• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плагиат в дизайне

4 июня в московском клубе «Завтра» отделение дизайна НИУ ВШЭ и информационно-политический канал «Полит.ру» провели открытую дискуссию на тему «Плагиат в дизайне».

Что такое плагиат? Как происходит процесс заимствования «чужого»? На эти, казалось бы, несложные вопросы пытались ответить сами дизайнеры, собравшиеся за круглым столом. Плагиат — это, по сути, воровство, умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или изобретения. С одной стороны, вроде все понятно, однако, как оказалось, определить, где заканчивается «цитирование» и начинается собственно плагиат — дело не такое простое.

Как считает Егор Ларичев, историк искусства и архитектуры, журналист, эксперт, сотрудничающий с Проектно-учебной лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, проиллюстрировавший примеры прямых заимствований чужих образов на плакатах советской эпохи, «законом об авторском праве охраняется форма исполнения, а не идея». А вот где пролегает грань между формой и идеей, участники дискуссии назвали «тонким вопросом».

Дизайнер и эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин считает, что проблема плагиата состоит из двух неравных составляющих. Первая — когда речь идет о «вульгарном» плагиате, то есть о прямом плагиате, связанном с непрофессионализмом либо мошенничеством дизайнеров и художников. Ко второй, большей, части относится использование схожих стилистических и пластических решений, распространенных трендов и универсальных форм разработчиками, в профессионализме которых сомневаться не приходится. И если с первой частью все понятно, то вот вторая вызывает у дизайнерского сообщества много споров. Можно ли, например, логотип Болгарии, который обвинили в плагиате за схожие стилистические решения с ребрендингом Киргизии, действительно к нему относить? Ведь в свою очередь эмблему Киргизии можно считать репликой фирменного знака компании «Unilever». «Сомнительная» история произошла и с логотипом Парка имени Горького, в этом изображении блогеры тоже усмотрели плагиат. Основной прием в разработке фирменного стиля парка — размещение букв с изобразительными элементами — явно не новое художественное решение.

Плагиат — это, по сути, воровство, умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или изобретения. С одной стороны, вроде все понятно, однако, как оказалось, определить, где заканчивается «цитирование» и начинается собственно плагиат — дело не такое простое.

Чтобы внести хоть какую-то ясность в поставленные вопросы дизайнеры договорились разделять понятия: 1) плагиат — грубое воровство чужих решений и присвоение авторства, 2) переработка исходного материала как самостоятельный объект творчества и 3) копирование — точное повторение раннее созданного, без претензии на собственное авторство.

Разобравшись с определениями, аудитория задумалась над тем, каким должно быть отношение к плагиату. Если считать, что это вопрос сугубо юридический, тогда, возможно, следует ужесточать закон об авторском праве. Если же дело это носит по большей части этический характер, тогда это «частное дело» — вся ответственность лежит на совести конкретного человека.

Арсений Мещеряков, заведующий Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, напомнил, что с юридической точки зрения копирование предметов, авторство которых не установлено, незаконным быть не может. Также любое авторское право прекращает действовать через 70 лет после смерти автора (если образцы творчества запатентованы). Регистрация товарного знака, в этом смысле, тоже разновидность патента. Все, что лежит за гранью перечисленного, как считает Арсений Мещеряков, — относится исключительно к моральной стороне вопроса. Эту точку зрения поддержал Егор Ларичев, сказав, что проблемы, связанные с плагиатом, нужно решать при помощи профессиональной дискуссии, а не в судах. Поговорить не про законы, а про профессию предложила и Мария Привалова, независимый продюсер и куратор.

Виктор Меламед, иллюстратор журнала «Rolling Stone» и преподаватель коснулся проблем обучения начинающих дизайнеров. Как преподаватель Виктор столкнулся с проблемой фобии плагиата у молодых дизайнеров. Ребята не хотят изучать опыт прошлого из-за боязни повториться, в результате возникает обратный эффект. «Ни в системе образования, ни в профессиональном сообществе не отработаны методы осмысления «чужого» материала. Как результат — мир наблюдает множество вторичных вещей», — считает художник.

Как бы то ни было, все участники круглого стола сошлись в одном — у профессионального сообщества на сегодняшний день нет социального института, который бы формировал общественное мнение и на который мог бы опереться в случае обнаружения плагиата, в том числе, заказчик художественной работы.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.

«На языке дизайна»: открытые лекции Школы дизайна Вышки

Зимний сезон лекций посвящен главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна ВШЭ 11 лет назад — коммуникационный дизайн. Также слушатели смогут узнать больше об онлайн-бакалавриате школы. Лекции с кураторами профилей — топовыми представителями индустрии — будут выходить каждую среду февраля в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

Семинары по созданию авторских книг пройдут в MMOMA при участии Школы дизайна ВШЭ

С 31 января по 27 марта в Образовательном центре Московского музея современного искусства (ММОМА) пройдет цикл встреч, посвященных экспериментальным форматам печатных изданий. Каждая лекция будет дополнена мастер-классом, где все желающие смогут попробовать разные техники, задать вопросы, получить навыки создания книжного произведения. Среди ведущих практических занятий — преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер и Ксения Плотникова, а также студенты Вышки.

Студентка Вышки сняла клип для группы «Пикник»

Студентка 3-го курса направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Вышки Ольга Гальченко в рамках учебного задания создала мультипликационный клип на песню «Шарманка» группы «Пикник». Музыканты заметили и оценили работу Ольги. Они предложили студентке разместить видео на своем канале. Об истории появления мультфильма она рассказала в интервью.