• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картина мира для студента

Недавно среди факультативов Вышки, посвященных культуре, появились курсы по средневековой и древней истории. Факультатив для студента — дело добровольное. Но в ГУ-ВШЭ посещаемость на этих занятиях такая, словно лекции читаются в специализированном историческом вузе. Почему?

Интерес к этим курсам со стороны вышкинских студентов, в общем, понятен: занятие такими дисциплинами позволяет расширить кругозор и, кроме того, отвечает всеобщему увлечению экзотическими и фантастическими сюжетами и популярными у молодого поколения ролевыми играми с исторической реконструкцией и т.д. Дополнительную привлекательность этим дисциплинам придает их контраст по отношению к основной специализации студентов, а значит, возможность погрузиться в особый, малознакомый для них мир гуманитарных исследований.

Олег Воскобойников
Олег Воскобойников
Посещаемость этих факультативов студентами объясняется, в том числе и тем, что Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) привлекает к этой работе людей, которые совмещают в себе высокий уровень академической культуры с открытостью и адекватностью восприятия современных реалий. Один из таких преподавателей — Олег Воскобойников, доцент кафедры истории средних веков и раннего нового времени МГУ, получивший докторскую степень в Высшей школе социальных наук в Париже. В рамках программы общеуниверситетских факультативов ИГИТИ он читает курс «Западная Европа в Средние века: картина мира». Недавно Олег Воскобойников выпустил в свет монографию «Душа мира: наука, искусство и политика при дворе Фридриха II». Для молодого ученого публикация столь объемного научного исследования — большая редкость.

— Олег Сергеевич, расскажите, как вы «шли» к этой книге? В сегодняшних условиях гуманитарному ученому не так просто написать книгу и довести ее до публикации. Как вам это удалось?

— Обычно я говорю, что написал книгу, потому что статьи теперь никто не читает. Если же говорить серьезно, то, как правило, научная монография является итогом, концом пути, размеченном статьями, и это как раз мой случай. Но мне очень хотелось, чтобы книга не выглядела «механическим» соединением не связанных между собой частей, чтобы она воспринималась как единое целое. Работа шла очень долго — десять лет отдельные части монографии сводились воедино, и еще за три месяца до ее выхода в свет я вносил в нее разные коррективы. Кстати, написание такого объемного труда — это перманентное стихийное бедствие для окружающих. Поэтому моя книга посвящена жене и дочери, ведь тем, что у меня в итоге получилось, я обязан их ангельскому терпению.

— А каков был собственно научный путь к этой книге?

— Началось все со студенческих лет, когда надо было просто придумать тему диплома, и довольно случайно этой темой стала Южная Италия в первой половине XIII века. В процессе написания я заинтересовался фигурой императора Фридриха II, которого окружало множество ученых, художников. Уже ближе к защите дипломной работы в 1998 году выяснилось, что есть и неопубликованные рукописные источники по этой теме — для историка это очень важный момент, определяющий перспективу дальнейшей работы над темой.

Параллельно я учился во Французском коллеже при МГУ, где слушал лекции известного французского историка Жана-Клода Шмидта, представителя знаменитой «Школы Анналов». Эти лекции оказали немалое влияние на направление моих исследований. Вскоре у меня появилась возможность поехать учиться во Францию. Там я какое-то время занимался историей науки и искусства XIII века, то есть сюжетами близкими, но не связанными непосредственно с Южной Италией. Однако увлечение Южной Италией не прошло, и в конце концов, Шмидт, который был моим руководителем, согласился на тему «Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II», которая и стала темой моей книги. По этой теме я защитил диссертацию сначала здесь в Москве, в МГУ, а в потом 2006 году — во Франции, в Высшей школе социальных наук. Однако диссертацию еще нужно было переработать в книгу, и здесь нельзя было просто убрать какие-то чисто диссертационные вещи, скажем, обзор историографии и источников. Таким образом, я дошел до последнего и главного этапа в написании книги. У меня был довольно объемный французский текст, который, конечно, выглядел специфично в силу особенностей французского научного языка. Соответственно, я перевел все на русский язык, и не просто перевел, а именно сделал этот текст русским.

— Вы закончили Французский Коллеж при МГУ, и это позволило пройти аспирантуру во Франции и, в конечном итоге, получить там докторскую степень. Что вы можете сказать о системе образования во Франции, что она вам дала?  

— У французского образования, на мой взгляд, очень много недостатков, но, наверно, все-таки меньше, чем у нашего. У них на образование выделяется больше денег, хотя, с другой стороны, у них реже бывают такие заинтересованные студенты, как у нас. Вообще, быть французским студентом, конечно, удобнее, чем нашим. Если же говорить о системе в целом, то характерной ее особенностью должна быть тенденция к междисциплинарности. У нас в этот же тренд вписывается, скажем, ИГИТИ и организуемая им программа факультативов. Но вот классическое гуманитарное образование и во Франции и у нас обнаруживает тяготение скорее не к междисциплинарности, а, напротив, к специализации. Чем дальше отдельные дисциплины друг от друга отходят, тем разработанность их считается выше, потому что человек не отвлекается ни на какие смежные дисциплины, а посвящает всю жизнь изучению, скажем, агиографической латыни или античного стихосложения.  

— Почему вы решили читать факультативные лекции, посвященные средневековой картине мира, именно в Высшей школе экономики? Как вы относитесь к системе образования в нашем университете и как вы представляете себе перспективы его развития?

— Здесь мне многое нравится: импонирует свобода слова и либеральное направление в наше, совсем уже не либеральное, время. Свою работу в Высшей школе экономики я бы сравнил с культуртрегерством на непрофильных факультетах. Правда, я должен признаться, что и без той работы по подготовке какой-то своей школы, своих учеников, которую я веду в МГУ, мне также было бы тяжело обойтись. В Вышке, пока в ней нет профильного факультета, то есть собственно исторического, или историко-филологического, вести подобную работу тяжело. Кстати, истфак в Вышке следовало бы «завести» еще и для того, чтобы у истфака МГУ появился серьезный конкурент, потому что наличие конкуренции всегда стимулирует хорошую работу любого учреждения.

Если говорить конкретно об ИГИТИ, мне нравится работать с этим институтом, потому что здесь работают профессионалы, которые умеют с интересом слушать «соседа». Те 10—15 человек, которые постоянно там работают, и те 20—30, которые присоединяются время от времени, — это, на мой взгляд, такое вот дружеское интеллектуальное сообщество, где работать комфортно. Импонирует и та манера, с которой проводятся заседания ИГИТИ: всегда с шуточкой-прибауточкой. Получается как бы легкое интеллектуальное хулиганство, которое очень скрашивает нашу, порой довольно серую, жизнь. При этом, однако, все это не превращается в «треп в порядке общего гуманизма» — не выхолащивается собственно научное содержание работы института. Нравится также, что ИГИТИ связан с Новым Литературным Обозрением и другими центрами интеллектуальной и научной жизни Москвы. Наконец, как я уже говорил, мне нравится преподавать в Вышке, потому что здесь я встречаюсь со студенческой аудиторией, которая готова слушать, понимать и вместе со мной заниматься интересными для меня темами.

— А что еще можете сказать о студентах Вышки, которым читаете спецкурс?

— Мне было очень приятно, что спецкурс посещали ребята с разных факультетов. Я думал, что будут приходить только философы и психологи, ну еще социологи, а приходили и менеджеры, и экономисты, то есть студенты тех факультетов, где, казалось бы, сложно ожидать интереса к таким сюжетам. Вообще, в Вышке есть студенты, способные стать медиевистами, и их не меньше, чем на истфаке МГУ. Ребята с менеджмента, например, сдавали мой спецкурс даже лучше, чем студенты истфака МГУ, как это ни удивительно.

Павел Соколов, стажер-исследователь ИГИТИ ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Общеуниверситетские факультативы: что Вышка предлагает своим студентам, сотрудникам и внешним слушателям

5 сентября начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.

Какие общеуниверситетские факультативы выбрали студенты ВШЭ и внешние слушатели

20 декабря завершилась кампания по выбору студентами НИУ ВШЭ и внешними слушателями общеуниверситетских факультативов на 1-е полугодие 2019 года. Сколько заявок подали на эти курсы? Какой курс оказался самым «многолюдным»? Куда записалось больше всего внешних слушателей? Подводим итоги.

Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия

Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.

Вышка приглашает на общеуниверситетские факультативы

В 2017/2018 учебном году НИУ ВШЭ открывает 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

Начинается запись на общеуниверситетские факультативы, стартующие во втором полугодии

С 1 декабря по 20 декабря будет открыта запись на общеуниверситетские факультативы ВШЭ, стартующие во втором полугодии 2016/2017 учебного года. Занятия, как обычно, будут бесплатными, записаться на них могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие.

Открыта запись на общеуниверситетские факультативы

В 2016/2017 учебном году НИУ ВШЭ открывает более 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение факультативов бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере

С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.

GR в современной России: теория и практика

Так называется общеуниверситетский факультатив, который реализуется в Вышке кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти. На презентации курса о тематике предстоящих мастер-классов рассказали спикеры факультатива Александр Шохин, Элла Памфилова, Сергей Борисов, Иосиф Дискин, Владимир Саламатов, Леонид Поляков.

Общеуниверситетские факультативы: что, где, когда

Дорогие друзья! Мы получили около 35 тысяч заявок от 13 тыс. потенциальных слушателей наших общеуниверситетских факультативов, т.е. в среднем каждый выбрал для себя не менее 3 курсов. Наши преподаватели очень рады, что предлагаемые ими курсы вызывают такой живой интерес, но поскольку возможности вуза и лекторов не безграничны, мы вынуждены были остановить запись через неделю после ее начала.

Вышка приглашает всех желающих на общеуниверситетские факультативы

В Высшей школе экономики открылась запись на бесплатные общеуниверситетские факультативы, посещать которые могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие. Курсы для этих факультативов были отобраны специальной университетской комиссией. Выбор тем очень широк — от программирования на Python до мегаполисов мира, от аргументации на английском языке до исламского фундаментализма в современном мире. Подробнее об этих факультативах — в вопросах и ответах.