• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Золотая Вышка»: за достижения в науке

Ординарный профессор НИУ ВШЭ Вадим Петровский — победитель премии «Золотая Вышка – 2011» в номинации за достижения в науке.

— Вадим Артурович, как давно вы работаете в Вышке?

— В 2006 году я пришел на факультет психологии ВШЭ в качестве совместителя — сразу мне было трудно из состояния свободного человека, который занимается в основном наукой, консультированием, войти в роль штатного профессора. Но через некоторое время я «сдался», так как был очарован вышкинской атмосферой, мобильным и конструктивным административным аппаратом, я увидел в нем редкий пример сочетания научной одаренности, молодости и опыта в администрировании. Я ничего подобного нигде не видел.

— Какие эмоции и мысли вызвала у вас победа в «Золотой Вышке», что она для вас значит?

— Когда мне вручали что-то, что называлось золотым — мне всегда хотелось взять и при всех попробовать приз на зуб, действительно ли это того качество золото, какое должно быть, когда тебе вручают медаль. В этот раз я сдержался. Я не так часто участвую в конкурсах, первый раз это был смешной конкурс журнала «Химия и жизнь» на определение, что такое душа. Я написал, что душа — это жизнь минус смерть, и приписал, что с учетом специфики журнала душа — это жизнь минус химия. Мое определение заняло первое место, и в качестве приза я получил годовую подписку на журнал. И второй случай — это как раз «Золотая Вышка». Что это для меня? Для меня это было очень приятное и совершенно неожиданное событие, потому что Вышка — большой университет, на многих факультетах можно говорить о сложившихся научных школах, здесь работают очень серьезные ученые. И тот факт, что именно психолог оказался лауреатом, для меня знак того, что оценена работа всего факультета, она значима и заметна для Вышки, и я очень рад этому.

— В списке ваших достижений создание мультисубъектной теории личности. Расскажите, пожалуйста, о ней.

— Я построил ряд концепций, которые в результате определенных логических усилий выросли в рамках единой теории, названной мною «мультисубъектной теорией личности». Одна из этих концепций — концепция надситуативной активности, в границах которой рассматриваются феномены полагания индивидом своего «Я» за пределы освоенного и познанного, анализируются возможности выхода человека за пределы ситуации. Во второй концепции, — «отраженного Я», исследуются феномены идеальной представленности и продолженности «Я» индивида в других людях — феномены отраженной субъектности. Третья концепция — концепция «мультисубъектности Я» говорит о том, что каждый из нас представляет собой множество «Я», способных к созданию различных форм взаимодействия друг с другом и с окружающей действительностью.

— В психологии ведутся серьезные дискуссии о разрыве между академической и практической деятельностью психологов. Ваша теория имеет прикладной аспект?

— Для меня проблемы современной психологии заключается в том, что в какой-то момент она потеряла «логос», ее можно назвать психографикой — как неким изображением того, что происходит в человеке, или психософией — любовью к рассуждению на темы психологии, или психопрактикой — системой методик и техник. А вот психология, где логос централен, размывается. Я уже давно работаю как практик, а не только как теоретик, и то, чем мы сейчас занимаемся с коллегами на факультете — это нечто большее, чем просто теоретическая или практическая система. Мы создаем особую науку — персонологию, которая заключает в себе идею объединения теоретической и практической психологии личности. В сотрудничестве с Еленой Борисовной Старовойтенко, возглавляющей кафедру психологии личности, нам удалось построить систему, в которой сходятся вместе и проникают друг в друга культура, самопознание, академическая психология и психологическое консультирование. Одним из важных шагов в развитии и продвижении персонологической парадигмы в психологическом сообществе является создание Института персонологии — Науки Личности — где будут объединены идеи фундаментальной и практической психологии личности.

— Что для вас стоит за словом «логос» в психологии?

— Для меня «логос» означает построение проверяемых моделей психической реальности, и не просто проверяемых, а позволяющих прогнозировать что-то. Последние десять лет я строю такие модели, которые, с одной стороны, экзистенциально ориентированы, а с другой — математизированы, они несут в себе печать формальных схем, что позволяет прогнозировать поведение человека и его переживания. Это не только «математическое моделирование» психологических феноменов, но и то, что я называю «психологическим моделированием» математических объектов. И поэтому мне особенно приятно, что среди людей, кто высказывался в пользу моей победы, были люди, имеющие самое прямое отношение к математике. Я вижу в признании коллег знак того, что мост между психологией и математикой, экономикой, социологией, политологией и другими науками — не иллюзия, а реальность, и я очень надеюсь, что именно в стенах Вышки нам удастся наладить движение по этому мосту. В частности, оно может осуществляться и уже осуществляется за счет магистерского образования, так как наши программы интересны не только психологам, но и выпускникам других факультетов. Уже сейчас магистерские программы факультета психологии ВШЭ предлагают широкий диапазон специализаций («Персонология и экзистенциальная психотерапия»,«Исследование, консультирование и психотерапия личности», «Психология в бизнесе», «Измерения в психологии и образовании», «Прикладная социальная психология»), но, я также не исключаю, что силами Института персонологии удастся в обозримом будущем создать условия для развертки мощной мультипрофильной программы по консультативной психологии.

— Что это будет за специальность?

— К сожалению, пока это специальность, которой официально нет. В нашей стране люди, которые занимаются консультированием, изучают консультативные процессы, не имеют возможности защищать свою диссертацию по специальности, они защищают диссертации по какой угодно психологии — юридической, психологии развития, педагогической и общей, но не по консультативной психологии. Мы хотим, чтобы в ВАКе была образована особая научная специальность (это давняя моя мечта!) — консультативная психология, предметом исследования которой будет то, что происходит между консультантом и консультируемым в процессе и после их взаимодействия. Если нам удастся создать Институт персонологии и открыть программу по консультативной психологии на факультете психологии ВШЭ, то совместными усилиями мы сможем обеспечить наших выпускников уникальным набором дипломов и соответствующих компетенций: первый — диплом психолога-исследователя, второй — диплом психолога-консультанта и третий — диплом одной из ассоциаций, которая занимается психотерапией (будь то транзактный анализ, психоанализ, групп-анализ, экзистенциальный анализ, человеко-центрированная психотерапия и другое). Наша задача состоит в мультипрофильной подготовке специалиста, который способен варьировать техники и подходы в работе с конкретными клиентами. В связи с этим мы разрабатываем «консилиумный принцип» в подготовке психологов-консультантов, так как сегодня практическая работа психолога подразумевает хорошую ориентировку будущего профессионала в различных системах психологической практики. Иначе — как вырастишь свой собственный, авторский, стиль консультирования?

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.