• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическое образование под общественным контролем

12 сентября в НИУ ВШЭ состоялась учредительная конференция Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

  Видеозапись 

Инициатором создания новой ассоциации стала Высшая школа экономики. Открывавший конференцию ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что одной из ключевых задач Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) станет мониторинг качества и совершенствование стандартов образовательных программ в сфере социально-экономических наук и управления, которые сейчас «вызывают сомнения как у работодателей, так и у общества».

«С одной стороны, Россия — чемпион по масштабу таких программ, у нас порядка 30-35 процентов студентов учится по этим дисциплинам, — отметил Ярослав Кузьминов. — С другой стороны, трудоустройство экономистов и менеджеров проходит немногим лучше, чем трудоустройство педагогов и инженеров. Об этом редко говорят, но это так. И проблема не в том, что у нас перепроизводство специалистов в области экономики и менеджмента. Проблема  в том, что большинство образовательных программ, которые возникли в девяностые годы и позднее, имеют серьезные проблемы с качеством. В период скачка к рыночной экономике очень многие, если не все государственные вузы открыли эти пользовавшиеся спросом специальности, не имея на то достаточных кадровых и информационных ресурсов».

По словам ректора ВШЭ, еще пять лет назад из 600 гражданских вузов 550-570 готовили экономистов или менеджеров. В результате ценность дипломов по этим специальностям и даже ценность степеней кандидатов и докторов наук «стали девальвироваться». Эта проблема признается и на государственном уровне, вот почему недавними президентскими указами предусмотрено, в частности, проведение аудита как образовательных программ, так и вузов, их реализующих. «Но государство и чиновники самостоятельно провести такой аудит не могут, они должны опираться на профессиональное сообщество, — считает ректор ВШЭ. — Поэтому мы, посоветовавшись с коллегами из ведущих вузов нашей страны, приняли решение создать АВРЭМ».

В состав ассоциации вошли, помимо ВШЭ, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Российская экономическая школа, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Уральский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет и другие известные российские вузы.

Новая ассоциация будет работать и по другим направлениям. Одно из них — кадровое развитие и развитие профессиональных квалификаций. Нужно уходить от распространенного «инбриндинга», когда вузы при подборе кадров «замыкаются» на самих себя, к межвузовскому рынку специалистов. Другая цель — улучшение качества собственной работы и исследований, обучение практикам и технологиям, которыми располагают не только российские, но и мировые лидеры в области социально-экономического образования.

Ассоциация собирается работать в общеобразовательной школе, участвуя в методическом обеспечении ЕГЭ и совершенствовании формата и организации новых олимпиад школьников. АВРЭМ предлагает также вернуться к практике «грифования» учебников и учебных пособий. «Мне кажется, что министерство очень сильно поторопилось с отказом от «грифования», — заметил по этому поводу Ярослав Кузьминов. — Зайдите в книжный магазин, и вы там найдете под совершенно одинаковыми названиями принципиально разное по качеству содержание. Человек, впервые заинтересовавшийся нашими науками, просто не будет иметь ориентиров».

Многие российские университеты получили право устанавливать собственные образовательные стандарты, однако и они должны подвергаться независимой проверке на качество. «Давайте попробуем взаимно участвовать в процедурах внутренней аттестации и аудита, процедурах государственного экзамена, то есть быть добровольными контролерами друг друга, — предложил Ярослав Кузьминов. — Таким образом вузы сохранят полномочия по установлению оригинальных стандартов, но будут знать, как коллеги оценивают качество их программ».

Кроме того, АВРЭМ может участвовать в формировании стандартов профессионализма ученых в области экономики и менеджмента (с последующей организацией профессиональных экзаменов), стандартов прикладного бакалавриата и создании процедур добровольной аккредитации образовательных программ. Ассоциация планирует также тесно взаимодействовать с работодателями, помогая создавать профессиональные стандарты для экономистов, финансистов, менеджеров, логистов и других работников на открытом рынке.

Игорь Федюкин
Игорь Федюкин
Идею создания АВРЭМ поддерживают в российском правительстве. Присутствовавший на встрече заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин заметил, что деятельность новой ассоциации будет полезна и для российского академического сообщества, и для министерства. Главное, чтобы оценка качества образовательных программ и результатов деятельности вузов велась «по гамбургскому счету». Российские образовательные программы и исследования в социально-экономической сфере должны отвечать общепринятым мировым стандартам, а не маскировать свои недостатки пресловутой национальной спецификой. «Пока же мы не участвуем в глобальных дискуссиях о том, как устроено общество и куда оно движется», — констатировал замминистра образования. Его коллега Александр Климов добавил в связи с этим, что особое внимание необходимо уделить современным технологиям обучения в университете и дистанционному образованию.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков считает, что объемы финансирования образования в России (сейчас они, по оценке ОЭСР, составляют лишь 5,5% ВВП с учетом частных вложений) должны увеличиваться. «Качественное образование — это вопрос конкурентоспособности России как страны», — уверен он. А заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров полагает, что с помощью АВРЭМ может быть выработана новая, эффективная модель предоставления общественных услуг, которую можно будет использовать и в других социальных секторах.

Присоединившийся к обсуждению министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов дал весьма нелестную оценку образовательным программам в сфере экономики и менеджмента. «Количество “халтуры” зашкаливает, превышает все разумные пределы, — сказал министр. — Мы имеем дело с массовой имитацией научной деятельности и, как следствие, с низким уровнем подготовки студентов». При видимом «перепроизводстве» вузами экономистов и менеджеров, по-настоящему квалифицированных специалистов в этих областях, по словам Дмитрия Ливанова, не хватает.

«Задача ассоциации, — продолжил министр, — определить, где есть качество, где уровень выдерживается, а где его нет». При этом необходимо включать российских ученых и исследователей «в мировой контекст». Министр не исключает, что для этого придется провести «массовую переподготовку и замену преподавателей и профессоров, которые не могут включиться в мир академической экономической науки». Одновременно необходимо «сделать так, чтобы студенты получали практические знания в области экономики».

О необходимости общественного контроля в сфере высшего образования говорил на встрече ректор МГУ Виктор Садовничий. «Учреждая нашу ассоциацию мы должны вспомнить историю падения качества нашего образования — не для того, чтобы вновь себя бичевать, а чтобы не повторять те же ошибки, — отметил он. — Общественные организации — единственный способ контроля качества образования, и это направление деятельности должно быть главным для нас. Так получилось, что как ректор я представляю МГУ в Ассоциации юристов России. Эта ассоциация выбрала очень правильный вектор — она осуществляет жесткий контроль тех документов, которые вузы утверждают, и даже начала общественную аккредитацию вузов. Это тот пример, которому мы можем следовать. АВРЭМ создается исключительно своевременно. Я, например, думаю, что к такому же решению просто обязаны прийти медицинские вузы».

Одна из проблем, с которой придется бороться новой ассоциации, связана, по выражению ректора РАНХиГС Владимира Мау, с «высоким спросом на плохие дипломы». «В этом смысле объединение наших усилий особенно важно, хотя и накладывает на нас дополнительную нагрузку с точки зрения конфликта интересов, — полагает он. — Нам действительно предстоит много работы, но я бы предостерег от попыток заняться сразу всем. Нам предстоит выработать план действий с двумя-тремя приоритетами на ближайшие пару лет».

В завершение учредительной конференции члены АВРЭМ утвердили устав организации и состав совета АВРЭМ, который будет осуществлять оперативное руководство ассоциацией (его председателем был избран Ярослав Кузьминов, а в члены совета, помимо руководителей университетов, решено включить также представителей ряда министерств и Российского союза промышленников и предпринимателей). Кроме того, были утверждены профильные комиссии АВРЭМ и несколько рабочих групп, которые подготовят предложения по уточнению направлений деятельности ассоциации.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Максима Блинова

 

В состав Ассоциации вошли:

Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России;

Высшая школа экономики;

Государственный университет управления;

Московский государственный институт международных отношений МИД России;

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

Московский физико-технический институт;

Новосибирский государственный университет;

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

Российская экономическая школа;

Российский государственный гуманитарный университет;

Российский университет дружбы народов;

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова;

Санкт-Петербургский государственный университет;

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов;

Сибирский федеральный университет;

Уральский федеральный университет;

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

 

 

________________________________________________

В СМИ по теме:

Российские социально-экономические вузы объединились в ассоциацию // РИА Новости, 12 сентября 2012

Экономическим вузам устроят аудит // Наука и технологии России (STRF.ru), 13 сентября 2012

Учреждена Ассоциация ведущих вузов России в области экономики и менеджмента // Ведомости, 13 сентября 2012

Осилят ведущие // ПОИСК, 21 сентября 2012

 

 

 

Вам также может быть интересно:

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.