• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Университет должен знать своих героев"

Весной 2008 года в Вышке был создан Фонд образовательных инноваций. О его проектах и перспективах развития рассказывает первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.

— Вадим Валерьевич, как возникла идея создания Фонда образовательных инноваций?

— Он был создан по образу и подобию Научного фонда ГУ-ВШЭ, который весьма успешно работает с 2004 года. С его помощью университет стимулирует исследовательскую деятельность, подготовку публикаций и академическую мобильность преподавателей и научных сотрудников. Но очевидно, что, при наличии довольно большого числа эффективных инструментов стимулирования научной деятельности, в университете не хватает специальных мер для поощрения преподавательской работы как таковой. Фонд образовательных инноваций должен восстановить баланс в этом отношении.

Проекты Фонда образовательных инноваций — это логическое продолжение Инновационной образовательной программы, которую Вышка реализовывала в 2006—07 гг. в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В 2006 году мы объявили серию конкурсов как раз на создание новых образовательных продуктов — программ, учебно-методических комплексов, пособий, инновационных методик и прочее. Эти конкурсы прошли успешно, активность была высока (подано более 500 заявок) и сделано много всего полезного. Одновременно был создан и апробирован механизм инициирования и конкурсного отбора образовательных инноваций. А в заявке, утвержденной в качестве приложения к госконтракту, мы написали, что после того, как государственное финансирование завершится, мы продолжим эту деятельность, создав Фонд образовательных инноваций. Таким образом, создав этот фонд, мы выполнили свои обещания.

— У Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ был Наблюдательный совет, в который входили, в том числе, внешние эксперты. Есть ли аналогичная структура в Фонде образовательных инноваций?

— Да, был создан Совет Фонда образовательных инноваций, и треть его членов — видные внешние эксперты в области образования. Это, в частности, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов (до недавнего времени он возглавлял Рособрнадзор), директор магистерской программы РЭШ Олег Замулин, известный специалист в области социологии образования Давид Константиновский и другие. Первое заседание совета состоялось в июне.

— Какие конкретно инновации фонд уже поддержал и планирует поддерживать?

— Мы наметили два направления деятельности.

Первое направление — это собственно поддержка инновационных проектов. Но поскольку в 2008 году университет испытывал серьезные проблемы в связи с резким прекращением финансирования Инновационной образовательной программы, и у нас были обязательства по продолжению финансирования новых лабораторий и прочих структурных подразделений, мы не могли всерьез развернуть эту деятельность.

Поэтому мы решили для начала развивать второе направление — серию конкурсов для выявления и поощрения лучших преподавателей. Для этого не требуется так много ресурсов, но, тем не менее, конкурсы представляются нам крайне важными. На данный момент объявлено четыре конкурса: "Преподаватель года", "Научный руководитель года", "Преподаватель иностранного языка", "Молодой преподаватель года". Речь идет именно о преподавателях, а не об администраторах: заведующие кафедрами, которые предлагают номинантов, деканы и члены ректората не могут выдвигаться на конкурс.

— Кто выбирает победителей?

— Из не менее двух кандидатур, предложенных Ученым советом каждого факультета, победителя на каждом факультете будет выбирать Кадровая комиссия Ученого совета ГУ-ВШЭ, которую возглавляет Владимир Дмитриевич Шадриков. Таким образом, у нас будет "Преподаватель года факультета экономики", "Преподаватель года факультета права" и далее по всем номинациям.

"Преподаватель года" — единственная номинация, в которой определяется один абсолютный победитель, — "Преподаватель года ГУ-ВШЭ". Его будет выбирать Коллегия ординарных профессоров из числа победителей по факультетам.

— В чем еще принципиальные отличия номинации "Преподаватель года" от трех остальных? Научные руководители, преподаватели иностранных языков и молодые преподаватели — они, простите за тавтологию, все те же преподаватели…

— Далеко не каждый преподаватель является научным руководителем студентов и аспирантов, и здесь разница очевидна. Что будет считаться критерием? Например, студент данного научного руководителя стал лауреатом или победителем конкурса научно-исследовательских работ; еще лучше, если таковыми стали несколько его студентов. Или, скажем, в этом году у научного руководителя защитился аспирант (или несколько аспирантов). То есть преподаватель не просто выполняет функции научного руководителя, но его ученики демонстрируют определенные результаты.

Что касается преподавателей иностранных языков, то это очень большая группа сотрудников нашего университета, их работа крайне важна, поскольку без знаний иностранного языка невозможно представить себе современного экономиста, юриста, социолога и т.д. К тому же довольно сложно сравнивать лингвистов с преподавателями других предметов в рамках отдельного конкурса.

Молодые преподаватели — это тоже особая группа, причем имеются в виду вовсе не возрастные ограничения. Речь идет о студентах и аспирантах, которые уже начали преподавать в Вышке, но пока не являются штатными преподавателями. Это наш кадровый резерв, наши будущие преподаватели, которые уже ведут семинары или участвуют в других видах работы со студентами.

— Все факультеты разные по размеру. Есть большой факультет экономики и маленький факультет философии. При этом от каждого факультета выбирается все равно один победитель в той или иной номинации.

— Выдвигать кандидатуры по номинациям "Преподаватель года" и "Научный руководитель года" могут только те факультеты и отделения, где есть не менее трех кафедр. Например, на факультете философии, где три кафедры (помимо кафедры наук о культуре), будет избран свой лучший преподаватель, а отделение культурологии, где только одна кафедра, участвует в конкурсе в составе факультета философии. Аналогичная ситуация на двух отделениях факультета бизнес-информатики. А дальше мы уже не будем мерить — кто больше, кто меньше, — по каждому факультету в итоге будет один объявлен победитель.

На конкурс "Преподаватель иностранного языка" выдвигаются кандидатуры от каждой из шести языковых кафедр. А в конкурсе "Молодой преподаватель года" участвуют только факультеты, на которых утверждены не менее трех кандидатур в составе группы "Будущие преподаватели" кадрового резерва.

— Почетное звание — это еще и "кругленькая сумма". Известен ли ее размер?

— Пока мы об этом не объявляем официально. Но денежные премии, несомненно, будут — не сногсшибательные, но и не сугубо символические.

— Когда будут подведены результаты конкурсов?

— В течение октября продолжается утверждение кандидатур на ученых советах факультетов. После этого Кадровая комиссия Ученого совета ГУ-ВШЭ и Коллегия ординарных профессоров будут принимать решения. Мы надеемся, что к моменту проведения конкурса "Золотая Вышка" все результаты будут известны.

— В чем вообще необходимость таких конкурсов?

— Некоторые коллеги задавали нам такой вопрос (и даже шутили), находя аналогии с соцсоревнованием на предприятиях в советские времена. Но большинство коллег идею поддержали. И я убежден, что такие конкурсы очень важны, что их должно быть как можно больше, хороших и разных. Мы должны знать и отмечать своих лучших преподавателей, каждый год будут появляться новые имена. Университет должен знать своих героев.

— А когда начнутся другие проекты Фонда образовательных инноваций?

— Мы надеемся, что в Финансовом плане на 2009 год будут заложены более весомые средства на подобные проекты, чем в этом году. Тогда мы сможем развернуть новые конкурсы, связанные уже не с поощрением преподавателей за их прежние достижения, а с инициированием и стимулированием образовательных инноваций. Фактически будет продолжена деятельность, начатая в рамках Инновационной образовательной программы. Обращу внимание на то, что у Фонда есть свой сайт. Следите за объявлениями.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Программа ФОИ: победители весенних конкурсов

Определены победители весеннего цикла конкурсов программы «Фонд образовательных инноваций» ВШЭ 2013 года. Публикуем список лучших образовательных разработок и их авторов.

Конкурсы образовательных инноваций: какие проекты побеждают?

11 апреля состоялась встреча сотрудников университета с победителями конкурсных программ Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ в рамках методического семинара «Делимся педагогическим опытом».

«Преподавание — увлекательный процесс»

Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Оксана Черненко признана студентами факультета права ВШЭ одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия в прошедшем учебном году.

Весенние возможности Фонда образовательных инноваций

Действующая с 2008 года программа «Фонд образовательных инноваций ВШЭ» (ФОИ) нацелена на стимулирование преподавательской работы, улучшение качества образовательных программ, поддержку инновационных разработок и распространение лучших педагогических практик. В этом году в рамках весенних конкурсных программ ФОИ появилось три новых конкурса, о них рассказывает исполнительный директор этого фонда Оксана Черненко.

Победители конкурсов ФОИ

Решением бюро совета программы ГУ-ВШЭ «Фонд образовательных инноваций» (ФОИ) подведены итоги конкурсов на создание и использование в учебном процессе оригинальных методических разработок.

Лучшие преподаватели ГУ-ВШЭ — 2008

Кадровая комиссия Ученого совета ГУ-ВШЭ определила победителей конкурсов Фонда образовательных инноваций, который, как известно, был создан в университете для выявления и поощрения лучших преподавательских кадров, привлечения к преподаванию лучших студентов и аспирантов, а также для поддержки инновационных образовательных разработок и распространения лучших учебных практик.

К ежемесячной зарплате учителя надо добавить 7—8 тысяч рублей

Ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов выступил 24 декабря на интернет-пресс-конференции в российском информационном агентстве РосБизнесКонсалтинг.

Работали мы не напрасно!

20 декабря в Высшей школе экономики состоялось итоговое заседание Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. Члены Комиссии во главе с ее председателем — ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым представили доклад "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?", ставший результатом их двухлетней деятельности.

Закон есть закон

О том, как принятие федерального закона, устанавливающего уровни высшего образования, отразится на сегодняшних и будущих студентах Высшей школы экономики, рассказывает первый проректор Вадим Радаев.