• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

АВРЭМ: новая аккредитация и новый бакалавриат

17 декабря в Высшей школе экономики состоялось общее собрание Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ). Были рассмотрены два основных вопроса: об общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и о прикладном бакалавриате.

АВРЭМ работает чуть больше трех месяцев — учредительное собрание состоялось в ВШЭ 12 сентября. В рамках ассоциации были созданы комиссии двух типов — функциональные (по вопросам контроля качества, кадровому обеспечению, обмену опытом, сотрудничеству с общеобразовательной школой и прочим) и предметные (по различным направлениям и специализациям). В ноябре-декабре состоялись первые заседания двенадцати комиссий, причем комиссия по прикладной экономике собиралась дважды.

В итоге за три месяца АВРЭМ сделала столько, сколько аналогичная организация — Ассоциация ведущих университетов России — сделала за два года. По оценке ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, это показывает, что профессорско-преподавательский состав наших вузов — один из самых энергичных в России. Вопрос формирования единого предметного методического пространства, единого видения профессионала в области экономики и менеджмента «перезрел» не только с точки зрения общественности и руководителей государства, но и внутри профессионального сообщества ведущих университетов.

 

Вузы плюс бизнес

Первой темой заседания стала общественно-профессиональная аккредитация в сфере экономического и управленческого образования.

Как отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, четвертый пункт указа Президента РФ №599 от 7 мая 2012 года предписывает Правительству России представить в декабре 2014 года предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации программ высшего образования, в первую очередь, по экономике, юриспруденции, управлению и социологии. В этой работе должны принять участие общероссийские объединения работодателей и ведущие университеты с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов. Министерство считает, что АВРЭМ как объединение университетов могла бы сформировать структуру, от лица которой будет проводиться общественно-профессиональная аккредитация программ по разработанным процедурам и регламентам, и мнение этой структуры стало бы авторитетным для профессионального сообщества.

Аккредитация оказывается знаком качества: образовательная программа может ее получить, а может и не получить, и даже за ней не обращаться, но это будет сигналом для потенциальных слушателей.

Примеры общественно-профессиональной аккредитации в российском образовательном сообществе уже есть, это, прежде всего, деятельность Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), объединения ведущих школ бизнеса. Такая аккредитация оказывается знаком качества: образовательная программа может ее получить, а может и не получить, и даже за ней не обращаться, но это будет сигналом для потенциальных слушателей.

Чтобы организовать работу по подготовке концепции и проведению общественно-профессиональной аккредитации программ, а также сформировать систему профессиональных квалификаций в сфере экономики и менеджмента, участники заседания приняли решение о создании Наблюдательного совета АВРЭМ, состоящего из членов не только вузовского сообщества, но и бизнеса. Совет возглавил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в него вошли президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка, президент Ассоциации менеджеров России Дмитрий Зеленин. К этой работе также будут привлечены узкопрофессиональные ассоциации — аудиторов, бизнес-консультантов, маркетологов, логистов, hr-специалистов, а также объединения «теоретиков» — Новая экономическая ассоциация и Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). Инструментами проведения аккредитации с АВРЭМ пообещал поделиться президент РАБО Сергей Мясоедов.

Обмен мнениями между участниками заседания показал, что представителям образовательного сообщества и бизнеса еще предстоит найти общий язык. Так, Дмитрий Зеленин, успешный бизнесмен, в прошлом губернатор Тверской области, заявил, что «ситуация с кадрами в экономике и менеджменте хорошо известна — их просто нет. Доходит до того, что при приеме на работу в крупнейшие компании диплом о высшем образовании никому не нужен: какой вуз человек закончил — никому не интересно». По его мнению, оценивать деятельность образовательных учреждений должен именно бизнес, а государство с учетом его рекомендаций сможет корректировать контрольные цифры приема: «Если бы министерство согласилось на столь решительный шаг, бизнес-сообщество его бы поддержало». Потенциал общественно-профессиональных ассоциаций можно использовать и при мониторинге вузов, и как инструмент профессиональной аттестации, и для создания базы успешных кадров (антипода реестра безработных).

Согласившись с тезисом о важности общественно-профессиональной аккредитации, ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров заметил, что бизнес-сообщество могло бы участвовать не только в аккредитации программ или вузов, но и в формировании рабочих учебных планов, бизнесмены могли бы вести мастер-классы и отбирать себе кадры на студенческой скамье. Представители профессиональных ассоциаций бизнесменов могли бы возглавить государственные экзаменационные комиссии: «Приходите в вузы — в Финансовый университет, в Государственный университет управления, на факультеты менеджмента, давайте с этого начнем. Затраты российского бизнеса на подготовку кадров мизерные по сравнению с Западом. Наше бизнес-сообщество вкладывает в научные исследования такие деньги, о которых стыдно говорить, а мы требуем, чтобы высшая школа готовила востребованных и лучших в мире специалистов… Бизнес требует от вуза кадры, а что бизнес дает нам?»

Не отрицая возможность сотрудничества с бизнесом, образовательному сообществу, как барону Мюнхгаузену, придется самому вытаскивать себя за косу из болота.

Ярослав Кузьминов предложил коллегам не противопоставлять вузы и бизнес. Люди из бизнеса не начнут массово преподавать — примеры их участия в работе вузов есть и сегодня, но уровень квалификации среднего преподавателя не выше квалификации среднего представителя бизнеса. Тем более что в некоторых регионах и квалификация бизнесменов оставляет желать лучшего, и вузы мало что могут им дать. Не отрицая возможность сотрудничества с бизнесом, образовательному сообществу, как барону Мюнхгаузену, придется самому вытаскивать себя за косу из болота.

 

Чему учить прикладных бакалавров?

Вторая тема, которую обсуждали участники заседания, — прикладной бакалавриат, один из самых дискуссионных сюжетов в российском образовании за последние несколько лет. Несмотря на многочисленные дебаты на различных площадках, на сегодняшний день ни профессиональное сообщество, ни власть так и не пришли к окончательному выводу, что же это такое. Александр Соболев честно признал, что на сегодняшний день Минобрнауки не имеет по этому вопросу сформированной позиции — ее нет ни в официальных документах, ни в выступлениях руководителей министерства.

Обсуждение идеи прикладного бакалавриата началось еще в 2008 году, при разработке модели «Российское образование — 2020», и продолжилось в 2011 году, когда создавалась Стратегия-2020. Необходимость поиска формы высшего образования, альтернативной обычному (академическому) бакалавриату, объяснялась тем, что, во-первых, около 60 процентов студентов вузов вне зависимости от направления подготовки начинают работать на втором-третьем курсе, фактически игнорируя учебу (налицо неформальная договоренность с администрацией вузов: вы с нас строго не спрашиваете, а мы создаем для вас контингент). И, во-вторых, в каждом секторе экономики есть рабочие места, для которых вовсе не требуется четырехлетнее высшее образование: чтобы работать, например, менеджером торгового зала, необязательно учиться четыре года, да и работодателю для таких должностей не нужны избыточно образованные люди, им просто некомфортно на таких рабочих местах.

Вузы сегодня выпускают в три раза больше специалистов, чем техникумы, и, казалось бы, проблему можно решить, переориентировав часть молодых людей на техникумы. Но спрос на среднее профессиональное образование уже не вернуть на прежний уровень. Как показало всероссийское исследование, проведенное Высшей школой экономики, даже в том случае, если после техникума молодой человек будет зарабатывать больше, чем после вуза, и его не призовут в армию, около 70 процентов родителей все равно отправят его в вуз. А прикладной бакалавриат в понимании разработчиков Стратегии-2020 — это то же высшее образование, но студенты учатся два года вместо четырех, затем в течение года проходят практику, получают диплом и сразу могут идти работать. В то же время они сохраняют возможность в любой момент продолжить учебу в академическом бакалавриате и, окончив его, поступить в магистратуру.

Однако в 2010 году в министерстве Андрея Фурсенко возобладало другое понимание прикладного бакалавриата. Его сделали четырехлетним: сначала студенты два года получают прикладные компетенции, а затем еще два года — компетенции теоретические. Начался эксперимент по внедрению такой модели — об этом участникам общего собрания АВРЭМ рассказала начальник отдела содержания и технологий образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина. Однако от эксперимента выиграли только техникумы, которые участвовали в нем в консорциумах с вузами. Проблема студентов вузов, фактически бросающих учебу на третьем курсе, так и не была решена — ведь после второго курса они не получали ни диплом о высшем образовании, ни компетенции, с которыми можно было бы сразу идти работать. По мнению Ярослава Кузьминова, есть серьезные сомнения в оптимальности такой модели прикладного бакалавриата.

В ходе дискуссии Михаил Эскиндаров отметил, что студенты на старших курсах вынуждены работать не ради заработка и не из-за нежелания учиться, а потому что после окончания вуза без опыта работы они работодателям не нужны. По его мнению, возможности внедрения прикладного бакалавриата в том виде, в каком он предложен в Стратегии-2020, все же ограничены — например, бухгалтеров для крупных корпораций нельзя готовить в рамках прикладного бакалавриата, поскольку они должны хорошо знать и английский язык, и математику, и даже эконометрику. Целесообразность прикладного бакалавриата ректор Финансового университета предложил рассматривать лишь для отдельных вузов, сохранив право ведущих вузов выпускать академических бакалавров, против чего, впрочем, не возражали авторы Стратегии-2020.

Чтобы определиться с перспективами прикладного бакалавриата, общее собрание АВРЭМ приняло решение создать рабочую группу. Ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров считает целесообразным вводить прикладной бакалавриат только на технических направлениях. Проректор Московского государственного института международных отношений МИД России Артем Мальгин возразил, что, напротив, возможности гораздо шире — например, он был бы уместен при подготовке специалистов по муниципальному управлению, менеджеров в сфере туризма, переводчиков-референтов. «Вводя прикладной бакалавриат, мы повышаем ценность академического бакалавриата, отсекая «лишних» людей от магистратуры, — считает он. — Переход на трехступенчатую систему подготовки в высшей школе будет полезен всем нам».

Чтобы определиться с перспективами прикладного бакалавриата, общее собрание АВРЭМ приняло решение создать рабочую группу. Ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь, в нее вошли представители Финансового университета, Уральского федерального университета, Российской академии народного хозяйства и госслужбы, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В ближайшее время рабочей группе предстоит проанализировать, по каким специализациям можно готовить экономистов и менеджеров в рамках двух- или трехлетнего прикладного бакалавриата и на каких рабочих местах они будут востребованы.

 

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

__________________________________________________________

В СМИ по теме:

Без экзаменов? // Поиск № 52, 28 декабря 2012

Вам также может быть интересно:

На программу МВА Банковского института НИУ ВШЭ пришло рекордное число слушателей

В Банковском институте НИУ ВШЭ стартовал 21-й поток программы МВА «Управление инвестициями». Численность потока в этом году составила около 40 человек. Слушателей ждут преподаватели-практики,  практико-ориентированные семинары, разборы реальных кейсов, а также совместные проекты с ведущими банками и компаниями страны.

ВШБ ВШЭ вступила в Ассоциацию бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона

Ассоциация бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона (AAPBS) — первое объединение бизнес-школ региона, в которое вступила Вышка. Это некоммерческая организация, учрежденная в 2001 году, целью которой является обеспечение повышения качества бизнес- и управленческого образования в АТР. Для Высшей школы бизнеса ВШЭ присоединение к ассоциации — важная часть стратегии развития международных связей.

Стартовал открытый конкурс ВШБ ВШЭ для кандидатов в преподаватели

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ запустила второй Кадровый акселератор «Преподаватели-практики и преподаватели университетов для бизнес-образования». Это открытый конкурс для преподавателей — экспертов в области менеджмента, финансов, информационных технологий, операционного менеджмента и логистики, маркетинга и управления людьми, которые хотят делиться опытом и обучать новых лидеров.

ВШБ ВШЭ открывает доступ к уникальной коллекции бизнес-кейсов

Преподаватели вузов, бизнес-школ и корпоративных университетов получат бесплатный доступ к коллекции Национального ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Все материалы разработаны в 2020–2023 годах и отражают актуальные вызовы и реальные бизнес-ситуации из практики ведущих российских компаний: «Яндекса», УГМК, «ВкусВилла», «Мегафона», «Аэрофлота», МТС, OZON, Segezha Group, ГК «Медси», Агрохолдинга «Степь», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир», X5 и др.

ВШБ НИУ ВШЭ и АФК «Система» выпустили сборник учебных кейсов на материалах бизнесов корпорации

«В поисках источников роста» — уникальный совместный проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и АФК «Система». Сборник содержит семь полноформатных кейсов, представляющих анализ реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись портфельные компании корпорации. Выпуск сборника учебных кейсов — часть комплексной программы сотрудничества НИУ ВШЭ и АФК «Система».

Первая межкампусная программа бакалавриата открывается в НИУ ВШЭ

«Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» — новая межкампусная программа, реализуемая в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Первый набор на программу пройдет в этом году. Чему здесь будут учить и где смогут работать выпускники, новостная служба портала узнала у академических руководителей программы и администрации кампусов.

«Мы придумали Кадровый акселератор, чтобы сделать преподавательскую команду еще сильнее»

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ объявила результаты первого Кадрового акселератора «Преподаватели-практики для бизнес-образования» с торжественным награждением лауреатов и призеров конкурсного отбора. Интеграция программ обучения с передовой практикой бизнес-лидеров — один из приоритетов стратегии развития Высшей школы бизнеса и НИУ ВШЭ в целом.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.