• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Настало время задать более высокую планку»

Продолжается работа Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента, учредительная конференция которой состоялась в сентябре этого года в ВШЭ. О задачах ассоциации, о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях оценки и сравнения вузов рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.

— Сергей Михайлович, какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед ассоциацией?

— Главная задача ассоциации — формирование в нашем профессиональном сообществе стандартов в широком смысле этого слова.

Но сначала самим фактом создания ассоциации мы решаем другую задачу — формирование профессионального сообщества. АВРЭМ — это сообщество внятных размеров. В поле ее работы втягиваются вузы, которые вполне могут участвовать в современных разработках. Если этих вузов два-три, а за рамками ассоциации — тысяча остальных, то дифференциация только будет усиливаться. А если их около двадцати, как у нас, то ситуация будет меняться. Тем более что большинство вузов — членов ассоциации имели в своем составе так называемые УМО — учебно-методические объединения, сыгравшие большую роль в создании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Но ФГОС — это минимум требований, чтобы в пропасть не упасть, это минимальная планка. УМО выполнили свою задачу — сформулировали минимум. Ассоциация делает следующий шаг: настало время задать более высокую планку.

— Как ассоциация планирует выстраивать отношения с государством и бизнесом?

— АВРЭМ может выступать как партнер государства в подготовке стандартов по экономике и менеджменту, оценке уровня не только стандартов, но и подготовки выпускников. Формирование оценочных материалов, рейтингов — тоже задача АВРЭМ, в этом заключается ее помощь государству.

Есть вузовские стандарты, а есть стандарты работодателей. Вузовские стандарты не обязаны им соответствовать, мы не готовим человека под конкретное предприятие. У образования другие задачи, оно создает мобильность человека в мире, в профессии. Когда мы готовим выпускника, то учитываем, что он может менять место работы. Человек для общества — это не работник для предприятия.

При этом мы участвуем в разработке профессиональных стандартов и не должны быть от них полностью отделены. Должна быть группа вузов — агентов образовательного сообщества, которые будут коллективно контактировать с представителями работодателей — Российским союзом промышленников и предпринимателей, «Опорой России», «Деловой Россией» и другими. То есть АВРЭМ может скоординировать чисто образовательную составляющую в требованиях профессионалов, выступить тут посредником.

— Представители вузов — членов ассоциации, принимающих участие в заседаниях рабочих комиссий, — это тоже в определенном смысле работодатели: они нанимают преподавателей в вузы. Планирует ли ассоциация установить требования к преподавателям экономики и менеджмента?

— Мы тоже работодатели, и мы тоже можем создать свой профессиональный стандарт — стандарт вузовского преподавателя. И это приведет к структурированию рынка труда, когда есть преподаватели, имеющие сертификат ассоциации. Со временем наличие сертификата может стать знаком качества, и мы сможем таким образом управлять качеством преподавателей. Поскольку АВРЭМ — некоммерческая организация, мы можем создать свой профессиональный стандарт менеджеров некоммерческой организации. Это тоже поможет структурировать рынок специалистов.

— В чем заключается интерес к работе ассоциации со стороны Уральского федерального университета? Какие темы для вас особенно важны?

— Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ — значимый игрок на рынке высшего образования в нашей сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать и реализовывать новые стандарты.

На мой взгляд, очень важная тема — введение промежуточной независимой аттестации студентов. Нужно не откладывать все до итоговой аттестации, когда человек уже закончил учиться, а ввести независимую оценку освоения части дисциплин, например, на втором курсе. Это позволит, с одной стороны, оценить состояние дел в вузе, с другой — показать студентам, в какой вуз они пришли и куда им, может быть, стоит уйти, если они попали не туда. В АВРЭМ я как раз вхожу в комиссию, которая занимается оценкой качества и стандартами. Формирование банка оценочных средств, их внедрение в процедуру государственной аккредитации, появление промежуточных экзаменов на бакалаврских программах позволит не давать аккредитацию самым плохим программам и отчислять самых плохих студентов.

Еще одна тема, не менее важная лично для меня, — о которой мы говорили: создание профессионального стандарта университетских менеджеров и преподавателей.

— Вы приняли участие 21 ноября в первом заседании комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ. Каковы ваши впечатления? Что еще предстоит сделать?

— Работа комиссии идет очень интересно, на первом заседании глубокий анализ проблем нашей сферы сделал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Как говорится, есть от чего плясать.

Нам предстоит очень интересная работа по формированию дисциплин, которые составят ядро наших направлений подготовки, анализу оценочных средств, составления рейтингов вузов и факультетов нашей профессиональной среды. Существуют рейтинги университетов в целом, а есть рейтинги университетов и факультетов в определенной области. Вуз может не входить в первую десятку, например, Шанхайского рейтинга, но быть очень уважаемым в своей сфере. Поэтому нужны очень прицельные, профессиональные критерии для оценки и сравнения, на которые могли бы ориентироваться руководители таких университетов и факультетов.

— Например?

— Нельзя ориентироваться только на научные публикации в международных журналах — нужно учитывать и наши журналы, выбрать, например, 10-20 лучших, таким образом аккумулировать внимание к этим журналам, придать им большую значимость. Не нужно забывать и о результатах исследований, выраженных в денежной форме, — заказанных бизнесом, государством.

Помимо критериев, связанных с наукой, есть еще такие показатели, как зарплаты преподавателей и выпускников, доля выпускников, работающих по специальности, оценки работодателей. Но здесь потребуется определиться с количеством и составом экспертов, а это, наверное, самый непростой вопрос. Обязательно нужно учитывать международную деятельность вузов. Несмотря на то, что у нас рынок труда большой, вузы не должны забывать о международных ориентирах.

На одном из ближайших заседаний комиссии я буду делать доклад о рейтингах вузов. Надеюсь более подробно и обоснованно изложить свое мнение по этому вопросу.

 

Екатерина Рылько

Сокращенная версия интервью опубликована на портале РИА Новости

Вам также может быть интересно:

«Нужно работать семь дней в неделю. Но мне еще никогда не было так интересно учиться, как в этом году»

Год назад выпускница совместной программы ВШЭ и РЭШ Юлия Жесткова сразу после окончания бакалавриата поступила на программу PhD по экономике Чикагского университета. О том, как все устроено, каковы особенности преподавателей – нобелевских лауреатов и в чем нужно честно признаться себе перед поступлением на PhD, она рассказала новостной службе ВШЭ.

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.

Многие профстандарты могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда

Такое мнение высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Высшая школа экономики на Петербургском экономическом форуме 2017

1 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой и дискуссионной программе форума. Вышка предоставляет возможность гостям ПМЭФ в интерактивной форме узнать о том, что будет с человечеством через 25 лет, а виртуальные проекции ученых университета расскажут о городской мобильности ближайшего будущего, цифровой революции и многом другом.

Экономика для неэкономистов

8 лекций Игоря Кима, доцента департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, о том, как экономические знания могут применяться в реальной жизни и что такое экономический образ мышления.

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»

Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

В 2017 году в Вышке будет вестись прием на две новые бакалаврские программы — «Управление бизнесом» и «Маркетинг и рыночная аналитика». Чему будут учить на этих программах, их руководители рассказали новостной службе ВШЭ. Подробную информацию также можно будет получить на дне открытых дверей, который состоится 15 апреля.

Кто управляет российскими банками

Большинство топ-менеджеров кредитных организаций в РФ — специалисты без международного опыта работы, получившие два высших образования и отдавшие банковскому делу не менее десяти лет, выяснили ученые НИУ ВШЭ.