• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каким будет факультет медиакоммуникаций ВШЭ?

В Высшей школе экономики открывается новый факультет — медиакоммуникаций. О его миссии, образовательных программах, потенциальных студентах и выпускниках рассказывает декан факультета Анна Качкаева.

— Анна Григорьевна, представляя концепцию факультета на Ученом совете ВШЭ, вы говорили о зарубежных моделях школ коммуникации, о новых профессиях и о том, что традиционная система журналистского образования не всегда поспевает за темпами развития медиаиндустрии в нашей стране. Новый факультет медиакоммуникаций должен стать одним из «мостиков», соединяющих теорию и практику в этой сфере?

— Дело не только в том, что не поспевает. Дело в том, что не совсем отражает разнообразие свершившегося. Журналистика — как классика — была, есть и будет. Чтобы строить — не всегда нужно ломать. Но вся сфера медиапроизводства очень сильно изменилась и еще будет меняться. Она все более становится продолжением того, что уже принято назвать «экономикой впечатлений». Кому-то понятие «коммуникации» может казаться слишком технологичным и даже «трескучим» (к нему еще предстоит приучать и родителей будущих абитуриентов, и работодателей), но реальность такова, что сегодня в него закладывается весьма широкое представление о производстве и распространении разных символических форм — от новостей до анимации, от мультимедийной статьи до достроенной реальности Second life («вторая жизнь»), когда, например, придуманные для экранной жизни вещи и товары (в сериалах, компьютерных играх) обретают вторую жизнь, переходя из виртуальной реальности в реальную жизнь, и наоборот.

Жизнь все теснее и теснее сплетает программистов, связистов и гуманитариев. Обратите внимание: профильное министерство называется Министерством связи и массовых коммуникаций. Поэтому мне кажется, надо начинать преодолевать существующий разрыв между наукой, образованием и практикой в медиасфере. У Высшей школы экономики достаточно ресурсов для того, чтобы такой междисциплинарный факультет медиакоммуникаций имел право на жизнь и успех. В университете есть отделение деловой и политической журналистики, несколько факультетов и кафедр, связанных либо с культурными индустриями, либо с коммуникационными науками — сильная социология, менеджмент, экономика, политология, филология. На стыке всех этих дисциплин и с привлечением соответствующих специалистов мы рассчитываем создать свою междисциплинарную программу. Причем мы не единственные, кто пошел по этому пути: похожую идею реализует, например, Санкт-Петербургский государственный университет, в котором в мае создана «Высшая школа журналистики и коммуникаций».

— Так кого же факультет будет готовить — журналистов или, скорее, технологов?

— Конечно, при подготовке студентов мы будем учитывать технологические вызовы — современные специалисты должны не просто понимать особенности функционирования цифровых медиа, но и владеть универсальными навыками работы в аудиовизуальной и интернет сфере. Это реализация идеи не только конвергенции технологической (владение языком разных медиа платформ), но и конвергенции в широком смысле — когда об информации и развлечении размышляют не только как об инструменте журналистики и популярной культуры, но и как о способе думать мультимедийно.

Это ведь и требование работодателей, открывающих вакансии не только привычных уже контент-менеджеров, но и, скажем, продюсеров видеоматериалов для инфоэкранов и креативных менеджеров. Сложный симбиоз профессиональных навыков, умения ориентироваться в нуждах современного потребителя и стремление к творческому самовыражению, когда стирается грань между потреблением и медиапроизводством — это все характеристики новой социальной, экономической и информационной среды.

Модернизация вообще процесс социально-культурный, связанный с изменением поведения, отношения человека к тому, где, как и чем он занят. Вот почему мы думаем, что, помимо подготовки журналистов, продюсеров, режиссеров, сценаристов для медиапроизводства и арт-индустрии, нам нужно будет плотно работать и с сетевым обществом, в котором рождаются новые модели поведения, бизнеса, взаимопомощи, контроля, дипломатии. Это все — тоже сфера коммуникаций. Специалисты, умеющие взаимодействовать с гражданским обществом и непрофессиональными производителями информации, умеющие отбирать, анализировать, прогнозировать ее, также востребованы в изменившейся медиасреде.

— Как в связи с созданием нового факультета изменится схема поступления на бакалаврские и магистерские программы Высшей школы экономики?

— В наступающем учебном году набор в бакалавриат по-прежнему будет идти на отделение деловой и политической журналистики, которое перешло в структуру нашего факультета. На нем выделено 40 бюджетных мест. В магистратуре к уже существовавшей программе «Менеджмент в СМИ» добавилась программа «Мультимедийная журналистика», которую мы реализуем совместно с крупнейшим мультимедийным агентством Европы «РИА Новости». Вообще очень важно, чтобы каждая магистерская программа «подверстывалась» к индустриальной площадке, которая будет адаптировать и максимально вводить студента в современную практику. Каким бы хорошим ни был университет, за столь быстрой сменой информационных и технологических процессов он в одиночку не успеет.

— Какая структура факультета вам представляется оптимальной в дальнейшем?

— Мы будем двигаться в сторону открытия новых направлений, связанных, в одном случае, с медиапроизводством, в другом — с тем, что принято называть «новыми медиа». Для работы в этих направлениях будут созданы два департамента с соответствующими названиями. Отделение деловой и политической журналистики со временем также преобразуется в департамент журналистики без привычной кафедральной структуры. В рамках департаментов можно более гибко управлять научным процессом и процессом творчества, создавать больше проектных лабораторий с участием студентов.

— Какие конкурентные преимущества факультета медиакоммуникаций ВШЭ вы могли бы назвать? Почему будущим журналистам и медиатехнологам стоит поступать именно к вам, а не на традиционные факультеты журналистики?

— Мы даем студентам возможность работать в одной из самых мощных с точки зрения творческого потенциала и развития бизнеса отраслей. При этом я не сомневаюсь, что с каждым годом к нам будут приходить абитуриенты, которые будут иметь все больше и больше навыков работы с аудиовизуальным контентом, и наша задача будет уже несколько другой. Нам предстоит объяснять им, как информация формирует новые сетевые и политические институты, как взаимодействуют физическое и виртуальное пространство, как возрастает индивидуальная ответственность работника медиасферы, что такое информационная экология и, наконец, как драматургия, сюжет и композиция помогают овладеть языком разных информационных сред и медиаплатформ.

К тому же умение нажимать правильные кнопки не отменяет необходимости читать, думать и иметь совесть. Бакалавры должны получить нормальную гуманитарную базу (гуманитарная миссия коммуникации будет только возрастать), и знание истории, социологии, филологии принципиально важны. Причем знание должно быть не линейным, сводящимся к запоминанию дат и имен, а помогающим понимать процессы, философию истории, литературы, культуры и связывать их с современностью.

В магистратуре же мы будем ориентироваться и на то, что современное медиапроизводство невозможно без знания экономики и менеджмента. Весь набор дисциплин, связанных с управлением творческим процессом и организацией работы редакций и других, в том числе мультимедийных, производств, мы своим магистрам предоставим. Образовательная траектория на факультете будет полной: бакалавриат, магистратура, в перспективе — аспирантура, плюс повышение квалификации в Высшей школе журналистики ВШЭ.

— Насколько востребованными, на ваш взгляд, будут те выпускники, которые видят свое будущее не в социальных медиа или «инфотейнменте», а в «классической» деловой и политической журналистике?

— Деловая и политическая журналистика, как и остальные тематические сферы журналистики, никуда не исчезают. Люди, которые работают в таких изданиях, находятся в классической системе координат качественной тематической журналистики. Тематическая специализация будет связана с мастерскими известных и успешных практиков, вокруг которых будут складываться группы последователей. Мне кажется, и студенту так будет проще ориентироваться в том, что он хочет выбрать — больше мультимедийности (технология), больше отраслевой журналистики или больше понимания процессов медиапроизводства и продюсирования в смежных с журналистикой индустриях (кино, документальный театр, дизайн, медиа-арт, реклама).

— Думаю, что немалую часть абитуриентов привлекут как раз имена преподавателей, которые будут задействованы в структуре нового факультета…

— На отделении деловой и политической журналистики уже работают такие блестящие практики, как Александр Архангельский, Людмила Телень, Ольга Романова, старейшины российского телевизионного цеха Анатолий Лысенко и Григорий Шевелев, руководители телерадиокомпаний и медиа холдингов Радик Батыршин, Андрей Быстрицкий, Михаил Бергер, другие замечательные профессионалы. В Высшей школе журналистики ВШЭ, например, действуют такие интересные проекты, как документальная мастерская Марины Разбежкиной, мастерская Михаила Угарова из «Театра.doc», курс для телевизионных ведущих Светланы Сорокиной, программа Нью-Йоркской академии киноискусства и другие. Для наших студентов пересечение с профессионалами такого уровня будет отличным подспорьем.

Кроме того, мы дополнительно привлекаем некоторое количество людей, связанных с мультимедийными проектами. У Вышки традиционно тесные контакты с РИА Новости (главный редактор Светлана Миронюк). Мы также провели переговоры с Издательским домом «Коммерсант» (генеральный директор Демьян Кудрявцев), который готов работать на такой площадке. Идею факультета поддержали и Илья Осколков-Ценципер (Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка») и Александр Акопов (компания «АМЕДИА» — крупнейший производитель сериалов). Заинтересованы в продвижении идеи коммуникаций как интегрирующего технологии и творчество понятия и представители интернет индустрии, и специалисты по искусству новых технологий («МедиаАртЛаб»). Мы рассчитываем на тесное сотрудничество с коллегами по Вышке, в частности, с отделением культурологии, новым факультетом филологии и новой кафедрой интегрированных коммуникаций факультета политологии, факультетом бизнес-информатики, где, в частности, разрабатывается программное обеспечение для анимационных студий. Наш факультет должен «подтянуть» и новых, перспективных специалистов — практиков (у нового, как правило, еще нет имен и названий). Почему бы им не начать исследовательскую работу у нас?

— А в какой степени факультет планирует задействовать иностранных специалистов в области коммуникаций?

— В будущем учебном году один из уникальных курсов, посвященных индустриализации культуры, к нам приедет читать французский профессор. Мы также ожидаем приезда коллег из Швеции и Америки. Принципиальной договоренности о чтении курса по сетевому обществу мы достигли с докторантом Лондонской школы экономики Григорием Асмоловым, одним из создателей российской версии известной платформы Ushahidi.

— Ваши будущие выпускники «обречены» работать на интернет, или слухи о грядущей смерти телевидения сильно преувеличены?

— Ни радио, ни телевидение никуда не денутся. Мультимедийность и интернет не панацея, это только новый инструментарий и новые каналы коммуникации, которые будут диктовать иную модель бизнеса, работать с иным типом потребителя, который становится все более придирчивым и хочет самовыражаться. Но «диванный зритель» в ближайшие 10-15 лет остается главным даже в тех странах, где мобильные и информационные технологии развиты лучше, чем у нас. Превозносить открытое сетевое общество я бы тоже не стала — опасностей, вызовов и противоречий в нем ничуть не меньше, и их еще предстоит по-настоящему осмыслить. Это трудный процесс, в результате которого будет меняться современная наука о коммуникациях и будущие представления о медиасфере.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Учебник преподавателей ВШЭ победил в премии «Книга года»

Учебник «Мультимедийная журналистика» под редакцией преподавателей факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Качкаевой и Светланы Шомовой стал победителем премии «Книга года» в номинации «Учебник XXI века». Книга выпущена издательством ВШЭ.

Каким будет факультет бизнеса и менеджмента

В Вышке завершился процесс укрупнения факультетов. Какие возможности он открыл для студентов? Как устроена новая система управления бакалаврскими и магистерскими программами? Поможет ли это приблизить центры принятия решений к  студенческим аудиториям и научным лабораториям? Расскажем об этом на примере «большого» факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ, объединившего специалистов в области менеджмента, логистики и бизнес-информатики.

В Вышке завершается процесс укрупнения факультетов

В Высшей школе экономике образуется «большой» факультет бизнеса и менеджмента. В его состав войдут нынешние факультеты менеджмента, логистики и бизнес-информатики, которые получат статус школ.

Гуманитарии в Вышке: один факультет, разные программы, больше возможностей

Cостоялась презентация и день открытых дверей «большого» факультета гуманитарных наук ВШЭ. Для тех, кто это событие пропустил, рассказываем о самом главном, что нужно знать о факультете.

В университете продолжается укрупнение факультетов

В рамках организационной реформы в НИУ ВШЭ создаются еще два «больших» факультета — факультет экономических наук и факультет гуманитарных наук. Они включат в себя образовательные и научные подразделения по соответствующим направлениям. Изменения произойдут и в структуре МИЭМ НИУ ВШЭ.

Санкт-Петербургский кампус ВШЭ ждет реформа факультетов

Вслед за московской Вышкой процесс укрупнения факультетов затронет и кампус ВШЭ в Санкт-Петербурге. Новая структура кампуса будет включать юридический факультет, а также два факультета, которые получат названия школ — Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук и Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента ВШЭ.

Отделение востоковедения войдет в состав факультета мировой экономики и мировой политики

На заседании Ученого совета ВШЭ 30 мая было принято решение об открытии нового «большого» факультета — мировой экономики и мировой политики. В структуре этого крупного факультета будут созданы Департамент мировой экономики, Департамент международных отношений и Школа востоковедения. Деканом станет Сергей Караганов.

Социальные науки обретут один факультет

НИУ ВШЭ продолжает укрупнять образовательные подразделения. В новом учебном году в университете появится «большой» факультет социальных наук. Он объединит факультеты социологии, психологии, прикладной политологии и государственного и муниципального управления, которые станут департаментами, а также несколько институтов и центров, которые при этом сохранят свою автономию.

Вышка и Яндекс подготовят «спецназ» по работе с большими данными

Российские IT-компании успешно продвигаются на глобальный рынок, но отечественному бизнесу в целом не хватает квалифицированных специалистов в IT-сфере. Восполнить их дефицит должен факультет компьютерных наук, создаваемый Высшей школой экономики при участии Яндекса. Презентация факультета, на которой выступили руководители ВШЭ, Яндекса и Минкомсвязи РФ, состоялась 27 апреля.

ВШЭ и Яндекс открывают факультет компьютерных наук

В рамках стратегии создания «больших» факультетов в Вышке при участии компании «Яндекс» организуется факультет компьютерных наук. Он объединит отделения программной инженерии и прикладной математики и информатики, а также базовую кафедру Яндекса. Возглавит факультет Иван Аржанцев.