не с Москвы, а с Екатеринбурга?

— В Форли я изучал международные отношения и дипломатию, так что мой интерес к другим странам был естественным. После года учебы в Италии я по программе Erasmus поехал в Ирландию, в Университет Корка. Потом вернулся в Италию, закончил бакалавриат, поступил в магистратуру, – и вот тогда решил, что мне хочется чего-то более сложного и необычного. Я уже говорил на нескольких языках – английском, испанском, французском, – но хотелось выучить еще китайский и русский. Поэтому когда я узнал, что есть возможность поехать в Уральский государственный университет, решил воспользоваться шансом, выиграл конкурс и на девять месяцев отправился в Екатеринбург. Мои друзья, которые уезжали учиться в США, в Бразилию, в Австралию, на меня, когда узнали, что я собираюсь в Россию, смотрели, как на сумасшедшего. Но я на это пошел сознательно.

— Насколько быстро вам удалось приспособиться к жизни и учебе на Урале?

— Конечно, легко там не было, особенно когда я почти не говорил по-русски. Собственно, русский язык я начал по-настоящему учить как раз в Екатеринбурге – мне тогда казалось, что для иностранца начинать изучение России лучше не с Москвы или Санкт-Петербурга, а откуда-нибудь «из глубинки», где ты можешь лучше понять, как русские люди живут, чем занимаются, как относятся к окружающему миру. Опыт, который я получил, пожив на Урале, в любом случае был для меня очень полезным.

Поначалу меня все там принимали за выходца с Кавказа: я даже на улице не мог получить ответа на самые обычные вопросы, которые туристы задают в незнакомом городе. Я вообще-то не хотел подчеркивать, что я из Италии, но оказалось, что для русских это было очень важно. Когда они узнавали, что я итальянец, отношение полностью менялось: со мной сразу и общаться хотели, и угощали, и в гости приглашали. Привыкнуть было очень тяжело, и первые два-три месяца я думал, что не выдержу и уеду домой. Но все-таки решил остаться и совершенно об этом не жалею.

— Многие европейцы считают русский язык слишком трудным для изучения. Как вам удалось «справиться» с ним?

— В УрГУ, кроме меня, учился еще студент из Франции – так вот он вообще не старался учить русский язык, потому что, как и многие, уверен, что это слишком сложно. Да, это так. Но для человека, который действительно хочет им овладеть, это вполне решаемая задача. Вот видите, я, спустя всего год с небольшим, могу вам давать интервью на русском.

— Как из УрГУ вы «перебрались» в Высшую школу экономики?

— Когда закончилась моя учеба в Екатеринбурге, мне не очень хотелось возвращаться в Италию: было желание продолжать накапливать международный опыт. Я узнал, что для студентов Форли выделены места в Университете Сантьяго. И уже купил билеты в Чили, когда выяснилось, что Болонский университет может отправить двух студентов на семестр в Высшую школу экономики. Я полностью поменял свои планы, выиграл конкурс на одно из этих мест и улетел в Москву. Хотя с Чили я окончательно не попрощался и отправляюсь туда сейчас на второй семестр.

— Была ли заметна разница в условиях жизни и учебы между Екатеринбургом и Москвой? В чем она выражалась?

— Во-первых, это бытовые условия. В Екатеринбурге меня поселили в общежитие, где моими соседями были какие-то бабушки, семьи с детьми – в общем, студенческой атмосферы не было. Поэтому я решил снимать квартиру – это оказалось очень дорогим удовольствием. В Москве у меня даже такой мысли не было, потому что я знал, сколько это будет стоить. Зато в общежитии Вышки на Студенческой условия оказались замечательными, но вот что мне не понравилось в «общаге», так это то, что я попал в одну комнату с итальянцем. Оказалось, что это общая практика – итальянцев поселяют с итальянцами, французов с французами... Я понимаю, что хотелось сделать нашу жизнь проще и комфортнее, но лично у меня от такого распределения возникло ощущение гетто. Понимаете, я же приехал сюда изучать Россию, общаться с русскими, как-то «перемешиваться» в иной для себя среде.

— Какие курсы вы изучали в Вышке и как строились ваши занятия?

— На программе «Политический анализ и публичная политика» я выбрал два курса – Global actors in public policy и Human rights in globalizing world. Я раньше никогда не интересовался правами человека, поэтому это был новый для меня предмет, но очень и очень интересный. Мы, например, в режиме видеоконференции организовывали совместные занятия с Университетом Джорджа Мейсона в США. Было интересно послушать доклады американских студентов, которые к тому же говорили на своеобразном английском языке – честно скажу, иногда не все можно было понять. В Италии мы ничего подобного не делали, но мне кажется, что для России и российских университетов это хорошая возможность «открыть себя миру».

— Курс по правам человека как-то «пересекался» с нынешней ситуацией в России?

— На положении с правами человека в России мы в рамках курса не концентрировались, но вне занятий много об этом говорили – эта тема меня, конечно, интересовала. В этом тоже заключалось отличие от Екатеринбурга: там я мало слышал критических отзывов о российской политике, а в Вышке я мог сказать о том, что мне представляется неправильным в ситуации с гражданскими свободами в современной России. Но мы обсуждали и другие примеры: Папуа – Новую Гвинею, мирную борьбу Махатмы Ганди, много говорили о США, о правах афроамериканцев и других вещах.

— Считается, что в российских вузах студентам предоставляется меньше свободы для творчества и самовыражения, чем в западных университетах. Так ли это?

— Отношение преподавателей к студентам в России действительно строгое, но это необязательно плохая вещь. Больше всего мне здесь понравилось, что студентов заставляют много писать. В Италии разучились это делать, на зачетах и каких-нибудь контрольных работах мы не пишем сочинения или reflection papers, как я это делал в Вышке, а просто отвечаем в одно-два предложения на набор вопросов. Это не помогает формировать твое мнение – так можно проверить, знаешь ли ты некоторые факты, но остается неясным, способен ли ты их анализировать, какие выводы ты можешь сделать на их основе. Что касается свободы творчества, то это вряд ли проблема университета. Наоборот, в Вышке я заметил, что мнение студента важно для преподавателя. Если ты предлагаешь какую-то интересную идею – почему от тебя надо отмахиваться?

— Какой бы вы дали совет иностранным студентам, которые, возможно, хотят приехать в Россию, но не могут на это решиться?

— Конечно, есть много трудностей, прежде всего с бюрократией. Если ты приезжаешь впервые, плохо знаешь язык и о тебе некому здесь позаботиться, будет тяжело. Мои родители, провожая меня, сказали: «Это же почти как ехать в Китай!». Зато потом, когда я смог обустроиться и хорошо учиться здесь, они очень гордились мной. Тот, кто привык к «гладкой» и размеренной жизни, наверное, не выдержит, но итальянцам, может быть, будет легче, потому что наши страны на самом деле похожи: у нас тоже бюрократия, у нас тоже далеко не во всем порядок, тем более на юге, откуда я родом. Надо просто знать, на что ты идешь. Человек, который едет в Россию, должен понимать, что его здесь ждет. А начинать лучше с Сибири!

 Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От Владивостока до Филадельфии: кого Вышка учила этим летом

В начале августа завершается очередной Летний университет ВШЭ. Впервые участие в нем принимала группа российских студентов из Дальневосточного федерального университета.

«Зеленая экономика», инвестиции Китая и изоляционизм: завершилась российско-китайская Летняя школа

С 4 по 11 июля на факультете мировой экономики и мировой политики проходила девятая российско-китайская Летняя школа по международным отношениям. На ней собрались студенты и исследователи из Вышки и Восточно-китайского педагогического университета.

Открылся шестой Летний университет НИУ ВШЭ

В этом году Летний университет Вышки соберет около 200 студентов из 32 стран Европы, Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Впервые вместе с ними будут учиться и студенты Дальневосточного федерального университета.

Ни слова по-русски

Сразу после майских праздников пройдут дни открытых дверей пяти магистерских программ НИУ ВШЭ, где обучение ведется полностью на английском языке. Программы рассчитаны как на иностранных, так и на российских студентов, которые по окончании университета смогут успешно работать в англоязычной среде.

Благодаря проекту ВШЭ иностранные студенты заговорят на русском, как на родном

Преподаватели и студенты нескольких факультетов Вышки объединили усилия для создания проекта «Как скажешь» — онлайн-курса для иностранных студентов, которые хотели бы не просто выучить грамматику, но и понимать особенности разговорной речи.

Калькулятор стипендий и грантов для иностранных абитуриентов

Для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат ВШЭ, существует система стипендий и грантов. Они позволяют снизить стоимость обучения в Вышке — в том числе по результатам вступительных испытаний. Теперь на сайте ВШЭ есть специальный калькулятор, который показывает, на какую именно скидку на той или иной бакалаврской программе может рассчитывать абитуриент в зависимости от набранных им баллов.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

> 20000

участников из 158 стран уже зарегистрировались для участия в олимпиаде Open Doors, проводимой Ассоциацией глобальных университетов. Олимпиада дает возможность иностранным абитуриентам поступить в магистратуру лучших российских вузов без экзаменов и учиться бесплатно.

Как иностранному студенту получить стипендию на обучение в Вышке

В НИУ ВШЭ существует целый ряд стипендий/грантов при поступлении на образовательные программы бакалавриата и специалитета, которые предоставляются иностранным гражданам для частичного покрытия оплаты за обучение. Стипендии/гранты предоставляются в формате скидки на оплату за обучение иностранным гражданам с момента зачисления в НИУ ВШЭ и сохраняются на весь период обучения в НИУ ВШЭ. Они могут покрывать до 70% стоимости обучения в бакалавриате и до 50% стоимости обучения в магистратуре. Рассказываем, как их можно получить.