• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Настало время задать более высокую планку»

Продолжается работа Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента, учредительная конференция которой состоялась в сентябре этого года в ВШЭ. О задачах ассоциации, о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях оценки и сравнения вузов рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.

— Сергей Михайлович, какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед ассоциацией?

— Главная задача ассоциации — формирование в нашем профессиональном сообществе стандартов в широком смысле этого слова.

Но сначала самим фактом создания ассоциации мы решаем другую задачу — формирование профессионального сообщества. АВРЭМ — это сообщество внятных размеров. В поле ее работы втягиваются вузы, которые вполне могут участвовать в современных разработках. Если этих вузов два-три, а за рамками ассоциации — тысяча остальных, то дифференциация только будет усиливаться. А если их около двадцати, как у нас, то ситуация будет меняться. Тем более что большинство вузов — членов ассоциации имели в своем составе так называемые УМО — учебно-методические объединения, сыгравшие большую роль в создании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Но ФГОС — это минимум требований, чтобы в пропасть не упасть, это минимальная планка. УМО выполнили свою задачу — сформулировали минимум. Ассоциация делает следующий шаг: настало время задать более высокую планку.

— Как ассоциация планирует выстраивать отношения с государством и бизнесом?

— АВРЭМ может выступать как партнер государства в подготовке стандартов по экономике и менеджменту, оценке уровня не только стандартов, но и подготовки выпускников. Формирование оценочных материалов, рейтингов — тоже задача АВРЭМ, в этом заключается ее помощь государству.

Есть вузовские стандарты, а есть стандарты работодателей. Вузовские стандарты не обязаны им соответствовать, мы не готовим человека под конкретное предприятие. У образования другие задачи, оно создает мобильность человека в мире, в профессии. Когда мы готовим выпускника, то учитываем, что он может менять место работы. Человек для общества — это не работник для предприятия.

При этом мы участвуем в разработке профессиональных стандартов и не должны быть от них полностью отделены. Должна быть группа вузов — агентов образовательного сообщества, которые будут коллективно контактировать с представителями работодателей — Российским союзом промышленников и предпринимателей, «Опорой России», «Деловой Россией» и другими. То есть АВРЭМ может скоординировать чисто образовательную составляющую в требованиях профессионалов, выступить тут посредником.

— Представители вузов — членов ассоциации, принимающих участие в заседаниях рабочих комиссий, — это тоже в определенном смысле работодатели: они нанимают преподавателей в вузы. Планирует ли ассоциация установить требования к преподавателям экономики и менеджмента?

— Мы тоже работодатели, и мы тоже можем создать свой профессиональный стандарт — стандарт вузовского преподавателя. И это приведет к структурированию рынка труда, когда есть преподаватели, имеющие сертификат ассоциации. Со временем наличие сертификата может стать знаком качества, и мы сможем таким образом управлять качеством преподавателей. Поскольку АВРЭМ — некоммерческая организация, мы можем создать свой профессиональный стандарт менеджеров некоммерческой организации. Это тоже поможет структурировать рынок специалистов.

— В чем заключается интерес к работе ассоциации со стороны Уральского федерального университета? Какие темы для вас особенно важны?

— Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ — значимый игрок на рынке высшего образования в нашей сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать и реализовывать новые стандарты.

На мой взгляд, очень важная тема — введение промежуточной независимой аттестации студентов. Нужно не откладывать все до итоговой аттестации, когда человек уже закончил учиться, а ввести независимую оценку освоения части дисциплин, например, на втором курсе. Это позволит, с одной стороны, оценить состояние дел в вузе, с другой — показать студентам, в какой вуз они пришли и куда им, может быть, стоит уйти, если они попали не туда. В АВРЭМ я как раз вхожу в комиссию, которая занимается оценкой качества и стандартами. Формирование банка оценочных средств, их внедрение в процедуру государственной аккредитации, появление промежуточных экзаменов на бакалаврских программах позволит не давать аккредитацию самым плохим программам и отчислять самых плохих студентов.

Еще одна тема, не менее важная лично для меня, — о которой мы говорили: создание профессионального стандарта университетских менеджеров и преподавателей.

— Вы приняли участие 21 ноября в первом заседании комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ. Каковы ваши впечатления? Что еще предстоит сделать?

— Работа комиссии идет очень интересно, на первом заседании глубокий анализ проблем нашей сферы сделал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Как говорится, есть от чего плясать.

Нам предстоит очень интересная работа по формированию дисциплин, которые составят ядро наших направлений подготовки, анализу оценочных средств, составления рейтингов вузов и факультетов нашей профессиональной среды. Существуют рейтинги университетов в целом, а есть рейтинги университетов и факультетов в определенной области. Вуз может не входить в первую десятку, например, Шанхайского рейтинга, но быть очень уважаемым в своей сфере. Поэтому нужны очень прицельные, профессиональные критерии для оценки и сравнения, на которые могли бы ориентироваться руководители таких университетов и факультетов.

— Например?

— Нельзя ориентироваться только на научные публикации в международных журналах — нужно учитывать и наши журналы, выбрать, например, 10-20 лучших, таким образом аккумулировать внимание к этим журналам, придать им большую значимость. Не нужно забывать и о результатах исследований, выраженных в денежной форме, — заказанных бизнесом, государством.

Помимо критериев, связанных с наукой, есть еще такие показатели, как зарплаты преподавателей и выпускников, доля выпускников, работающих по специальности, оценки работодателей. Но здесь потребуется определиться с количеством и составом экспертов, а это, наверное, самый непростой вопрос. Обязательно нужно учитывать международную деятельность вузов. Несмотря на то, что у нас рынок труда большой, вузы не должны забывать о международных ориентирах.

На одном из ближайших заседаний комиссии я буду делать доклад о рейтингах вузов. Надеюсь более подробно и обоснованно изложить свое мнение по этому вопросу.

 

Екатерина Рылько

Сокращенная версия интервью опубликована на портале РИА Новости

Вам также может быть интересно:

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.

Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США

В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».

«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»

Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.

«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»

Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.

Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.