• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методическая мастерская «Profi-Т»

В Высшей школе экономики стартовал новый проект — «Методическая мастерская "Profi-Т"». В мае-июне прошла первая серия методических встреч. О проекте рассказывают его координаторы, ведущие и участники.

Татьяна Ишмуратова, советник проректора

— Как возникла идея проекта?

— Мастерская «Profi-Т» — это совместный проект управления академического развития ВШЭ и программы «Фонд образовательных инноваций» (ФОИ) ВШЭ. Основная его идея — организация профессионального общения молодых преподавателей и исследователей с ведущими профессионалами Вышки по прикладным, практическим и методическим вопросам. Работая с кадровым резервом, мы стараемся быть «чуткими» к профессиональным запросам резервистов. Организация специального пространства, где коллеги с разных факультетов могут познакомиться с профессиональным опытом друг друга, продемонстрировать и обсудить собственный опыт, поделится эффективными методическими приемами преподавания — это ответ на запрос резервистов. В этом плане мы очень рады сотрудничеству с программой ФОИ, которая уже много лет аккумулирует вокруг себя преподавателей, занимающихся разработками и внедрением современных образовательных технологий.

— Как рождаются темы методических встреч?

— На старте были определены ключевые проблемы, которые сегодня представляют интерес для коллег. Вместе с Оксаной Эдуардовной Черненко, исполнительным директором Фонда образовательных инноваций и группой преподавателей Вышки мы составили «карту совершенствования методического мастерства» и провели опрос резервистов. Таким образом, появился рейтинг актуальных вопросов, которые стали для нас ориентиром в выборе тематик мастерских.

— Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для молодых коллег?

— «Карта-опросник» содержала четыре блока — это вопросы, связанные с преподавательской деятельностью, исследовательской и проектной деятельностью, информационными и языковыми компетенциями, а также свободное поле, в котором можно было отразить собственные вопросы.

Наиболее важным для резервистов оказался вопрос «Как быть в курсе новейших исследований в определенной области, чтобы осталось время на еду и, желательно, сон?», его отметили 63 процента опрошенных. Думаю, это говорит о том, что коллеги понимают: время — ограниченный капитал и они заинтересованы в результативной организации собственной профессиональной деятельности. Мастерскую, связанную с «техниками управления временем» мы обязательно проведем. Очень актуальны вопросы, ориентированные на активное включение студентов в образовательную деятельность: использование различных форм взаимодействия и интерактивных приемов, новых способов мониторинга и контроля знаний, способов структурирования учебного материала. Коллеги хотят научиться находить интересные конференции и готовить заявки, их интересуют проблемы поиска источников финансирования научных и прикладных исследований, заказчиков конкретных разработок и другие профессиональные вопросы.

— Какие мастерские на сегодня уже проведены?

— Первые методические мастерские провели коллеги с кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. 22 мая мастерскую «Как эффективно использовать на занятии со студентами различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и фронтальную?» провели Мария Лытаева и Екатерина Ульянова. Эта встреча позволила понять возможности и целесообразность использования перечисленных форм работы со студентами при решении разных учебных задач.

Вторая встреча по теме «Наука и искусство проведения презентаций» состоялась 6 июня. На эту мастерскую — практическое занятие, пришли более тридцати преподавателей Вышки. Ведущая мастерской Екатерина Талалакина показала, как презентация может сделать публичное выступление ярким и запоминающимся. Она продемонстрировала эффективность «правила трех», участники узнали разные виды «hook», познакомились с новым форматом «PechaKucha».

Еще три мастерские были проведены 9 июня на выездном семинаре кадрового резерва ВШЭ, тематика которого была связана с развитием педагогических компетенций.

Одну из этих встреч провел первый проректор университета Вадим Валерьевич Радаев. Он преподает уже 30 лет, и его мастерская называлась «Чему учит опыт преподавания?». Вадим Валерьевич рассказал об использовании интересных приемов удержания внимания и сделал акцент на важности контроля над своими «словами, звуками и жестами». Самым главным в преподавании профессор Радаев считает искренний интерес к науке и своему предмету.

Мастерская старшего преподавателя кафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Оксаны Эдуардовны Черненко была посвящена активному включению студентов в работу учебных семинаров. Она рассказала об организации работы малых групп, об использовании приема «рандомных опросов» и работе с текстами. В ходе мастерской всем была поставлена задача в течение нескольких минут ответить на вопросы «Чему учит курс, который вы преподаете?», «Как вы учите?» и «Как вы оцениваете результаты?». Это привело к тому, что преподаватели решили внести изменения в описание своих учебных программ, чтобы студенты поняли смысл преподаваемых курсов, получили представление о том, как будет организовано преподавание, и знали, по каким критериям их будут оценивать.

Ольга Евгеньевна Кузина включила всех участников мастерской в совместное размышление об организации оценки знаний студентов. Были определены недостатки существующей системы и предложены конкретные приемы организации тестирования, оценивания и получения обратной связи, позволяющие сделать оценку эффективным инструментом обучения.

— Какие выводы можно сделать после проведения первой серии мастерских?

— Сегодня компетентностный подход требует от нас перехода к деятельностному образованию. Задачей преподавателя в этом плане становится не столько передача знаний, сколько включение студентов в решение учебных, а затем научных и профессиональных задач. Решение этой задачи не должно быть тривиальным, и обмен опытом использования продуктивных образовательных технологий в данной ситуации является особо значимым для коллег.

Стало понятно, что подобные встречи важны не только молодым преподавателям и исследователям, но и тем, кто уже достаточно опытен в своем деле, ведь практика всегда ставит новые вопросы, решение которых позволяет вывести ее на более высокий уровень.

— А кто будет проводить мастерские в следующем году, и кто может стать участниками этих методических встреч?

— Для проведения мастерской нужны тема, «мастер» и «ученики». Встреча может быть проведена в любом формате, даже в форме «посиделок за чаем», главное, чтобы она носила прикладной характер, чтобы участники — «ученики» — не только услышали конкретные советы, но и приобрели полезные умения, продемонстрировали и обсудили свой собственный опыт. «Мастером» может стать тот, кто чувствует себя к этому профессионально готовым, кому есть чем поделиться с коллегами. Уже поступила серия предложений об организации мастерских от выпускников кадрового резерва и резервистов из категории «Будущие профессора», что для нас особо приятно. Хотелось бы видеть в качестве ведущих мастерских победителей конкурсов образовательных инноваций, конкурса «Лучшие преподаватели». Примерные тематические направления мы, конечно, определили, но ограничиваться результатами опроса резервистов не думаем. После проведения мастерских у участников появляются новые идеи, к проекту присоединяются новые люди, пишут письма с предложениями. Это «живая» открытая ситуация, принимаются интересные предложения и идеи от всех, кому это направление деятельности интересно.

Если говорить об «учениках», мы ориентированы не только на работу с группой кадрового резерва, но и на всех заинтересованных коллег. В сентябре будет составлен график работы мастерской «Profi-T» на следующий учебный период, с указанием тем, ведущих и с кратким описанием мастерских. Познакомиться с графиком и зарегистрироваться можно будет на сайтах «Академическое развитие» и программы «Фонд образовательных инноваций».

 

Оксана Черненко, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций» ВШЭ:

— За время работы Фонда образовательных инноваций собрано довольно много интересных, оригинальных методических разработок. Это методики проведения семинаров, в том числе научно-исследовательских, как в бакалавриате, так и в магистратуре, программы междисциплинарных курсов и курсов по развитию академических навыков студентов и много другое. Эти инициативы преподавателей нужно продвигать, чтобы они не лежали мертвым грузом, чтобы имеющийся опыт распространялся между преподавателями университета. Мы проводили презентации по итогам конкурса образовательных инноваций в прошлом году, сделали совместную презентацию лучших методических разработок в режиме видеоконференции с нашими кампусами в других городах. Поэтому когда родилась идея проведения методических мастерских, мы с удовольствием включились в эту работу с коллегами. Замечательно, что методические мастерские будут открытыми для всех преподавателей Вышки, а не только для членов кадрового резерва.

На выездном семинаре кадрового резерва я сама провела мастерскую «Как вовлечь студентов в работу семинара?». Рассказывала о своем опыте проведения семинарских занятий, о том, что мне кажется интересным и полезным, и от каких методических приемов пришлось отказаться. Приятно, что коллеги сразу включились в работу и стали в свою очередь делиться собственными наработками, обсуждать. У нас ведь не всегда хватает времени прийти к коллеге на занятия, а такие встречи — хорошая возможность узнать, с какими проблемами сталкиваются и, главное, как их решают другие. Я получила обратную связь, и тоже узнала что-то полезное. После мастерской многие из участников сказали, что хотят доработать программы своих курсов; значит, удалось подтолкнуть коллег к размышлениям, к анализу своего опыта.

 

Комментарии участников и ведущих прошедших методических мастерских.

 

Мария Лытаева, доцент кафедры иностранных языков ВШЭ:

— Университет — это с одной стороны, научно-исследовательское учреждение, с другой — образовательное. Задача университета — учить студентов, давать им новые знания. Но при этом часть преподавателей не имеют педагогического образования, а мастерская как раз и помогает восполнить этот пробел. На своей мастерской мы с коллегой Екатериной Ульяновой и с членами кадрового резерва говорили о том, как эффективно использовать на занятии различные формы взаимодействия — индивидуальную, групповую, парную, фронтальную работу. Результативность нашего семинара сложно оценить, потому что мы пока не знаем, как его участники используют в работе те приемы, о которых они узнали. Но все, что мы запланировали, у нас получилось. В качестве участника, слушателя хотелось бы оказаться на мастерской по теме «Что должно быть на ноутбуке при поездке на международную конференцию?». Хочу это знать.

 

Екатерина Ульянова, доцент кафедры иностранных языков ВШЭ:

— Нашу мастерскую с Марией Лытаевой мы оцениваем в целом позитивно: кислых лиц не было, на все наши предложения участники откликались с большим интересом и даже азартом. Очень понравилась мастерская «Искусство презентаций», где я была уже просто участницей. Презентации существенны не только в научной деятельности, но и в работе преподавателя. Ведь очень важно, с одной стороны, научить студентов делать хорошие презентации, а с другой, — сделать презентацию помощником преподавателя во время занятий.

 

Екатерина Талалакина, доцент кафедры иностранных языков ВШЭ:

— Желание провести мастерскую по искусству проведения презентации возникло по двум причинам. Во-первых, эта тема интересна лично мне, я этим специально занималась и думаю, что мне есть чем поделится с коллегами.  Сама я бы с удовольствием пришла на подобную мастерскую — к какому-либо другому специалисту по презентациям. Каждый накапливает какие-то методические приемы на протяжении многих лет своей преподавательской работы, но у всех опыт — разный, имеет смысл им обменяться и обогатить друг друга.

Сама идея методических мастерских — замечательная. Ни для кого не секрет, что есть проблема коммуникации между коллегами. Я, например, часто не знаю, что происходит в соседней аудитории и с удовольствием посетила бы занятие коллеги, но занятость не позволяет этого сделать. На нашей кафедре долго обсуждался формат таких встреч, где можно было бы делиться опытом. Коллеги по кадровому резерву с других факультетов, видевшие мое выступление на презентации проекта Фонда образовательных инноваций, подходили и говорили о том, что преподаватели кафедры иностранных языков ВШЭ отличаются методической подготовкой и хотелось бы у них поучиться. Теперь у нас такая возможность есть.

Что касается тематики занятий, которые я собираюсь посетить сама, то список, конечно, длинный. Пожалуй, самый интересный вопрос — «Что должно быть в ноутбуке в поездке на конференцию?». Я часто езжу на форумы за рубеж, и мне интересно, что же там все-таки должно быть. Я считала, что я знаю про это все, а оказалось, что это не совсем так.

 

Елена Попова, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ:

— Я уже была на двух методических мастерских и считаю, что их обязательно надо проводить, потому что преподаватели должны развиваться, не стоять на месте. Мы встречаемся со своими коллегами, обсуждаем какие-то вопросы, которые у нас возникают, помогаем друг другу решать проблемы. Первая мастерская продолжалась два часа, но это было совершенно незаметно, была комфортная атмосфера, все были задействованы, никто не скучал. Все было энергично, живо, динамично. Мастерская была посвящена разным типам работы со студентами, и ведущие показали, что у этих методов работы очень большой потенциал. Мне очень понравились обе мастерские.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования

В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.

Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета

10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества

В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.

Подводим итоги конкурса ППС

В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.

378

человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.

2%

российских вузов остаются сегодня без молодых преподавателей. В  2006 году ситуация с наймом молодых сотрудников в вузах была гораздо сложнее: преподавателей моложе 35 лет не было в 74% высших учебных заведений.

«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»

Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?

Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года

10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.