• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АВРЭМ: новая аккредитация и новый бакалавриат

17 декабря в Высшей школе экономики состоялось общее собрание Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ). Были рассмотрены два основных вопроса: об общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и о прикладном бакалавриате.

АВРЭМ работает чуть больше трех месяцев — учредительное собрание состоялось в ВШЭ 12 сентября. В рамках ассоциации были созданы комиссии двух типов — функциональные (по вопросам контроля качества, кадровому обеспечению, обмену опытом, сотрудничеству с общеобразовательной школой и прочим) и предметные (по различным направлениям и специализациям). В ноябре-декабре состоялись первые заседания двенадцати комиссий, причем комиссия по прикладной экономике собиралась дважды.

В итоге за три месяца АВРЭМ сделала столько, сколько аналогичная организация — Ассоциация ведущих университетов России — сделала за два года. По оценке ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, это показывает, что профессорско-преподавательский состав наших вузов — один из самых энергичных в России. Вопрос формирования единого предметного методического пространства, единого видения профессионала в области экономики и менеджмента «перезрел» не только с точки зрения общественности и руководителей государства, но и внутри профессионального сообщества ведущих университетов.

 

Вузы плюс бизнес

Первой темой заседания стала общественно-профессиональная аккредитация в сфере экономического и управленческого образования.

Как отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, четвертый пункт указа Президента РФ №599 от 7 мая 2012 года предписывает Правительству России представить в декабре 2014 года предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации программ высшего образования, в первую очередь, по экономике, юриспруденции, управлению и социологии. В этой работе должны принять участие общероссийские объединения работодателей и ведущие университеты с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов. Министерство считает, что АВРЭМ как объединение университетов могла бы сформировать структуру, от лица которой будет проводиться общественно-профессиональная аккредитация программ по разработанным процедурам и регламентам, и мнение этой структуры стало бы авторитетным для профессионального сообщества.

Аккредитация оказывается знаком качества: образовательная программа может ее получить, а может и не получить, и даже за ней не обращаться, но это будет сигналом для потенциальных слушателей.

Примеры общественно-профессиональной аккредитации в российском образовательном сообществе уже есть, это, прежде всего, деятельность Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), объединения ведущих школ бизнеса. Такая аккредитация оказывается знаком качества: образовательная программа может ее получить, а может и не получить, и даже за ней не обращаться, но это будет сигналом для потенциальных слушателей.

Чтобы организовать работу по подготовке концепции и проведению общественно-профессиональной аккредитации программ, а также сформировать систему профессиональных квалификаций в сфере экономики и менеджмента, участники заседания приняли решение о создании Наблюдательного совета АВРЭМ, состоящего из членов не только вузовского сообщества, но и бизнеса. Совет возглавил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в него вошли президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка, президент Ассоциации менеджеров России Дмитрий Зеленин. К этой работе также будут привлечены узкопрофессиональные ассоциации — аудиторов, бизнес-консультантов, маркетологов, логистов, hr-специалистов, а также объединения «теоретиков» — Новая экономическая ассоциация и Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). Инструментами проведения аккредитации с АВРЭМ пообещал поделиться президент РАБО Сергей Мясоедов.

Обмен мнениями между участниками заседания показал, что представителям образовательного сообщества и бизнеса еще предстоит найти общий язык. Так, Дмитрий Зеленин, успешный бизнесмен, в прошлом губернатор Тверской области, заявил, что «ситуация с кадрами в экономике и менеджменте хорошо известна — их просто нет. Доходит до того, что при приеме на работу в крупнейшие компании диплом о высшем образовании никому не нужен: какой вуз человек закончил — никому не интересно». По его мнению, оценивать деятельность образовательных учреждений должен именно бизнес, а государство с учетом его рекомендаций сможет корректировать контрольные цифры приема: «Если бы министерство согласилось на столь решительный шаг, бизнес-сообщество его бы поддержало». Потенциал общественно-профессиональных ассоциаций можно использовать и при мониторинге вузов, и как инструмент профессиональной аттестации, и для создания базы успешных кадров (антипода реестра безработных).

Согласившись с тезисом о важности общественно-профессиональной аккредитации, ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров заметил, что бизнес-сообщество могло бы участвовать не только в аккредитации программ или вузов, но и в формировании рабочих учебных планов, бизнесмены могли бы вести мастер-классы и отбирать себе кадры на студенческой скамье. Представители профессиональных ассоциаций бизнесменов могли бы возглавить государственные экзаменационные комиссии: «Приходите в вузы — в Финансовый университет, в Государственный университет управления, на факультеты менеджмента, давайте с этого начнем. Затраты российского бизнеса на подготовку кадров мизерные по сравнению с Западом. Наше бизнес-сообщество вкладывает в научные исследования такие деньги, о которых стыдно говорить, а мы требуем, чтобы высшая школа готовила востребованных и лучших в мире специалистов… Бизнес требует от вуза кадры, а что бизнес дает нам?»

Не отрицая возможность сотрудничества с бизнесом, образовательному сообществу, как барону Мюнхгаузену, придется самому вытаскивать себя за косу из болота.

Ярослав Кузьминов предложил коллегам не противопоставлять вузы и бизнес. Люди из бизнеса не начнут массово преподавать — примеры их участия в работе вузов есть и сегодня, но уровень квалификации среднего преподавателя не выше квалификации среднего представителя бизнеса. Тем более что в некоторых регионах и квалификация бизнесменов оставляет желать лучшего, и вузы мало что могут им дать. Не отрицая возможность сотрудничества с бизнесом, образовательному сообществу, как барону Мюнхгаузену, придется самому вытаскивать себя за косу из болота.

 

Чему учить прикладных бакалавров?

Вторая тема, которую обсуждали участники заседания, — прикладной бакалавриат, один из самых дискуссионных сюжетов в российском образовании за последние несколько лет. Несмотря на многочисленные дебаты на различных площадках, на сегодняшний день ни профессиональное сообщество, ни власть так и не пришли к окончательному выводу, что же это такое. Александр Соболев честно признал, что на сегодняшний день Минобрнауки не имеет по этому вопросу сформированной позиции — ее нет ни в официальных документах, ни в выступлениях руководителей министерства.

Обсуждение идеи прикладного бакалавриата началось еще в 2008 году, при разработке модели «Российское образование — 2020», и продолжилось в 2011 году, когда создавалась Стратегия-2020. Необходимость поиска формы высшего образования, альтернативной обычному (академическому) бакалавриату, объяснялась тем, что, во-первых, около 60 процентов студентов вузов вне зависимости от направления подготовки начинают работать на втором-третьем курсе, фактически игнорируя учебу (налицо неформальная договоренность с администрацией вузов: вы с нас строго не спрашиваете, а мы создаем для вас контингент). И, во-вторых, в каждом секторе экономики есть рабочие места, для которых вовсе не требуется четырехлетнее высшее образование: чтобы работать, например, менеджером торгового зала, необязательно учиться четыре года, да и работодателю для таких должностей не нужны избыточно образованные люди, им просто некомфортно на таких рабочих местах.

Вузы сегодня выпускают в три раза больше специалистов, чем техникумы, и, казалось бы, проблему можно решить, переориентировав часть молодых людей на техникумы. Но спрос на среднее профессиональное образование уже не вернуть на прежний уровень. Как показало всероссийское исследование, проведенное Высшей школой экономики, даже в том случае, если после техникума молодой человек будет зарабатывать больше, чем после вуза, и его не призовут в армию, около 70 процентов родителей все равно отправят его в вуз. А прикладной бакалавриат в понимании разработчиков Стратегии-2020 — это то же высшее образование, но студенты учатся два года вместо четырех, затем в течение года проходят практику, получают диплом и сразу могут идти работать. В то же время они сохраняют возможность в любой момент продолжить учебу в академическом бакалавриате и, окончив его, поступить в магистратуру.

Однако в 2010 году в министерстве Андрея Фурсенко возобладало другое понимание прикладного бакалавриата. Его сделали четырехлетним: сначала студенты два года получают прикладные компетенции, а затем еще два года — компетенции теоретические. Начался эксперимент по внедрению такой модели — об этом участникам общего собрания АВРЭМ рассказала начальник отдела содержания и технологий образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина. Однако от эксперимента выиграли только техникумы, которые участвовали в нем в консорциумах с вузами. Проблема студентов вузов, фактически бросающих учебу на третьем курсе, так и не была решена — ведь после второго курса они не получали ни диплом о высшем образовании, ни компетенции, с которыми можно было бы сразу идти работать. По мнению Ярослава Кузьминова, есть серьезные сомнения в оптимальности такой модели прикладного бакалавриата.

В ходе дискуссии Михаил Эскиндаров отметил, что студенты на старших курсах вынуждены работать не ради заработка и не из-за нежелания учиться, а потому что после окончания вуза без опыта работы они работодателям не нужны. По его мнению, возможности внедрения прикладного бакалавриата в том виде, в каком он предложен в Стратегии-2020, все же ограничены — например, бухгалтеров для крупных корпораций нельзя готовить в рамках прикладного бакалавриата, поскольку они должны хорошо знать и английский язык, и математику, и даже эконометрику. Целесообразность прикладного бакалавриата ректор Финансового университета предложил рассматривать лишь для отдельных вузов, сохранив право ведущих вузов выпускать академических бакалавров, против чего, впрочем, не возражали авторы Стратегии-2020.

Чтобы определиться с перспективами прикладного бакалавриата, общее собрание АВРЭМ приняло решение создать рабочую группу. Ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров считает целесообразным вводить прикладной бакалавриат только на технических направлениях. Проректор Московского государственного института международных отношений МИД России Артем Мальгин возразил, что, напротив, возможности гораздо шире — например, он был бы уместен при подготовке специалистов по муниципальному управлению, менеджеров в сфере туризма, переводчиков-референтов. «Вводя прикладной бакалавриат, мы повышаем ценность академического бакалавриата, отсекая «лишних» людей от магистратуры, — считает он. — Переход на трехступенчатую систему подготовки в высшей школе будет полезен всем нам».

Чтобы определиться с перспективами прикладного бакалавриата, общее собрание АВРЭМ приняло решение создать рабочую группу. Ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь, в нее вошли представители Финансового университета, Уральского федерального университета, Российской академии народного хозяйства и госслужбы, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В ближайшее время рабочей группе предстоит проанализировать, по каким специализациям можно готовить экономистов и менеджеров в рамках двух- или трехлетнего прикладного бакалавриата и на каких рабочих местах они будут востребованы.

 

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

__________________________________________________________

В СМИ по теме:

Без экзаменов? // Поиск № 52, 28 декабря 2012

Вам также может быть интересно:

4 лекции, которые помогут за праздники стать еще умнее

Если вдруг вам уже надоели пикники и безделье и мозг снова требует нагрузки, предлагаем подборку открытых лекций, которые читают лучшие специалисты университета, преподающие на программах дополнительного образования. Из них вы узнаете, например, о роли психологии в предпринимательстве и о том, чем искусство помогает бизнесу. А получить еще больше информации можно будет 18 мая на дне открытых дверей программ дополнительного и бизнес-образования ВШЭ.

61%

На столько увеличился доход выпускников Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ через несколько лет после окончания обучения.

Государство или потребители: кто поможет бизнесу сохранить мораль

Может ли бизнес в XXI веке быть моральным и что такое сетевые этические племена? Об этом рассказал в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» ординарный профессор кафедры маркетинга фирмы Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Липсиц.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.

Программа Advanced Master in International Business: Москва, Париж, Сингапур и два диплома

С сентября 2015 года Международный институт управления и бизнеса ВШЭ запускает новую англоязычную программу Advanced Master in International Business. Эта программа профессиональной переподготовки позволяет участникам менее чем за полтора года научиться вести бизнес в международной среде. День открытых дверей программы пройдет 25 апреля.

Проверка на живость

15 апреля пройдет финал студенческого проекта «Битва бизнесов» — своего рода образовательной площадки для молодых бизнесменов. За шесть недель участники под присмотром состоявшихся предпринимателей создавали реальный бизнес и на практике прошли путь от идеи до ее воплощения и получения прибыли.