• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мода, костюм, личность

В этом году в программе гуманитарных факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ появился новый курс «Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве». О содержании и целях курса рассказывает его автор — писатель и журналист Линор Горалик.

— Линор, с чем связан ваш персональный исследовательский интерес к повседневному костюму?

— Меня интересуют все вещи, связанные с повседневностью, не только костюм; костюм, скорее, очень естественное ответвление. Когда-то давно меня поразила мысль, что даже человек, умирающий от голода, с большой вероятностью делает это одетым. Одежда — одна из самых базовых составляющих повседневного бытия в современном обществе. И, кстати, удобно быть объектом собственного исследования.

— О чем будет этот факультатив, в чем его специфика, и какие задачи вы ставите перед собой в данном курсе?

— Этот курс задуман мною как рассказ о наших повседневных отношениях с одеждой. Тема повседневного костюма интересует меня больше всего, я много с ней работаю, и мне хотелось бы не только поделиться своими наблюдениями со студентами, но и исследовать вместе с ними целый ряд вопросов. В центре разговора, который я планирую вести, лежат вопросы идентичности: роли костюма в повседневной саморепрезентации — с одной стороны, и его роли в восприятии нас другими — с другой. Мне важно подходить к повседневному костюму как к инструменту для решения задач — личных, профессиональных, социальных, любых. И одной из главных таких задач оказывается необходимость постоянно отвечать на вопрос: «Кто я такой — и кем я представляюсь другим?». Все наши отношения с одеждой (за редчайшими, хотя и важными, исключениями, связанными, например, с использованием спецодежды) построены в рамках решения этой задачи. Тема повседневного костюма огромна, ее, конечно, нельзя осилить за тридцать часов, — но можно попытаться обозначить основные линии, вдоль которых (или даже поперек) студенты могли бы потом самостоятельно двигаться в своих наблюдениях и исследованиях.

— Каких студентов вы хотели бы увидеть на занятиях, каким бэкграундом они должны обладать? Возможно, вы порекомендовали бы им что-то почитать до начала занятий?

— В качестве бэкграунда приветствуются не какие-то конкретные знания, а наличие системного мышления и живой интерес к истории повседневности. Знание английского на уровне, позволяющем разобрать журнальную статью, тоже было бы полезно, но не обязательно. Я буду рада не только студентам, интересующимся костюмом и модой в принципе, но и тем, для которых этот курс — первое столкновение с темой. Мне хотелось бы дать студентам инструменты, позволяющие думать о костюме в контексте не только теории моды, но и других дисциплин — социологии, экономики, психологии, культурологии, да хоть религиоведения. Тем, кто хочет извлечь из этого курса максимум пользы, я бы рекомендовала заранее прочесть несколько текстов: Costume and Fashion: A Concise History (World of Art) by James Laver, Fred Davis: Fashion, Culture, and Identity, Ольга Вайнштейн, "Денди: мода, литература, стиль жизни", Робер Жан-Ноэль, "Рождение роскоши. Древний Рим в погоне за модой", Ю. М. Лотман, «Декабрист в повседневной жизни».

И отдельно хочу заранее сказать, кому на этом курсе будет, скорее всего, заведомо скучно — тем, чей интерес к костюму ограничивается запоминанием названий брендов и воображаемым миром фильма «Дьявол носит Prada» (я, кстати, искренне полагаю, что дьявол одевается на Люблинском вещевом рынке, но это уже другой разговор). А интересно, я надеюсь, будет людям, которые готовы думать о костюме как о части нашей повседневной жизни, со всеми ее красивостями и некрасивостями вперемешку. В том числе, конечно, — и с эстетическими эскападами haute couture, и с авторской модой, и с вопросами создания высокого стиля. Но этот курс — однозначно не о том, как с первого взгляда отличить Mark Jacobs от Balenciaga и какими именно словами молиться на Jan del Castelbajac.

— Это ведь не первый ваш преподавательский опыт в жизни. Как часто вам приходилось взаимодействовать со студенческой аудиторией, нравится ли вам преподавательская деятельность?

— Я преподаю с шестнадцати лет (когда я начинала, передо мной иногда была аудитория вдвое старше меня, и начальство запретило мне рассказывать студентам о своем возрасте). Преподавание всегда было для меня очень благодатным опытом, — в ходе его я узнаю о предмете больше, чем знала прежде. Отдельное удовольствие — работать со студентами в таких ситуациях, как эта, когда курс не является «обязаловкой» и собирает людей, действительно желающих что-то узнать. Многие сегодняшние студенты вызывают у меня огромное уважение: это умные, самостоятельные, мотивированные люди, четко понимающие, зачем нужна учеба. Разговаривать с такими людьми легко и интересно, а главное — они готовы много работать самостоятельно.

— Давайте продолжим разговор о формах обучения, которые вы планируете использовать.

— Я планирую смешивать фронтальное преподавание и самостоятельные задачи, которые студентам предстоит решать самим, благо повседневный костюм — идеальное пространство для исследований, не требующее ничего, кроме целеустремленности и мозгов. (Примеры таких задач приведены в конце интервью — Прим. Ред.). Они непростые, но я надеюсь, что их решение не только подготовит студентов к курсу, но и покажет им вектор развития разговора. Если получится, буду выбираться со студентами в какие-нибудь особые места бытования костюма — от вещевых рынков до fashion-показов (в ходе которых, конечно, смотреть на публику гораздо интереснее и важнее, чем смотреть на подиум). Все эти, и многие другие вещи, о которых пойдет разговор, могут, среди прочего, помочь студентам развить особую «костюмную оптику», особый способ смотреть по сторонам и замечать вещи, связанные с одеждой, телом, модой, саморепрезентацией. Мне кажется, такая «профессиональная оптика» — один из базовых навыков для исследователя в рамках любой дисциплины; на теме костюма эту оптику легко вырабатывать и упражнять.

— На ваш взгляд, какое отношение к одежде культивируется в современном российском обществе, что происходит в сфере «человек-тело-одежда»?

— В этой области есть, как мне кажется, хорошие новости, а есть не очень хорошие. Хорошие новости — просветительский проект все-таки работает: у нас расширяется понятие телесной нормы и телесной красоты. Мы постепенно приобретаем новые дискурсы для обсуждения тела, костюма и связанных с ними вопросов саморепрезентации; мы учимся толерантному подходу к инакости, у нас расширяется диапазон допустимого. Плохие новости — это все-таки происходит очень медленно. Например, у нас появилась возможность недорого и хорошо одеваться благодаря появлению на российском рынке массовых марок в диапазоне от Zara и Topshop до «Твое».

Но процесс, в рамках которого быть одетым «хорошо» и быть одетым «дорого» перестают быть связанными понятиями, все еще идет слишком медленно (для этого есть множество причин, но о них разговор отдельный). Кстати, возвращаясь к теме тела: массовые марки, наконец, принесли с собой в Россию нормальную размерную линейку. Десять лет назад вещи размером больше 42-44 можно было купить только на рынках, и они были рассчитаны на старшую возрастную категорию; даже байеры тех марок, которые производят всю размерную линейку, не привозили эти вещи в Россию (тоже не беспричинно, но от того не менее печально). Но, как мне кажется, до по-настоящему адекватных отношений с телесностью нам, конечно, нужно еще много работать.

Это работа глобального порядка, разговор не про костюм, а про общество, — и, если хотите, про политику. Для начала человек должен быть уверен в том, что любая беда, происшедшая с его телом, не сделает его изгоем. Оказаться человеком с ограниченными возможностями — всегда тяжелейшее испытание, но в России это зачастую просто конец света. Наши отношения с телом очень сильно задаются диапазоном «нормы», а в России этот диапазон — крошечный. И проблема здесь — не из области эстетики. Быть нормальным — это не только быть уверенным, что в тебя не тычут пальцем на улице; быть нормальным — это иметь возможность делать все, что могут делать остальные люди. Например, въехать в инвалидном кресле в любое кафе или сориентироваться благодаря азбуке Брайля в любом лифте. Эстетическая терпимость — это следствие уважения к человеческому телу в любом его состоянии.

И напоследок я предлагаю каждому записавшемуся на курс заранее проделать пять простых экспериментов и подумать о полученных результатах. Это, мне кажется, поможет слушателям немного втянуться в саму тему изучения повседневного костюма и его связи с построением идентичности.

  1. Попробуйте один день выглядеть так, чтобы вас вообще никто не замечал. Чтобы не привлекать ничье внимание, чтобы на вас ни разу не подняли глаз в метро, на улице, в институте. «Никто» — это самые разные люди, об этом не следует забывать. Что пришлось сделать для успеха этого эксперимента? Что пришлось внести в свой облик, от чего пришлось отказаться?
  2. Возьмите три модных женских журнала и просмотрите их, держа в голове убеждение, что в моде пастельные цвета. Теперь просмотрите все три журнала еще раз, держа в голове убеждение, что в моде мужской стиль. Попробуйте проанализировать свои впечатления.
  3. Найдите в своем гардеробе вещь, которую вы не носите никогда, ни при каких обстоятельствах. Попробуйте ответить себе на следующие вопросы. Как эта вещь оказалась в моем гардеробе? Почему я ее храню? Почему я не ношу ее? Что должно измениться, чтобы я этой вещью все-таки воспользовался?
  4. В течение одного дня «примеряйте» на себя чужие вещи и облики: увидев человека на улице, представьте себе, что у вас его одежда, его прическа, его аксессуары. «Надев» чужой облик, попробуйте ответить на два вопроса: «Куда я иду?» и «Что обо мне думают случайные наблюдатели?»
  5. Спускаясь в метро, представьте себе, что вы шпион, впервые оказавшийся в России. Вы в жизни не видели модного журнала, ваши единственные источники знаний о человеческом облике — ваши наблюдательсность, интуиция и аналитические способности. Попытайтесь составить сводку: как должны выглядеть женщина/мужчина вашего возраста, чтобы не выделяться в этой толпе.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.

Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге

С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

«Задача наших выпускников — показать себя как дизайнера»

В середине июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ прошел финальный модный показ выпускников бакалавриата и магистратуры профилей «Дизайн одежды» и «Создание фэшн-бренда». Гости увидели 20 коллекций молодых дизайнеров, каждый из которых размышляет на волнующую тему, создавая самые необычные образы из тканей.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

Вышка начинает исследование в Доме культуры «ГЭС-2»

Объединение ученых MendiT Research Lab, созданное на базе аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, с 5 июня на месяц станет резидентом Дома культуры «ГЭС-2». Исследователи познакомят городское сообщество с лабораторией и вместе с горожанами будут изучать практики починки одежды. Каково это — находиться в поиске метода и объекта исследования, участницы лаборатории рассказали порталу ВШЭ.

«Будущее цифровой моды — в дополненной реальности»

В рамках проекта факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ провели виртуальный показ космической моды будущего «Небесные тела» (Cosmic bodies). Над виртуальным шоу работали студенты магистерской программы «Мода» Анастасия Козлова и Вадим Хуснутдинов под кураторством преподавателя Школы дизайна Валерии Тухановой.

Вышка открывает запись на общеуниверситетские факультативы второго полугодия для всех

13 декабря на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» начинается запись на общеуниверситетские факультативы — авторские курсы, которые смогут посещать в режиме онлайн как студенты университета, так и широкая аудитория.

Идеи новых границ: студенты Школы дизайна Вышки приняли участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia

23 апреля в Музее Москвы учащиеся направления «Мода» провели показ HARD 009: NEW BORDERS на весенней сессии MBFW Russia. Эмоции участников, оценки кураторов и фоторепортаж с самыми яркими моментами модного события – в материале новостной службы портала.

Регистрация на общеуниверситетские факультативы на второе полугодие открывается для всех

5 декабря начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ второго полугодия. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.